"Бизон" против "Сокола"

"Бизон" против "Сокола"

Две недели назад, 20 апреля 2023 года, 5 индийских солдат погибли и еще один был тяжело ранен при нападении группы неизвестных на одиночный армейский грузовик в одном из округов союзной территории Джамму и Кашмир. Такие инциденты там случались и раньше, иногда заканчиваясь резкой эскалацией конфликта между Индией и Пакистаном. На излете зимы 2019 года похожее нападение на индийских военнослужащих привело к обмену авиаударами, и воздушному бою над Гималаями.

Эскалация

Около 15:15 14 февраля 2019 года микроавтобус "Сузуки", за рулем которого был 22-летний террорист-смертник из группировки "Джаиш-е-Мухаммад" ("Армия Мухаммеда") (i), протаранил один из автобусов транспортной колонны индийских вооруженных сил, следовавшей по шоссе NH 44 в штате Джамму и Кашмир. В результате взрыва погибло 40 и было ранено 35 бойцов 76-го батальона Центральных резервных полицейских сил Индии.

На следующий день премьер-министр Нарендра Моди выступил с обращением к нации, пообещав "сильный ответ" организаторам теракта и предупредив, что "кровь народа кипит" и что "если наши соседи думают, что могут дестабилизировать Индию, прибегая к такой тактике и заговорам, то они ошибаются". Этот посыл был обращен к Исламабаду, покровительствовавшему "Джаиш-е-Мухаммад" – а, чтобы не было никаких сомнений в действенности обещаний, индийское правительство отменило торговые преференции для Пакистана и ввело заградительные торговые пошлины в размере 200%.

В Кашмирской долине была начата войсковая операция: ранним утром 18 февраля были уничтожены двое из исполнителей теракта и сторонник "Джаиш-е-Мухаммад", в доме которого они укрывались. Достигнутого результата, тем не менее, было недостаточно – проблема была еще и в том, что всего через 2 месяца премьеру Моди предстояло провести свою партию через всеобщие выборы, а последние региональные выборы в декабре 2018-го завершились поражением в трех прежде лояльных штатах. В общем, в этой ситуации показывать даже малейшую слабость было нельзя. Тем более, что каждый день задержки с ответом играл на руку главному оппоненту Моди, Рахулу Ганди, который умело набирал политические очки на критике действий правительства.


Индийские военнослужащие в ходе контртеррористической операции на территории штата Джамму и Кашмир. Источник: DW.

Оставался вопрос: каким должно быть возмездие? В конце концов, еще с 1998 года было известно, что Пакистан обладает собственным оружием массового поражения, и скатиться к обмену ракетными ядерным ударами никому не хотелось. Опций было пять:

● морская блокада,

● авиаудары по учебным центрам террористических групп на территории Пакистана,

● высокоточные удары по учебным центрам террористических групп с использованием сверхзвуковых ракет PJ-10 "БраМос",

● военная операция с целью изменения линии контроля, разделившей Джамму и Кашмир на индийскую и пакистанскую части еще в 1972 году,

● рейд индийского спецназа на территорию Пакистана с уничтожением целей в районе близ линии контроля.

От последнего варианта отказались сразу: его уже использовали в сентябре 2016-го после другого теракта "Джаиш-е-Мухаммад" – пакистанцы тогда сделали выводы и отодвинули лагеря боевиков вглубь своей территории. Для первого варианта и так все было готово: индийский флот свернул учения TROPEX 2019 и обозначил угрозу с моря, "заставив ВМС Пакистана держаться вблизи побережья Мекрана и не пытаться выйти в открытый океан". Остальные опции были разобраны в рамках командно-штабных военных игр, и, в конечном счете, было решено задействовать авиацию. Ставка была сделана на неожиданность, поскольку индийские ВВС не пересекали линию контроля уже почти 50 лет – с момента окончания войны 1971 года.


Премьер-министр Индии Нарендра Моди (в белом) и советник по национальной безопасности Аджит Довал (в черно-зеленом галстуке) в ходе брифинга о ходе контртеррористической операции на авиабазе в Патханкоте. Источник: Wikimedia Commons.

Нельзя сказать, что в Исламабаде ничего не подозревали. 19 февраля премьер-министр Пакистана Имран Хан выступил с обращением к гражданам двух стран. Он выразил надежду, что здравый смысл возобладает; заявил, что никакого попустительства деятельности террористических организаций больше не будет; но пообещал, что агрессивные действия Индии получат надлежащий ответ. Умиротворяющее воздействие на политиков и военных в Дели все эти тезисы не произвели – там были уверены, что "надлежащий ответ", максимум, станет кратковременной эскалацией в Джамму и Кашмире или активизацией "спящих" ячеек террористов в Индии.

Операция "Бандар"

Потенциальных целей для авиации было три, все они были отобраны командованием еще 10 лет назад, после масштабного теракта в Мумбаи в ноябре 2008 года, и с тех пор пользовались особым вниманием индийской разведки:

● штаб-квартира "Джаиш-е-Мухаммад" в Бахавалпуре,

● учебный лагерь в Сава-е-Налла близ Музаффарабада в контролируемой Пакистаном части Кашмира,

● учебный лагерь близ Балакота на территории Пакистана примерно в 150 км к северу от Исламабада.

Первый вариант исключили, поскольку цель располагалась в густонаселенных жилых кварталах города; кашмирский лагерь не был настолько большим, чтобы от удара авиации был хоть какой-то эффект – поэтому индийское командование остановило свой на Балакоте. Операция, планирование которой потребовало около 200 часов работы штабов разного уровня, получила кодовое название "Бандар" – на хинди и на урду это слово означает обезьяну (все же помнят бандар-логов у Киплинга?)

Лагерь, который носил имя Марказ Сейид Ахмед Шахид, находился на вершине горной гряды на удалении в 20 км к югу от Балакота и состоял из 8 зданий, расположенных на площади в 2,5 гектара. По данным разведки, там со дня на день ожидали новую группу "курсантов", и, кроме того, в ожидании действий индийцев именно туда из Бахавалпура была переброшена часть старших инструкторов "Джаиш-е-Мухаммад". Предположительно, к моменту авиаудара в Балакоте должно было находиться до 350 боевиков.


Спутниковая съемка учебного лагеря "Джаиш-е-Мухаммад" южнее Балакота. На снимке выделены основные цели (сверху вниз): общежитие на 150 учащихся, дом для инструкторов, общежитие для учащихся и преподавателей, домик начальника лагеря Мауланы Юсуфа Азхара. Источник: European Space Imaging / Digital Globe, A Maxar Company.

Разведывательным спутникам удалось отснять лагерь, что, в сочетании с работой агентурной разведки, позволило точно идентифицировать местоположение командного и преподавательского состава, уничтожение которого должно было нанести группировке тяжелый удар. 23 февраля для командующих наземными войсками, ВВС и ВМС, а также для руководства силовых ведомств Индии была проведена серия брифингов о предстоящей операции. МИД сообщил послам дружественных стран, что Индия готовится рассчитаться за теракт на шоссе NH 44. Вооруженные силы страны вдоль границы с Пакистаном и линии контроля в Джамму и Кашмире были переведены в режим повышенной боеготовности.

На следующий день – меньше, чем за двое суток до боевого вылета – информацию о цели довели офицерскому составу 7-й и 9-й эскадрилий ВВС Индии, вооруженных "Миражами" 2000I. По всей видимости, большим сюрпризом для пилотов это не стало, поскольку уже в течение нескольких ночей они отрабатывали полеты на малых высотах в районе границы с Пакистаном. Одновременно с ними в воздух поднимались самолеты ДРЛО, а специалисты РЭБ приучали пакистанские РЛС привыкать к периодическому появлению помех. По каналам разведки пакистанцам аккуратно пробрасывали дезинформацию, что индийцы готовятся атаковать штаб-квартиру "Джаиш-е-Мухаммад" в Бахавалпуре.

С 8 часов вечера 25 февраля Западное командование индийских ВВС развернуло повышенную активность вдоль границы с Пакистаном. Самолеты взлетали один за другим с различных аэродромов – как потом сказал СМИ один из офицеров, "идея была в том, чтобы загрузить пакистанскую ПВО и держать ее в напряжении".

В 1:15 ночи 26 февраля 2019 года с аэродрома в Агре в воздух поднялся летающий танкер Ил-78, взявший курс на Кашмир. Вслед за ним вскоре направился обеспечивавший ДРЛО в северном секторе "Эмбраэр" EMB-145. Затем на позицию напротив центрального сектора индо-пакистанской границы, почти в 1000 км южнее реальной цели авиаудара, ушел второй самолет ДРЛО, А-50EI. Наконец, в 1:50 с Гвалиора в самом сердце Северной Индии взлетели 12 ударных "Миражей" 2000I, а спустя еще 5 минут – звено "Миражей" 2000I сопровождения (по другим данными, это были Су-30МКИ из 15-й эскадрильи). Одна шестерка ударных машин несла 2000-фунтовые бомбы, оснащенные комплектами высокоточного наведения SPICE производства Израиля; вторая шестерка была вооружена управляемыми ракетами "Кристал Мэйз" класса "воздух-поверхность" (облегченная модификация AGM-142 "Хэв Нэп", тоже производства Израиля).


Су-30МКИ ВВС Индии на взлете.

Примерно через 50 минут после взлета "Миражи" дозаправились от Ил-78 над Кашмиром, старательно держась вне радиуса обнаружения пакистанских РЛС. Тем временем в центральном секторе границы специально поднятая в воздух группа истребителей Су-30МКИ и штурмовиков "Ягуар" IS целенаправленно "засветила" себя радарам противника. Пакистанцы отреагировали практически сразу – дежурная пара истребителей F-16 "Файтинг Фэлкон" (англ., Боевой сокол) на авиабазе Саргодха перешла в готовность №1 около 3 часов ночи.

В 3:06 звенья "сушек" и "Ягуаров" взяли курс на Бахавалпур, быстро набирая скорость, но все еще оставаясь в воздушном пространстве Индии. Парируя этот бросок, F-16 с Саргодхи тут же пошли на взлет и взяли курс на юг – до Бахавалпура им нужно было преодолеть свыше 300 км. Как только северный сектор остался без прикрытия, ударные звенья индийцев устремились к Балакоту, заходя на цель через горные долины с северо-востока. Информацию о цели в режиме реального времени им через самолет ДРЛО обеспечивал RISAT-2 – предназначенный для наблюдения за приграничным пространством и построенный при поддержке Израиля спутник радиолокационной разведки.

Около 3:30 индийское звено истребителей сопровождения начало резкий набор высоты, чтобы отвлечь на себя внимание ПВО противника в северном секторе. Замысел удался полностью: с близлежащих пакистанских авиабаз в Камре и Равалпинди в воздух были сразу же подняты истребители-бомбардировщики JF-17 "Тандер". Вероятно, других вариантов ответа у пакистанцев на тот момент попросту не было, поскольку для воздушного боя с "Миражами" эти машины подходили с большим трудом. В результате, на перехват противника пилоты JF-17 "Тандер" не вышли, держась вне зоны поражения ракетами "воздух-воздух" индийских самолетов.

Пока пакистанцы были заняты "приманками", ударные "Миражи" беспрепятственно сбросили по Балакоту 5 бомб SPICE-2000 (пилот шестого самолета был вынужден прервать атаку из-за технических неполадок) – до цели на тот момент оставалось около 15 км, что обеспечивало практически вертикальную траекторию авиабомб на финальном отрезке. Согласно последующим заявлениям индийских официальных лиц, все пять SPICE-2000 поразили свои цели с отклонением от прицельной точки приблизительно в 2-3 метра.


"Мираж" 2000I ВВС Индии – под фюзеляжем видна 2000-фунтовая авиабомба с комплектом высокоточного наведения SPICE.

Проблемы возникли у шестерки, вооруженной ракетами "Кристал Мэйз". Ночь над северной частью Пакистана выдалась облачной, местами даже дождливой, и телевизионная система связи не могла обеспечить должной точности наведения на цель. Второе звено повернуло домой, так и не выпустив ракеты. Ряд аналитиков, правда, полагает, что целью "Миражей" с "Кристал Мэйз" был совсем не Балакот – и, вероятно, именно поэтому метеоусловия оказались более-менее подходящими для первой шестерки, но не позволили атаковать второй.

К 4 часам утра все индийские самолеты вернулись на свою территорию. В воздушном пространстве Пакистана они находились 21 минуту – впервые за 48 лет после войны 1971 года. Впервые после той войны Индия нанесла удар по целям на территории самого Пакистана, а не просто контролируемой им части Джамму и Кашмира. И впервые ни одна страна – включая КНР – не выступила с осуждением действий индийцев.

Ответный удар

Утром того же дня министр иностранных дел Индии Виджай Гокхале сделал официальное заявление:

"Индия неоднократно призывала Пакистан предпринять меры против «Джаиш-е-Мухаммад», чтобы помешать джихадистам тренироваться и вооружаться на территории Пакистана. Пакистан не предпринял никаких конкретных действий, чтобы уничтожить инфраструктуру терроризма на своей земле. […]

В ходе операции, проведенной сегодня утром на основе данных разведки, Индия нанесла удар по крупнейшему учебному лагерю «Джаиш-е-Мухаммад» в Балакоте. В результате операции было уничтожено очень большое число террористов, инструкторов, старших командиров и джихадистов «Джаиш-е-Мухаммад», проходивших подготовку к акциям фидаинов[-смертников]".

Реакция быстро последовала от официального представителя Вооруженных сил Пакистана генерал-майора Асифа Гхафура:

"Сегодня премьер-министр попросил всех быть готовыми к любому развитию ситуации. Мы готовы. Теперь время для Индии ждать нашего ответа". Затем он добавил: "Они утверждают, что находились в воздушном пространстве Пакистана 21 минуту и убили 350 террористов… Всемогущий Аллах велик, и мы не должны давать пустых обещаний, но [просто] попробуйте провести 21 минуту в воздушном пространстве Пакистана".


Индийцы ликуют после авиаудару по Балакоту, Нью-Дели, 26 февраля 2019 года.

К тому моменту на земле, как минимум, в трех секторах линии контроля обе стороны интенсивно обменивались огнем с использованием стрелкового оружия и минометов. По заявлению пакистанской стороны, к концу дня уже были убитые и раненые среди мирного населения.

У индийцев не было абсолютно никаких сомнений, что ответный ход последует. Сразу же после завершения операции "Бандар" индийское ПВО перешло в режим повышенной боевой готовности. Над Джамму и Кашмиром командование постоянно держало в воздухе пару истребителей, сменявшихся каждые два часа; в остальных секторах пилоты несли дежурство на аэродроме, их готовность к взлету составляла от 2 до 6 минут.

Утром 27 февраля Пакистан закрыл свое воздушное пространство для гражданских авиарейсов. Борт, уже вылетевший в один из окружных центров контролируемой Пакистаном части Кашмира, развернули обратно на полпути. Это было безошибочным признаком, что что-то начнется уже в самое ближайшее время.

Около 9:45 индийские РЛС обнаружили взлет более двух десятков машин одновременно с нескольких пакистанских аэродромов. Довольно быстро индийцы идентифицировали самолет ДРЛО Saab 2000 "Эриай" и самолет РЭБ Falcon DA-20, а также три смешанные группы противника, насчитывавшие в общей сложности 12 F-16A/B "Файтинг Фэлкон", 12 JF-17 "Тандер" и 4 "Миража" IIIDA/5PA.

Очевидно, что не только индийцы следили за поведением соседей, но и пакистанцы анализировали паттерн действий индийцев – угроза возникла как раз в тот момент, когда у пары "сушек" над Кашмиром заканчивался запас топлива, и их пилоты готовились сдать дежурство паре "Миражей" 2000I. Индийский пункт наведения авиации дал команду Су-30МКИ оставаться в воздухе и поднял с аэродромов в Сринагаре и Авантипуре две дежурных пары МиГ-21 "Бизон" из 51-й эскадрильи.


Территория Джамму и Кашмира и сопредельные районы Пакистана, где разворачивались события 26-27 февраля 2019 года, фрагмент советской топографической карты, масштаб 1:1 000 000, 1988 год. Оранжевыми маркерами показан учебный лагерь "Джаиш-е-Мухаммад" южнее Балакота и место падения МиГ-21 винг-коммандера Вартхамана, зелеными маркерами – авиаудары ВВС Пакистана. (На карте показана индо-пакистанская граница, существовавшая до войны 1947-48 гг.; линия контроля находится восточнее, она обозначена штрихпунктиром).

Дальнейшие события развивались быстро. Задачей северной группы пакистанцев, по-видимому, было отвлечь на себя внимание – или же действия индийских истребителей не позволили ей атаковать. В любом случае, по наземным целям отработали – не входя в воздушное пространство Индии – только центральная и южная группа пакистанцев. Все цели располагались в непосредственной близости от линии контроля на территории индийского штата Джамму и Кашмир, в т.ч., военные склады в районе Наиран и КП 93-й бригады 25-й дивизии, которая отвечала за сектор линии контроля в районе Пунча. За считанные минуты до авиаудара КП бригады покинули командующий Северного округа генерал-лейтенант Ранбир Сингх и командующий XVI корпусом генерал-лейтенант Парамджит Сингх.

Ни одна из целей не была поражена, хотя пакистанские самолеты использовали 1000-фунтовки Mk.83 с комплектами повышения дальности и управляемые планирующие авиабомбы H-4, разработанные на основе южноафриканских образцов. По заявлению пакистанской стороны, это было сделано намеренно:

"Мы были готовы поразить цели, и когда у нас была возможность применить оружие, мы действовали ответственно и с безопасного расстояния. У нас есть возможность сделать что угодно, но мы не хотим эскалации. Мы не хотим делать шаг навстречу войне".

Сложно было бы поверить в подобную принципиальность, но 6 месяцами позже пакистанцы продемонстрировали видео от 27 февраля, показывавшее как прицельная марка целенаправленно выносится в сторону от цели, и бомба падает на покрытый лесом склон.

Вполне возможно, что у пакистанских пилотов вообще не было задачи поражать наземные цели. Налет был, с одной стороны, демонстрацией возможностей ВВС Пакистана, а с другой – попыткой выманить и уничтожить одну из индийских "сушек". Не секрет, что в ходе совместных с китайцами учений "Шахин" пакистанские пилоты хорошо изучили сильные и слабые стороны Су-27, J-11 и Су-30МКК. Кроме того, в 2010 году F-16 "Файтинг Фэлкон" ВВС Пакистана получили ракеты AIM-120C AMRAAM, позволявшие поражать воздушные цели за пределами прямой видимости, что сильно повышало их шансы на охоту за "сухими".


Представители ВВС Индии демонстрируют журналистам обломки пакистанской ракеты AIM-120С-5 AMRAAM, Нью-Дели, 28 февраля 2019 года.

На практике все получилось несколько сложнее. Барраж из нескольких AMRAAM-ов, выпущенных с предельной дальности по вышедшим на перехват индийским машинам, своей цели не достиг, ни одной "сушки" не пострадало. Ведущий пары Су-30МКИ ушел от 3 ракет, его ведомый – еще от одной, что, правда, не помешало пакистанцам заявить об уничтожении одного истребителя. Пара индийских "Миражей" 2000I тоже столкнулась с проблемами: у одной из машин вышла из строя бортовая РЛС, предположительно, в результате воздействия систем РЭБ противника.

Гораздо больше проблем пакистанцам смогла создать пара МиГ-21 "Бизон", которую вел винг-коммандер (подполковник) Абхинандан Вартхаман. По всей видимости, он использовал тактику, отработанную индийцами в ходе совместных с США учений – до последнего момента оставаясь на малой высоте, а затем, так и не будучи обнаруженным пакистанскими самолетами, выполнив резкий набор высоты и намереваясь атаковать на сближении один из F-16 ракетой Р-73. Вероятно, именно в этот самый момент МиГ появился на радарах пакистанского самолета ДРЛО, поскольку пара уже уходивших на запад F-16 развернулась навстречу атакующим "Бизонам". Индийский пункт наведения авиации немедленно дал своим пилотам команду начать противоракетный маневр, но выполнил ее только ведомый – винг-коммандер Вартхаман либо не получил её, поскольку каналы связи были подавлены пакистанскими системами РЭБ, либо решил атаковать во что бы то ни стало.

В результате его МиГ-21 был сбит ракетой AMRAAM и упал в нескольких километрах от линии контроля на территории Пакистана. Винг-коммандер Вартхаман успел благополучно катапультироваться и приземлился в самом центре пакистанской деревни. Пока индийский пилот спешно освобождался от подвесной системы парашюта, местные жители стали его окружать. Тогда он спросил их, в Индии ли он – и его заверили, что да. Не особо доверяя услышанному, винг-коммандер Вартхаман начал скандировать лозунг "Бхарат Мата ки Джай" (Победа Матери-Индии!), но ему ответили криками "Пакистан зиндабад" (Да здравствует Пакистан!). Тогда индийский пилот сделал несколько выстрелов в воздух и попытался спастись, но после непродолжительного преследования и закидывания камнями жители деревни загнали его в пруд, взяли в плен и чуть позже, уже изрядно помятого, передали вовремя подоспевшим пакистанским солдатам.


Пакистанские военнослужащие и обломки МиГ-21 "Бизон" винг-коммандера Вартхамана, 27 февраля 2019 года.

Как будто этого было мало, тем утром индийские ракетчики сбили еще и свой собственный Ми-17, выполнявший обычный плановый полет. Погибло 6 военнослужащих и 1 гражданский. 12 апреля 2023 года слушания по этому делу в индийском Военном трибунале высшей инстанции завершились решением об увольнении с военной службы начальника ПВО Сринагара груп-кэптена (полковника) Чоудхури.

Нестыковочки

Противоречивость всей ситуации с падением серого "Бизона" проявилась чуть ли не с первых же минут. Началось все с твита генерал-майора Гхафура, где говорилось, что пакистанцы сбили не один, а два самолета, один авиатор уже задержан, еще двоих ищут. Твит получил 119 тысяч лайков, но к вечеру того же дня представителю Вооруженных сил Пакистана пришлось поправить самого себя и заявить, что под стражей находится только один пилот, и с "винг-коммандером Абхи Нанданом обращаются согласно нормам военной этики".

Все это породило волну догадок, что вторым сбитым самолетом был пакистанский F-16 "Файтинг Фэлкон", которого все-таки достала выпущенная МиГом ракета Р-73. Нашлись свидетели, которые видели падение двух машин. Затем порцию новых доказательств подкинули индийские ВВС, продемонстрировав записи с экранов радара своего самолета ДРЛО и заявив, что

"Нет никаких сомнений в том, что 27 февраля в воздушном бою были сбиты два самолета. Один из них – «Бизон» ВВС Индии, а другой – F-16 ВВС Пакистана, достоверно идентифицированный по его радиоэлектронной сигнатуре и расшифровкам радиопередач".

Пакистанцы, в свою очередь, утверждали, что с обломками МиГа нашли полный комплект ракет, т.е. обе Р-73 и обе Р-77 были на месте, а "Файтинг Фэлконы" вообще не принимали участию в бою 27 февраля. Последнему из заявлений, правда, мало кто верил – поскольку все знали, что адресовано оно исключительно Вашингтону, который оказывал на Исламабад особое давление, чтобы пакистанцы не использовали F-16 с ракетами AMRAAM в стычках с индийцами. Не прошло и недели, как пожелавшие сохранить анонимность американские официальные лица слили в СМИ информацию, что провели подсчет пакистанских F-16, и каких-либо недостач обнаружено не было.


Рельеф в районе Балакота и учебного лагеря "Джаиш-е-Мухаммад". Источник: Reuters.

С уничтожением наземных целей в Балакоте все обстояло еще более сложно. Уже 26 февраля, т.е., спустя всего несколько часов после авиаудара, военнослужащие пакистанской армии показывали журналистам Агентства Франс Пресс воронки, оставленные индийскими бомбами – и располагались они в стороне от учебного лагеря. Позднее съемки со спутника позволили аналитикам с уверенностью утверждать, что прямых попаданий в здания не было. Зато были идентифицированы места падения 3 бомб – все они легли на удалении в 200-250 метров к юго-западу от цели. Причиной, по всей видимости, послужила ошибка с вертикальными координатами, загруженными в систему наведения.

Индийцы, конечно, доказывали, что вся эта аналитика является происками пакистанской разведки, которая, по их мнению, сразу же после авиаудара предприняла титанические усилия, чтобы спрятать десятки убитых и раненых. Действительно, спецслужбам Пакистана было чем заняться, но, чтобы замести все следы присутствия боевиков, потребовалось гораздо больше времени – прессу в Балакот привезли только 29 марта, продемонстрировав абсолютно законопослушное медресе для учащихся в возрасте от 8 до 15 лет.

Несмотря на все нестыковки, на участников событий 26-27 февраля пролился дождь наград. Командир пакистанской 29-й эскадрильи винг-коммандер Номан Али Хан, сбивший МиГ, был награжден "Ситара-и-Джурат" (Звезда отваги). На счет сквадрон-лидера (майора) Хассана Махмуда Сиддики, получившего "Тамга-и-Джурат" (медаль отваги), был записан Су-30МКИ, потерю которого индийцы отрицают. "Тамга-и-Джурат" был награжден и ведущий группы пакистанских ударных "Миражей" командир 15-й эскадрильи винг-коммандер Фахим Ахмед. Пилоты пяти индийских "Миражей" 2000I, отработавших по Балакоту, получили медаль "Ваю Сена" (медаль ВВС) – награду, которую вручают за военные заслуги в мирное время. Офицер наведения, давшая паре винг-коммандера Вартхамана команду на противоракетный маневр, стала первой женщиной, награжденной медаль "Юдх Сева" ("За боевую службу").


Представитель Вооруженных сил Пакистана генерал-майор Шахид выступает на открытии экспозиции, приуроченной к годовщине событий 27 февраля 2019 года. На заднем плане видна фотография, сделанная в первые минуты после пленения винг-коммандера Вартхамана.

Но на первом месте по популярности – причем и в Индии, и в Пакистане – оказался винг-коммандер Абхинандан Вартхаман, которого Исламабад в качестве жеста доброй воли освободил вечером 1 марта 2019 года. Авиатор в третьем поколении, сын маршала ВВС Симхакутти Вартхамана, он лучше кого бы то ни было подходил на роль героя. Фасон его усов и бакенбард немедленно стал известен как стиль Абхинандана. Индийский "Пицца Хат" обещал бесплатную пиццу любому его тезке. По данным Google, в 2019 году в Индии Абхинандана Вартхамана искали чаще, чем какого-либо другого человека – даже чаще, чем звезд Болливуда. 15 августа 2019 года винг-коммандер Вартхаман был удостоен "Вир Чакра" (награда "За храбрость"). К слову сказать, он никогда не утверждал, что сбил пакистанский F-16.

Столкновения вдоль линии контроля в Гималаях продолжались всю первую половину марта – иногда с использованием минометов и артиллерии калибра до 155мм. Кроме того, индийскими ВВС были сбиты два пакистанских беспилотника – 27 февраля и 4 марта.  А выборы, начавшиеся 11 апреля, Индийская народная партия премьера Моди выиграла с 37% голосов. Это был лучший результат, которого кому-либо из индийских политиков удавалось добиться с 1989 года.


(i) Организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.

Источники:

  1. Sanjay Badri-Maharaj, Everton Pedroza. Terror and Response: The India-Pakistan Proxy War 2008-2019 – Helion & Company Ltd, 2023
  2. Nitin A. Gokhale. Securing India the Modi Way: Balakot, Anti Satellite Missile Test and More – Bloomsbury Publishing India, 2019
  3. Marcus Hellyer, Nathan Ruser, Aakriti Bachhawat. India’s strike on Balakot: a very precise miss? // The Strategist – The Australian Strategic Policy Institute Blog, 27 March 2019 (aspistrategist.org.au)
  4. Sameer Joshi. How Pakistan planned to hit India back for Balakot: the mission, the fighters, the tactics // ThePrint, 14 September 2019 (theprint.in)
  5. Prahlad Narayan Mathur. Wing Commander Abhinandan Varthaman: A Real Hero – Book Rivers, 2020
  6. Abhishek Sinha, Aditya Pratap Singh. Pulwama to Balakot: Pakistan Demolished – Manas Publications, 2020
  7. Simon Scarr, Chris Inton, Han Huang. An air strike and its aftermath // Reuters, 6 March 2019 (reuters.com)
  8. Alan Warnes. Operation Swift Retort one year on // AirForces Monthly #385 – April 2020 (Key.Aero)
Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
04.05.2023 10:26:53
Спасибо, очень интересно  
Витя Комаровский
04.05.2023 11:41:48
Спасибо, отличный разбор описываемого события
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.