Борис Сафонов: североморский ас

30 мая 2024

Юрий Рыбин

14

2045

Борис Сафонов: североморский ас

82 года назад с боевого вылета не вернулся самый результативный североморский ас гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов – первый дважды Герой Советского Союза, заслуживший это высокое звание в годы Великой Отечественной войны. И хотя, эта печальная дата не «круглая», память о выдающемся человеке и летчике должна жить в наших сердцах постоянно. Историография Б.Ф. Сафонова впечатляюще огромна, поэтому нет смысла подробно описывать его жизнедеятельность, вспомним лишь тезисно основные и малоизвестные вехи в его судьбе.

Родился Борис Феоктистович 26 августа 1915 г., в селе Синявино Плавского района Тульской области. С девяти лет пошел в школу в городе Плавске. Проучившись шесть лет и получив неполное среднее образование, в 1930 г. поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при железнодорожном депо станции Тула, где одновременно занимался в планерной школе. В 1932 г. поступил в Тульскую школу летчиков Осоавиахима. С августа 1933 г. по декабрь 1934 г. учеба в Качинской 1-й военной школе летчиков им. А.Ф. Мясникова. С направлением в легкобомбардировочную авиацию в воинском звании старший сержант, начал военную службу в 106-й истребительной эскадрилье им. Ф.Э. Дзержинского 40-й авиабригады Белорусского ВО (БВО), где получил навыки летчика истребителя. Последовательно занимал должности: военный пилот, младший летчик, инструктор парашютно-десантной службы.


«Военный пилот» старший сержант Сафонов (справа). Любопытная форма одежды военного летчика – явно неуставные галстук и рубашка

23.01.1938 г. присвоено офицерское звание – лейтенант. В июле 1938 г. 106-я истребительная эскадрилья реорганизована в 15-й истребительный авиаполк, с вхождением в 70-ю авиабригаду БВО. Борис Сафонов назначается на должность – помощника военкома по комсомольской работе с фактическим исполнением обязанностей военного комиссара полка, в соответствии с этим в 1939 г. ему присвоено звание – политрук.

С началом боевых действий против Финляндии во главе двух отдельных истребительных эскадрилий (И-15 бис) из состава 70-й авиабригады БВО, исполняющий обязанности военкома Борис Сафонов направлен на «Западный фронт». По прибытии в Мурманск, эскадрильи переданы в ВВС Северного флота, на базе которых и ещё одной эскадрильи бомбардировщиков СБ, в январе 1940 г. сформирован 72-й смешанный авиаполк. Истребительные эскадрильи до конца боевых действий с Финляндией на аэродроме несут боевое дежурство.


Политрук Сафонов в отпуске с женой Евгенией на Черном море. Сухуми, 23.04.1940г. В это время Борис Сафонов уже проходит службу в составе ВВС Северного флота, но продолжает носить форму летного состава РККА.

16.09.1940 г. Борису Сафонову на должности командира звена присвоено звание – старший лейтенант. Вместе с этим карьера политработника у будущего аса заканчивается. В начале 1941 г. Сафонову поручают группу молодых летчиков, прибывших из Ейского ВМУ, по переучиванию на И-16 тип 24 с мотором М-62. В военном летном училище они проходили обучение на более устаревших модификациях И-16 с мотором М-25. 13.05.1941 г. на базе этой учебной группы в полку сформирована 4-я истребительная эскадрилья, командиром которой назначается старший лейтенант Сафонов.

Список летчиков первого состава сафоновской эскадрильи:

   Командир эскадрильи ст. лейтенант Сафонов Борис Феоктистович († 30.05.1942)

   Зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Яковенко Алексей Иванович († 29.10.1941)

   Адъютант ст. лейтенант Блузкин Александр Андреевич

   Командир звена ст. лейтенант Антипин Геннадий Владимирович († 16.07.1941)

   Командир звена лейтенант Рогожин Василий Иванович

   Пилот мл. лейтенант Абишев Хусин Имамалиевич

   Пилот мл. лейтенант Коган Самуил Иосифович († 01.03.1942)

   Пилот мл. лейтенант Котов Владимир Тимофеевич († 25.11.1943)

   Пилот мл. лейтенант Кулаев Николай Тазаретович († 17.07.1941)

   Пилот мл. лейтенант Максимович Виктор Павлович

   Пилот мл. лейтенант Петров Александр Матвеевич († 19.07.1941)

   Пилот мл. лейтенант Плотников Юрий Викторович

   Пилот мл. лейтенант Покровский Владимир Павлович

   Пилот мл. лейтенант Раевский Пётр Захарович († 29.06.1941)

   Пилот мл. лейтенант Сурженко Сергей Георгиевич

   Ст. техник эскадрильи в/техник 1 ранга Белосохов Пётр Михайлович

24.06.1941 г. Борис Сафонов в небе Заполярья сбивает первый вражеский самолет – «Юнкерс» Ju-88. 10 июля Сафонов пересаживается на пушечный И-16 тип 28, секундный залп которого – 3,06 кг/сек, что превышает данные всех других одномоторных истребителей, задействованных на Заполярном ТВД, включая и вражеские.

23 июля старшего лейтенанта Сафонова, с его пятью воздушными победами – 1 «Хе-111» (24.06.), 2 Хш-126 (27.06., 16.07.), 1 «Ю-87» (17.07.) и 1 «Ю-88» (17.07.), командование ВВС Северного флота представляет к званию Героя Советского Союза. После опубликования приказа НКО № 299 от 19.08.1941г. «О порядке награждения летного состава ВВС РККА», в котором говорилось о присвоении высшей награды – уже за 10 сбитых вражеских самолетах, командование СФ 28 августа вторично оформило на Сафонова наградной лист. На тот момент на личном счету североморского аса было восемь воздушных побед. Указом Президиума Верховного совета СССР от 16 сентября 1941 г. капитану Сафонову присвоено это высокое звание. Днем ранее, 15 сентября, североморский ас с летчиками своей эскадрильи с начала войны провел два самых результативных воздушных боя – в совокупности было заявлено о десяти сбитых самолетах противника, три из которых были на счету Бориса Сафонова. Общий боевой счет североморского аса на этот день – 14 лично сбитых самолетов противника и один в группе.


Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов

К этому времени сложился стиль «сафоновской тактики» – внезапные атаки единой группой со стороны солнца или из-за облаков. Выдержка из газетной статьи Б.Ф. Сафонова «Враг будет уничтожен» - «За Родину» № 37-38 от 7.11.1941г.:

«Меня часто спрашивают: «Чем объяснить успех? Может быть, это военное счастье?» Конечно, дело не в военном счастье. Наличие нашей замечательной техники, помноженное на отличные качества лётно-технического состава, плюс, выработанная нами тактика внезапного и смелого удара — всегда обеспечивают победу. В воздушном бою каждый из лётчиков нашей части внимательно наблюдает за товарищем, взаимная выручка — вот в чём сильны мы!».
В сентябрьские дни североморцы ведут активные боевые действия совместно с английскими летчиками из 151-го авиакрыла РАФ, одновременно осваивая импортную матчасть – истребитель «Харрикейн».

26.09.1941г. впервые на этом самолете в воздух поднялся капитан Сафонов, а через два дня он назначен на должность инспектора по технике пилотирования ВВС СФ. Вскоре британская сторона передала всю свою матчасть в состав ВВС СФ.


Борис Сафонов готовится к очередному тренировочному вылету на «Харрикейне». Напротив, капитан Алексей Кухаренко

Приказом НК ВМФ от 13.10.1941г. капитан Сафонов назначен командиром 64-го ИАП, который он сформировал к 25 октября на базе переданных «Харрикейнов». За три дня до этого, 22 октября, полк был переименован в 78-й ИАП.


Приказы командующего ВВС Северного флота № 0215 от 17.10.1941г. и № 0221 от 22.10.1941г

14.11.1941г. Борису Сафонову присвоено очередное воинское звание – майор. Будучи командиром авиаполка, регулярно вылетает на боевое патрулирование и перехват вражеских самолетов. После перенесенной операции в конце февраля, в течение трех месяцев североморский ас не поднимался в воздух.

24.03.1942г. майор Сафонов возглавил 2-й гвардейский Краснознаменный авиаполк (бывший 72-й САП).

22.04.1942г. Борису Сафонову присвоено очередное воинское звание – подполковник.

С 15 мая возобновляется боевая деятельность североморского аса, теперь уже на новом американском истребителе «Киттихаук» Р-40Е.


Последнее фото командира 2-го ГКАП ВВС СФ Героя Советского Союза Бориса Сафонова в кабине своего истребителя P-40E. Май 1942.

В течение двух недель активных боевых действий подполковник Сафонов пополнил свой боевой счет одним вражеским самолетом – 17 мая сбил «Юнкерс» Ju-88. Это была его 17-я воздушная победа.

30 мая, утром, вылетев во главе звена – в составе четырех «Киттихауков» на прикрытие союзного конвоя РQ-16, подполковник Сафонов не вернулся с этого боевого задания.


Схема патрулирования истребителей над конвоем в вертикальной плоскости. Нижняя граница патрулирования в районе конвоя – 1500 м.



Схема патрулирования истребителей над конвоем – вид сверху. Безопасная дистанция патрулирования в районе конвоя – 5-6 км.

На командном пункте 2-го ГКАП по радиосвязи от него приняли несколько сообщений: «Двух сбил», через какое-то время: «Бью третьего» и ещё через несколько секунд, последнее: «Мотор подбит, иду на вынужденную».

Мотор самолета был подбит при атаке «Юнкерса» Ju-88D-5 WNr. 432044 (G2+BH) из состава 1-й эскадрильи 124-й группы дальней разведки (1.(F)/124). Воздушный стрелок-радист унтер-офицер Вильгельм Петерсен (Uffz Wilhelm Petrsen), видел, как вражеский истребитель после его оборонительного огня отвернул, и с дымным следом полетел в сторону конвоя.


Воздушный стрелок-радист унтер-офицер Вильгельм Петерсен (Uffz Wilhelm Petersen)

Далее, наблюдатели на трех наших эсминцах – «Валериан Куйбышев», «Грозный» и «Сокрушительный», сопровождавшие союзный конвой, зафиксировали на расстоянии в 3-4 км от конвоя падение одиночного «Киттихаук», который на бреющей высоте под углом круто упал в море и сразу скрылся под водой…

Можно предположить, что самолет гвардии подполковника Сафонова был сбит «дружеским огнем» мелкокалиберной зенитной артиллерией союзных боевых кораблей охранения, так как он приблизился на малой высоте на опасное расстояние к каравану судов – ближе пяти км. Такой вывод невольно напрашивается, если вспомнить, что несколько днями позже, 26 мая, точно также при подлете к конвою с целью там выброситься на парашюте, был сбит зенитным огнем английский летчик на «Харрикейне», поднявшийся с САМ-корабля для отражения налета на конвой вражеских торпедоносцев Heinkel «Хе-111» из I./KG 26. Пилот «Харрикейна» Алистер Хэй (P/o A.D.Hay), получивший ранение в обе ноги, выбросился с парашютом из горящего самолета. Моряки с эсминца «Волентир» («Vollunteer») быстро подняли его из воды, и английский лётчик остался жив.


САМ-судно с истребителем «Харрикейн» на борту.

В этом отношении, участь Бориса Феоктистовича Сафонова оказалась совсем иной – он был убит. Если бы этого не случилось, опытному летчику не составило бы большого труда совершить вынужденную посадку на воду, где его обязательно спали бы. Известно, что сразу после падения «Киттихаука» воду, командир эсминца «Сокрушительный М.А. Курилех, увеличив ход, направился к месту падения, но ввиду того, что самолет мгновенно затонул, а на поверхности воды ничего не было видно, вернулся обратно к конвою.


Эсминец «Сокрушительный». После падения «Киттихаука» в воду, командир эсминца М.А. Курилех, попытался спасти гв.подполковника Сафонова, но самолет моментально затонул

Из донесения командира эсминца «Валериан Куйбышев» капитан-лейтенанта А.И. Андреева, поиски Сафонова начались намного позже. Прошло более часа после того, как совершили посадку на своем аэродроме ст.лейтенант Покровский и капитан Орлов, когда командование СФ приняло решение организовать поиск не вернувшегося с боевого задания командира 2-го ГКАП подполковника Бориса Сафонова. Только в 11:55 капитан-лейтенант Андреев, получив соответствующее распоряжение, вышел из ордера конвоя и вернулся к месту падения «Киттихаука». В точку падения самолета: Ш – 69 град. 45 мин. Д – 34 град. 59 мин он прибыл в 12:35. То есть, с момента падения в ледяную воду самолета Бориса Сафонова прошло около двух часов – вряд ли уже можно было спасти североморского аса. Оставалось только одно – найти тело летчика. Но и этого не случилось – он утонул вместе с самолетом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.06.1942 г. гвардии подполковник Б.Ф. Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 18.06.1942 г. приказом НК ВМФ 2-му гвардейскому Краснознаменному авиационному полку ВВС СФ было присвоено имя Б.Ф. Сафонова.


Статья «Боевой счет» из газеты «За Родину!» № 46 от 22.06.1942 г.

Награды Б.Ф. Сафонова: орден Ленина (16.09.1941), три ордена Красного Знамени (14.07.1941, 8.11.1941, 15.01.1942), английский орден (DFC) «За летные боевые заслуги» (18.3.1942).

14 августа 2021 года на мысе Лауш полуострова Рыбачий в память о Борисе Феоктистовиче Сафонове группой "Прерванный полет" и мурманским профсоюзом авиадиспетчеров России (ФПАД России) была установлена мемориальная табличка.


.

Поделиться
Комментарии
Игорь Борисенко
30.05.2024 06:15:01
А поражение огнем зениток с кораблей и судов чем-то оправдано, или это просто предположение? Какие-то доклады от союзников на этот счет?
Юрий Рыбин > Игорь Борисенко
30.05.2024 10:35:51
"А поражение огнем зениток с кораблей и судов чем-то оправдано" - если можно поясните этот тезис, т.к. теряюсь в догадках, что на это ответить.
Игорь Борисенко > Юрий Рыбин
30.05.2024 11:24:59
У вас есть документы, согласно которым Р-40 был обстрелян караваном, или это чисто ваше предположение? Насколько я знаю, истребители в зону зен. огня не входили, да и атакованному последним разведчику там делать было нечего. Харрикейну-то хочешь-не хочешь надо было в зоне летать, так что с ним сравнивать вряд ли логично.
Юрий Рыбин > Игорь Борисенко
30.05.2024 17:12:38
Умозаключение ваше о том, что «Харрикейну-то хочешь-не хочешь надо было в зону лететь» - вполне разумное. Тогда, напрашивается встречный вопрос: а как, по-вашему, куда должен был лететь Сафонов на самолете с поврежденным мотором (жидкостного охлаждения) - к конвою или от конвоя? (А затем, пошагово обсудим и другие ваши вопросы).
Игорь Борисенко > Юрий Рыбин
31.05.2024 05:58:08
То есть идея в том, что поврежденный самолет Сафонов хотел привести к конвою, чтобы сесть рядом на воду/выпрыгнуть, а его спасли бы корабли. А почему он об этом не сообщил по радио?
Юрий Рыбин
31.05.2024 09:58:49
Во-первых, каких-либо «идей» у меня нет – есть такое понятие, как причинно-следственная связь; во-вторых, «А почему он об этом не сообщил по радио?» - вопрос совершенно не по адресу, и в-третьих: вы явно уклоняетесь ответить на простой вопрос, не поленюсь его повторить: куда должен был лететь Сафонов на самолете с поврежденным мотором (жидкостного охлаждения) - к конвою или от конвоя?
Игорь Борисенко > Юрий Рыбин
31.05.2024 17:12:57
Я не могу сказать, куда должен был лететь Сафонов на поврежденном самолете - я не знаю его повреждений. В каком-то случае он мог попытаться дотянуть до берега. Так как там было порядка 30 миль, ничего невероятного в этом нет.
СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ опознал упавший в 30 каб. от него самолет как "томогаук" - т.е. явно по нему стрелять не мог. Вопрос построения конвоя и его охранения, где были другие корабли и суда? Для того, чтобы можно было предполагать, что Р-40 сбит дружественным огнем.  
Игорь Борисенко
31.05.2024 18:00:31
Кстати, насчет Хэя: я про него нашел, что он был ранен в бедро, а самолет получил пробоину в бачке с гликолем в бою с Не.111, которых он заявил 2 сбитыми (1 точно, 1 возможно). Про то что его сбили свои зенитчики - нет такого. Пролетел над конвоем под огнем зенитчиков с американских судов, развернулся и выпрыгнул рядом со своим КАМ-шипом.
Юрий Рыбин
02.06.2024 14:22:08

Уважаемые почитатели славного сайта «ТактикМедиа», Вы далее можете не читать мои «разборки» с Игорем Борисенко. Признаюсь Вам – достал он меня своими амбициями недалекого «правдоруба». Ну, прямо в каждой бочке – затычка. Хочу сейчас просто выпустить «пар», Вы уж меня поймите и простите.

Итак, вот и вылезла наружу в нашей «перепалке» вся нелицеприятная сущность нашего «правдоруба» - Игоря Борисенко, который чтобы отстоять свою, заведомо неверную, точку зрения, готов пробить «дно» по уровню глупости. Про таких в народе говорят – врет и не краснеет. Если кому-то из Вас доведется с ним в будущем вести дебаты, уж поверьте мне, это будет пустая трата времени. Чтобы не быть голословным проведу разбор самой первой его цитаты. Она этого стоит! Эту цитату я для себя назвал – «шедевральный выверт». По десятибалльной системе, я бы её оценил на 11 баллов. Другие его цитаты и пассажи, хотя и немного не дотягивают до вышеуказанной, но отдаю им должное их оригинальности, но у меня просто нет времени и желания их также подробно разбирать.

Итак, какую «доказательную базу» представил нам Борисенко, отвечая на мой простой вопрос, на который легко бы ответил любой школьник начальных классов: куда должен был лететь Сафонов на самолете с поврежденном мотором (жидкостного охлаждения) - к конвою или от конвоя? Здесь все до крайности очевидно: лететь от конвоя – это верная смерть, лететь к конвою – есть шанс на спасение, правда, совсем небольшой.

Что же в этом случае пишет оппонент: «Я не могу сказать, куда должен был лететь Сафонов на поврежденном самолете - я не знаю его повреждений». Вот, это поворот! Согласитесь, довольно неожиданное признание.

Абсолютно все, кто хоть раз прочитал одну из многочисленных книг, посвященных североморскому асу, знают, что на его самолете был поврежден мотор. Во-первых, об этом по радио сообщил сам Сафонов; во-вторых, более просвещенные историки-исследователи знают, что в немецкой оперсводке прямо говорится, что вражеский истребитель после атаки «Ю-88» «отвернул с дымным следом». А вот Борисенко, оказывается ни сном, ни духом ничего об этом не знает!

Ну, не будем смеяться над убогим – в нашей не простой жизни и не такие казусы случаются. Я теперь считаю своим долгом, просветить горе-исследователя в отношении тех проблем, которые возникают при повреждении мотора с жидкостным охлаждением при попадании туда инородных тел.

Известно, что Сафонов сообщил: «Мотор подбит», далее – наличие дыма указывает на повреждение системы охлаждения. Говоря простым языком - охлаждающая жидкость через образовавшуюся пробоину, уходит в атмосферу. При этом, приборы на панели показывают летчику: падение давления в системе, резкое повышение температуры масла, падение числа оборотов. Как практика показывает, в таком аварийном режиме в лучшем случае можно пролететь 1-2 минуты, после чего мотор заклинит, и он загорится. Какое расстояние истребитель можно пролететь за такой короткий отрезок времени? Крейсерская скорость «Киттихаука» Р-40Е – 450 км/час. Хотя, в действительности Сафонов летел с гораздо меньшей скоростью – бреющий полет + мотор, дышащий на ладан. Делаем не хитрые расчеты и получаем – 14 км. Вот такое максимальное расстояние мог пролететь Сафонов на исправном самолете, на подбитом – существенно меньше. А вот мнение моего оппонента: «В каком-то случае он мог попытаться дотянуть до берега. Так как там было порядка 30 миль, ничего невероятного в этом нет». Ну, то, что у моего оппонента напрочь отсутствует аналитическое мышление, тут тоже «ничего невероятного в этом нет».

Но, что-то мне подсказывает, что все мои вышеприведенные разъяснения: сообщение Сафонова по радио, дымный след за самолетом, показания приборов, для моего оппонента – это просто совершенно ни о чем. Почему я так думаю? Игорю Борисенко требуется, ни много ни мало,  заключение экспертной технической комиссии, в которой четко и доходчиво должно быть отражено: заводские номера самолета, мотора и других важных агрегатов, затем выводы комиссии: откуда стреляли, сверху или снизу, под каким углом, кто стрелял, какое количество инородных тел попало в мотор, их калибр, куда попали, что пробили, где застряли, была ли возможность устранить все эти неполадки во время полета или только при возвращении на аэродром, ну и т.д. И вот, изучив сей документ, мой оппонент, порассуждав денек другой, может быть (нет полной гарантии), укажет нам единственно верное направление полета североморского аса. Не случайно же он приводит нам пример с «Харрикейном», сбитым в районе конвоя. Я так думаю, по просьбе Борисенко, этот самолет подняли с морского дна, созвали авторитетную экспертную комиссию, которая и определила, что «самолет получил пробоину в бачке с гликолем в бою с Не.111». И не найдя больше других повреждений, аккуратненько возложили «Харрикейн» на свое прежнее место на морском дне.

К сожалению, сафоновский «Киттихаук», как мне представляется, уже никогда не поднимут с морского дна, и как следствие этому, увы, мы никогда не узнаем от нашего «эксперта» - в каком направлении должен был лететь Сафонов.

Конечно же, не хорошо переходить на личности – каюсь. Но, без этого ни как.  Мне, например, совершенно не понятно, мягко говоря, странное поведение моего оппонента: как только я начинаю с ним вести напрямую дебаты – он сразу же, образно говоря, прыгает в кусты и оттуда – я не я, шапка не моя, да и вообще я мимо проходил. Вот посудите сами: когда была опубликована моя статья на сайте «Взрыв всколыхнувший землю», Борисенко тут же активизировался, написав, что на самом деле все было не так, при этом не предоставил мне ни одного опровергающего документа. Как оказалось, у него их просто не было, но амбиций – через край. Теперь же, когда я попросил его дать мне ответ на один лишь не замысловатый вопрос – он не смог ответить по причине незнания. Простите, как это понимать? Здесь невольно вспоминается басня А.И.Крылова «Слон и моська».

Игорек, если вы ничего не знаете и у вас нет за душой каких-либо документов по рассматриваемой нами теме, ну чего же вы тогда лезете в полемику со мной со своими полоумными вопросами типа: «А поражение огнем зениток с кораблей и судов чем-то оправдано…» или «Вопрос построения конвоя и его охранения, где были другие корабли и суда?» (Оцените стиль изложения и формулировку вопросов).

Я слышал, вы что-то там переводите с немецкого, я думаю, от вас там больше будет проку. А вот полемика на серьезные темы, ну, не ваш, Игорек, это «конек». Ну, не выставляйте себя в дальнейшем на посмешище. Обратитесь к своему благоразумию, если оно у вас есть, конечно.
Юрий Рыбин
02.06.2024 14:22:41

Ну, а теперь, всем дорогим и стойким читателям, у кого хватило терпения дочитать до конца все вышеизложенное – в виде бонуса, расскажу о том, на сколько это было опасно для наших летчиков – в отношении «дружеского огня», сопровождать и охранять союзные конвои, не только на дальних морских коммуникациях, но даже у себя в районе Кольского залива. Для этого представлю хронику лишь только одного дня, чтобы Вы смогли в полной мере это осознать. Как говорится: факты и только факты.

25 декабря 1942 года около 10-ти часов утра одиннадцать транспортов союзного

конвоя IW-51A в сопровождении боевых кораблей вошли в Кольский залив и в 12 часов

дня стали на якорь между Ваенгой и Мурманском.

На следующий день, около 13 часов дня, одно звено пикирующих бомбардировщиков

«Юнкерс» Ju-87 в сопровождении большого числа «Мессершмиттов» Bf 109

предприняло попытку атаковать морские транспорты, стоящие на рейде в Кольском

заливе. На отражение налета вражеских бомбардировщиков в воздух поднялись наши

истребители, в числе которых было пять «Аэрокобр» 2-го ГКАП им.Сафонова. В результате огнем зенитной артиллерии ПВО СФ и корабельными зенитными расчетами транспортных судов союзников было сбито два наших истребителя: гвардии капитан Владимир Покровский выбросился с парашютом из горящего самолета и приводнился в залив. Летчик был спасен и доставлен в госпиталь. Гвардии капитан Дмитрий Реутов погиб.

В этот же день, за редким исключением, практически все наши истребители,

вылетавшие на прикрытие союзного конвоя в Кольском заливе, были обстреляны

зенитным огнем с союзных кораблей:

- 2 «Киттихаука», патрулирование 12:45 – 14:22, высота 4000-5000 м.

Над Кольским заливом в районе Белокаменка – Мишуков обстреляны зенитной

артиллерией с транспортов союзников. На одном «Киттихауке» перебита антенна;

- 2 «Киттихаука», патрулирование 13:30 – 14:58, высота 4500 м.

При возвращении с боевого задания обстреляны огнем своих зенитных пулеметов.

Повреждений нет.

- 2 «Харрикейна», патрулирование 14:35 -15:10, высота 4000 м.

Над Кольским заливом в районе Белокаменка – Мишуков обстреляны зенитной

артиллерией с транспортов союзников, повреждений нет.

- 20 «Харрикейнов», патрулирование 11:00 – 14:43, высота 3500-5500 м.

Обстреляны интенсивным зенитным огнем с транспортов союзников, повреждений

нет.

- 8 И-16, 2 И-153, 16 И-15бис, патрулирование 13:27 – 14:07, высота 600-2000 м.

Обстреляны интенсивным зенитным огнем с транспортов союзников,

повреждений нет».

(Журнал учета боевых действий 6-й ИАД. ЦВМА, Ф.2452, оп.5, д.9, л.л. 16об-17)

Как видите, проблема с «дружеским огнем» стояла довольно остро, чем это кажется на первый взгляд. В связи с этим, у меня есть все основания предполагать, что гвардии подполковник Б.Ф. Сафонов на подлете к конвою на подбитом самолете, был сбит зенитным огнем с союзных кораблей охранения. Другого объяснения, почему самолет Сафонова, не долетая 3-4 км до конвоя, в крутом пике упал в воду и сразу затонул, у меня лично нет.

Игорь Борисенко
03.06.2024 06:11:28
Спасибо за подробные разъяснения в попытках вскрыть мое невежество.
Ваша идея в принципе стала понятна и без стольких больших усилий, когда вы пояснили, что Сафонов тянул к конвою, ожидая там найти спасение.
Осталось только узнать, вел ли по нему кто-то огонь, на какой дистанции в принципе открывался этот огонь, какой корабль/судно были самыми близкими к месту падения Сафонова. Я думал у вас есть на этот счет какие-то документы, чтобы подкрепить теорию. Видимо нет.
Хэй остался жив, поэтому все подробности о его бое, ранении, обстреле зенитками и всем прочем должны быть доступны без подъема самолета и экспертных комиссий.
Юрий Рыбин > Игорь Борисенко
03.06.2024 18:52:22
Пожалуйста.
Юрий Рыбин > Игорь Борисенко
05.06.2024 12:09:24

Как я и обещал – отвечаю на ваши вопросы «пошагово». Отвечу еще на один ваш: «вопрос построения конвоя и его охранения, где были другие корабли и суда?» Другими словами: есть ли у меня схема походного ордера конвоя PQ-16, на момент подлета сафоновского «Киттихаука» к каравану судов? (Я правильно «дешифровал» ваш вопрос?) Отвечаю: такой схемы у меня нет. Уверен, что такой схемы ни у кого нет, так как подобных схем по союзным полярным конвоям априори не существует. По крайней мере, в открытых источниках их точно нет. Я не беру в расчет многочисленные примитивно-условные схемы без какой-либо деталировки, которые иногда встречаются в книгах о полярных конвоях. И этот факт вы, Бондаренко, должны лучше меня знать, как историк-исследователь по морской тематике. Тем не менее, вы почему-то задаете мне такой вопрос.

Правда есть, схемы первоначального построения судов союзных караванов в колонны с названием судов. Например, в книге М.Супруна «Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945». Там есть, схема и конвоя PQ-16 (стр.105). Но в таком походном ордере в девяти колоннах транспорта прошли всего несколько дней, после чего караван судов перестроился в восемь колонн. Вот и все.

Кто не в теме, я попытаюсь объяснить почему таких схем нет вообще, о которых спрашивает у меня мой визави.

А давайте вспоминать, сколько раз во время перехода с 21 по 30 мая перестраивался походный ордер конвоя PQ-16, в состав которого входило 35 сухогрузов, в том числе танкер и Кам-судно «Empire Lawrence». Конвой изначально был сформирован в 9 параллельных колонн, идущих фронтом на расстоянии 1000 ярдов друг от друга и 4 рядов в глубину с интервалом между рядами 300 ярдов. Дистанционное прикрытие каравана осуществляли линкоры «Duke of York», «Washington», авианосец «Victorious», два крейсера «London», «Wichita» и 13 эсминцев. Всего в охране конвоя в общей сложности было задействовано около 67 военных кораблей. Ближний эскорт с учетом примкнувших позднее кораблей состоял из крейсеров «Liverpool», «Кеnt» и «Norfolk», во главе с контр-адмиралом Барроу на «Nigeria»; из шести эсминцев под руководством капитана 2-го ранга Онслоу на HMS «Аshanti», четырех корветов, шести сторожевиков, переоборудованных из траулеров, двух кораблей ПВО, а также двух подводных лодок, одного танкера и спасателя. (За точность сведений по эскорту не могу говорить, т.к. эти сведения взяты из разных источников – данные противоречивы, но в нашем случае это не принципиально важно – Ю.Р.)

Первые сутки конвой продвигался вдоль берега, огибая Исландию. Спустя тридцать часов с начала пути начал спускаться туман, эскортные корабли ориентировались в тумане по звуковым и радиолокационным сигналам. В течение последующих двух суток от конвоя отделись несколько судов, но вскоре они снова заняли свои места в строю. Утром 25 мая туман почти рассеялся, температура воздуха резко упала. Море было спокойным, но по пути все чаще стали попадаться небольшие льдины. Командир эскорта приступил к изменению походного ордера. Далее конвой пошел широким фронтом из восьми колонн, такое построение позволяло кораблям развивать максимальную плотность противовоздушного огня против пикирующих бомбардировщиков, которые обычно появлялись со стороны кормы.

26 мая конвой PQ-16 покинула дистанционная эскадра, взявшая под охрану встречный конвой QP-12.

По некоторым источникам конвой подвергся 14 воздушным налетам, в ходе которых потерял шесть судов, еще одно было потоплено подлодкой, а одно вернулось обратно. После каждого налета и потерь транспортных судов, походный ордер в колоннах каравана соответственно изменялся. А что было с походным ордером ближнего охранения боевых кораблей? Об этом можно узнать из многочисленных книг, посвященных полярным конвоям. Вот одно из них: «Два крейсера держатся в центре конвоя, в то время как эсминцы и корветы кружатся вокруг всего конвоя, как стая возбужденных пастушьих собак. Как только ими обнаруживается приближение нападающих самолетов, перед глазами германских летчиков разворачивается неповторимая картина». Как видим, сложно указать на схеме конкретное место того или иного боевого корабля – можно лишь условно.

28 мая к конвою примкнули три эсминца Северного флота, пожалуй, за этим также должно было последовать очередное изменение походного ордера в ближнем охранении.

30 мая около трех часов утра снова произошло изменение походного ордера – конвой разделился. Союзные суда «Alcoa Banner», «Empire Elgar», «Minotaur», «West Nilus» и два советских транспорта «Щорс» и «Чернышевский» под эскортом эсминца «Martin», корабля ПВО «Alynbank» и четырех союзных тральщиков проследовали в Архангельск.

Мурманскую группу в составе 21 транспортного судна сопровождает эскорт под руководством капитана 2-го ранга Онслоу на эсминце «Ashanti» и корабли: «Achates», «Volunteer», «Seawolf», «Trident», «Honeysucrle», «Starworth», «Huderabad», «Roselys», «St.Elstan», «Lady Madeleine», «Hazard», а также три эсминца СФ.

Если кому интересно, может подсчитать, сколько раз с 21 по 30 мая мог поменятся ордер походного конвоя, как в транспортных колоннах (из-за потерь), так и в ближнем окружении охранения боевых кораблей. Причем, как видно из описания, эсминцы и конверты во время налета люфтваффе на месте «не стояли». И вот вопрос, кто-нибудь на штабном судне конвоя фиксировал на бумаге каждое изменение походного ордера? У меня лично на этот счет очень большие сомнения. Поэтому, меня лично удивляет – о каких схемах может быть идти вообще разговор? Ко всему прочему, к сожалению, на сегодняшний день уже не осталось очевидцев того печального события – некого спросить.

Но даже если поверить в чудо и на рабочем столе моего оппонента окажется четкий фотоснимок ордера (с дешифровкой каждого судна и перечислением его вооружения), фиксирующий положение абсолютно всех судов конвоя на утро 30 мая 1942 года. Что это ему даст? Ровным счетом ничего. Чтобы проанализировать в какой мере подвергся «дружескому огню» сафоновский «Киттихаук», нужно знать еще и его курс полета по отношению к конвою. То есть, в какой сектор конвоя он летел – со стороны кормы (тыльная часть) или в среднюю его часть, а может в переднюю часть. Причем, очень важно при этом учитывать и под каким углом он летел по отношению к конвою – 90, 45 или 15 градусов. В каждом отдельном случае, вести по нему огонь будут разные корабли охранения, и разное их количество.

В нашем историческом расследовании я не вижу смысла в какой-либо схеме конвоя PQ-16, так как ее наличие не прольет свет на обстоятельства гибели североморского аса, как это ошибочно считает Бондаренко. В свою очередь, я хотел бы получить ответ от моего визави на мой вопрос: с какой целью был задан этот вопрос - построения конвоя и его охранения? Зная, какой мастер, мой оппонент, уходить от прямых ответов, я предоставляю ему на выбор целых четыре варианта ответа. Как говорится, нужное подчеркнуть: я, не думая, задаю разные вопросы, пропиариться, выставить автора в невыгодном свете, просто нечем заняться.
Сигизмунд Леваневский
05.06.2024 20:25:16
Отсутствие какого-либо документа при проведении исследования совершенно не означает его отсутствия, как такового. И подробности есть, и курсы, и пеленги, и даже расход ПВО-шного боеприпаса по номенклатуре(осколочно-фугасный, бронебойный). А их кто-то искал и запрашивал, эти подробности? Из вахтенного журнала(одного из...) следует, что один из истребителей сопровождения на высоте около 700 футов перешёл в сваливание и врезавшись в воду, мгновенно затонул. Болезни Allison общеизвестны-проблемы, начиная с вкладышей подшипников и заканчивая дефектами маслянной системы. Кроме того, не стоит забывать и  о утяжеленной модификации самолёта Сафонова с изменённым распределением веса(в сторону задней центровки). Одним из последствий утяжеления, стало как раз ухудшение курсовой устойчивости. Можно вспомнить и о форсажных режимах, некорректное использование которых приводило к перегреву масла с вытекающими последствиями. Таким образом ни последние слова Сафонова, ни заявка немцев не могут достоверно гарантировать, что отказ двигателя и потеря тяги, приведшая к сваливанию, произошли не по техническим причинам. Сафонов пытался сесть на воду-это его и погубило, самолёт при ударе  развалился на части и летчик погиб за считанные секунды. Впрочем, он погиб бы и при парашютировании- от переохлаждения. Отдельно хотелось бы обратить внимание редакции на недопустимый тон комментариев и переход на личности. Здесь не бабы на базаре собрались... И причём здесь покойный Бондаренко???  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.