Подборка материалов по автору

Михаил Тимин

Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»

10 мая 2024

Михаил Тимин

Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми совершенными на тот момент военно-воздушными силами мира — люфтваффе. Эффективно противостоять немцам в воздухе было невероятно сложно, и в безвыходных ситуациях советские лётчики уже в первых боях применили «запрещённый приём», тараня самолёты врага. Два первых по хронологии тарана совершили Иван Иванов и Дмитрий Кокорев. За ними последовали ещё три, выполненные в первый день войны Леонидом Бутелиным, Петром Рябцевым и Анатолием Азаренковым.

Дмитрий Кокорев – герой 22 июня 1941 года

02 мая 2024

Михаил Тимин

Тема воздушных таранов первого дня Великой Отечественной войны неоднократно затрагивалась в работах историков как в последние годы, так и ранее, начиная с результатов поисков знаменитого исследователя истории обороны Брестской крепости С. С. Смирнова, опубликованных ещё в семидесятые годы (и, кстати, довольно хорошо соответствующих документам). Необходимо отметить, что за редким исключением эти исследования носили скорее характер художественных публикаций или воспоминаний участников событий, что не могло не повлиять на степень их исторической достоверности. В итоге в девяностых годах прошлого столетия в научно-публицистической литературе усилиями различных авторов сложилось совершенно фантастическое представление о количестве воздушных таранов, выполненных советскими пилотами в первый день войны.

«Бить танки противника до полного их уничтожения…»

19 апреля 2024

Михаил Тимин

Мы уже публиковали материал о попытке ВВС КА разгромить авангарды 3-й танковой группы вермахта, прорвавшиеся в район Вильнюса 25 июня 1941 года. Всего полки ВВС Западного фронта и дальней авиации выполнили тогда за сутки 194 боевых вылета. Из-за недооценки сил противника — а 3-я танковая группа насчитывала около 130 000 человек, более 1000 танков и броневиков и тысячи автомобилей — не только разгромить, но и задержать немцев такими усилиями не удалось. События в воздухе, разыгравшиеся на следующий день восточнее, на подступах к Минску, оказались гораздо более масштабными.

Разгромить танки под Вильнюсом!

02 марта 2024

Михаил Тимин

К вечеру третьего дня войны в результате тяжёлых оборонительных боёв войска советского Северо-Западного фронта понесли большие потери и были отброшены от государственной границы. Кроме того, фактически ещё 23 июня была разорвана локтевая связь между 8-й и 11-й Армиями фронта. Самое печальное, что командующий и штаб СЗФ довольно смутно представляли обстановку в полосе действий основных сил как правофланговой 8-й Армии, части которой противник теснил на Шауляйском направлении, так и левофланговой 11-й Армии, соединения который были охвачены противником с обоих флангов и медленно отходили на Каунасском направлении. Однако в стратегическом плане эти события были не самыми страшными. Ещё хуже командование СЗФ было осведомлено о ситуации, сложившийся на левом фланге 11-й Армии, и захват ещё в первой половине дня 24 июня столицы советского Литвы города Вильнюс частями 39-го МК 3-й ТГ вермахта стал неприятнейшим сюрпризом как для командования СЗФ, так и для военного совета ЗФ.

Несостоявшееся возмездие. Часть 3. Дальняя бомбардировочная авиация

27 февраля 2024

Михаил Тимин

Учитывая то, что дальнебомбардировочная авиация создавались именно как резерв главного командования, логично было бы предположить, что именно соединения и части ДБА в первую очередь получат задачи согласно планам прикрытия и уже в первые часы войны обрушат всю свою мощь на аэродромы врага. Однако, как помнит читатель по первым частям публикации, советское военно-политическое руководство долго определялось – объявлять войну Германии или не объявлять, поэтому никаких задач авиакорпуса и отдельные дивизии и полки РГК от командования ВВС КА в первый половине 22 июня не получили. Тем не менее, некоторые части ДБА поучаствовали в сражениях первого дня войны.

Несостоявшееся возмездие-2. Разбомбить Кёнигсберг и Мемель!

11 января 2024

Михаил Тимин

Продолжая разбирать события, связанные с боевыми действиями в небе в первые дни войны, перейдем к 23 июня 1941 года. 
Как уже упоминалось в предыдущей части, командующий ВВС Северо-Западного фронта генерал-майор авиации Алексей Павлович Ионов, без сомнения, был сторонником борьбы за господство в воздухе и особое значение в этом отношении придавал воздействию на аэродромы противника. Поэтому, как только у него появилась такая возможность, он занялся организацией налетов на места сосредоточения самолетов Люфтваффе. Весьма кстати оказалось, что поступившая в 8:15 22 июня 1941 года из Москвы в штаб ВВС СЗФ Директива №2 не просто была созвучна идеям генерала, но и практически дублировала его решения...

Несостоявшееся возмездие

23 ноября 2023

Михаил Тимин

События первого дня войны до сих пор надлежащим образом не освещены и не исследованы в отечественной историографии, а основная масса публикаций и монографий по этой теме больше напоминают художественную литературу, со всеми присущими ей недостатками…

В данной статье автор в качестве анонса представит фрагмент, посвященный неудачным действиям ВВС Красной Армии 22 июня 41 года согласно так называемым «Планам прикрытия» по завоеванию господства в воздухе.

«Небо в парашютах маршала Зимина». Часть.2: Самолёты, зенитки, два моста.

25 октября 2023

Михаил Тимин

В предыдущей части речь шла о событиях мая 1943 года, когда несмотря на настойчивые действия самолетов 1-го Воздушного флота немцам не удалось вывести из строя железнодорожные станции и мосты на «Дороге победы» и порты на «Дороге жизни». В этот раз мы рассмотрим непосредственно события 1 июня 1943 года, когда противник атаковал железнодорожные мосты через Волхов в районе одноименной железнодорожной станции.

Герой Советского Союза маршал авиации Георгий Васильевич Зимин в своих мемуарах «Истребители» рассказал о результатах двух воздушных боев, произошедших 1 июня 1943 года над мостами через реку Волхов. Маршал утверждал, что враг был разгромлен и потерял 32 самолёта, а всё небо было заполнено парашютами сбитых немецких летчиков. При этом не были разрушены ни основной железнодорожный металлический мост, ни вспомогательный деревянный, у которого лишь случайно пострадал один пролет, впрочем, буквально за несколько часов восстановленный, что позволило возобновить движение поездов в Ленинград.

Неудачная попытка перехватить инициативу

03 октября 2023

Михаил Тимин

Группировка ВВС КА на северном участке фронта какое-то время после начала войны казалась островком стабильности и благополучия. Однако буквально через неделю после начала войны соединения 4-й танковой группы вермахта форсировали Западную Двину и ринулись в сторону Острова и Пскова. Помешать им теперь могли только войска СФ, и в первую очередь — ВВС. Первый удар приняли на себя лётчики 158-го иап, базировавшегося в районе Острова. Штаб ВВС фронта практически сразу создал оперативную группу в составе нескольких эскадрилий 154-го, 156-го и 159-го иап, переброшенных на передовые аэродромы в район Луги. Однако немцы, форсировав реку Великая, быстро захватили Остров и вышли на подступы к Пскову…

Последний бой гауптмана Юнга

К сожалению, зачастую при изучении войны в воздухе разобрать воздушный бой по данным обеих сторон и установить авторство конкретной победы над самолётом противника просто невозможно. Так, долгое время оставались неизвестными и детали гибели немецкого аса c 68 победами гауптмана Генриха Юнга, который не вернулся из боевого вылета 30 июля 1943 года из района Мги, что к востоку от Ленинграда. Однако после выхода в свет новой монографии по истории 54-й истребительной эскадры «Грюнхерц» французского историка Филиппа Сента законный претендент на победу над опытным кавалером Рыцарского креста, наконец, нашёлся.

Новости 1 - 10 из 32
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все