"Драконий" характер или когда первый блин не всегда комом

"Драконий" характер или когда первый блин не всегда комом

Несмотря на многочисленные победные реляции пилотов 3-го истребительного авиакорпуса генерала Е.Я. Савицкого в боях над Крымом, реальные успехи «Яков» с изображением птичьего крыла на фюзеляже были в разы скромнее, а потери значительны. Однако в начале сражений за полуостров пилоты одной из дивизий корпуса проявили свой характер «Дракона» – именно такой позывной был у командира корпуса – и первый блин оказался совсем не комом.

Хотя части 4-го Украинского фронта вышли к границам Крыма еще в октябре 1943 года, до февраля 1944 года лётчики 3-го иак появлялись в небе полуострова лишь эпизодически – будучи занятыми в районе удерживаемого немцами Никопольского плацдарма, пилоты части лишь эпизодически летали на разведку аэродромов люфтваффе. С ликвидацией немецкого выступа в районе Никополя одна из дивизий корпуса стала действовать в северной части Крыма – 265-й истребительной авиадивизии (265-я иад) предстояло прикрывать переправы через Сиваш, через которые проходило снабжение захваченного в конце октября 1943 года плацдарма.


Советские войска переправляют артиллерию и лошадей через Сиваш, зима 1943–1944 гг.

Поскольку с конца января в районе Керчи установилось относительное затишье в воздухе, командование немецкого 1-го авиакорпуса (1-й АК) стало все чаще привлекать ударную авиацию для уничтожения возводимых советскими частями переправ. Немцы понимали, к чему приведет успешное функционирование переправ – русские накопят силы на плацдарме, и ничто не сумеет сдержать их вторжение на полуостров. Служивший в то время в истребительной группе II./JG 52 Вальтер Вольфрум о том времени вспоминал:

«Наступление Красной Армии с целью вновь занять Крым нам предстояло скоро пережить. Но где же оно должно было начаться? Вариант удара в районе Перекопского перешейка отпадал почти сам собой. Там у Вермахта был хорошо обустроенные, глубоко эшелонированные позиции, которые можно было прорвать лишь с огромными потерями. Руководство советских войск прекрасно об этом знало. Поэтому местом для решающего удара оно выбрало Сиваш, так называемое «Гнилое море».

Сиваш — это большая по площади система мелких заливов к западу от Азовского моря, огражденных от открытого моря растянувшейся на сотни километров косой. Летом его неглубокие воды с очень высоким содержанием соли сильно прогреваются и, когда начинают испаряться, распространяется неприятный запах. Этот запах и дал Сивашу его имя. Теперь эти огромные просторы солоноватой воды превратились в зону боевых действий. На суше севернее советские саперы начали строительство мостов и бревенчатых настилов, которые разрушались немецкими пикировщиками уже в начале их постройки. Но ночью они снова появлялись, продвигаясь всё дальше в Крым, и всё меньше этому препятствовали немецкие бомбы. Мы беспрерывно совершали боевые вылеты к этим оживлённым местам. Над болотами и восточной окраиной Крыма имели место ожесточённые воздушные битвы. Мы принимали участие даже в наземных боях, атакуя с бреющего. Было так, как будто Гидре хотели отрубить голову — следом моментально вырастала еще одна. Красная Армия не отказывалась от своих намерений. Она вообще никогда не отказывалась от них. В конце концов, через Сиваш ей удалось вторгнуться в Крым».

Bf 109G-6 лейтенанта Вальтера Вольфрума, эскадрилья 5.JG 52, аэродром Грамматиково, Крым, март 1944 года. Художник Клаэс Сундин.

Первые сражения над Гнилым озером можно датировать 25 февраля 1944 года. На основании документов попробуем разобраться, каких же результатов удалось достичь сторонам в этот день.

Немцами в бой была брошена главные боеспособные части корпуса – 3-я группа 3-й штурмовой эскадры (III./SG 3) и румынская 3-я группа пикирующих бомбардировщиков (Grupul 3 Pikaj). Основное прикрытие осуществляли «Мессершмитты» II./JG 52 и хорватского отряда 15(kroat)./JG 52. Поскольку группе Бархкорна уже в этот период приходилось воевать на несколько «крымских фронтов», а хорватский «штаффель» находился в довольно потрёпанном состоянии, то для сопровождения ударных машин пришлось привлечь также «Фокке-Вульфы» из штурмовой группы II./SG 2. С советской стороны первый серьёзный удар по переправам предстояло отразить, главным образом, 265-й иад, в состав которой входило три полка – 291-й, 402-й и 812-й иап. Также некоторую помощь оказали гвардейцы знаменитого 9-го гв.иап, однако полк действовал в основном севернее.

Первый удар

Первый налёт немецкие бомбардировщики совершили около 10:40-10:55 (здесь и далее московское время), когда 32-36 Ju 87 (по немецким данным, 47) под мощным прикрытием 14 Bf 109 из II./JG 52 и 15(kroat)./JG 52 нанесли удар по скоплению советских транспортных средств в районе южной дамбы и по позициям советской артиллерии. Немецкие истребители находились по флангам группы бомбардировщиков, а часть летела выше в ударной группе. 


В полете истребители-штурмовики «Фокке-Вульф» Fw 190. В отсутствие достаточного количества «Мессершмиттов» опытные пилоты «Фокке-Вульфов» неплохо справлялись с ролью истребителей

По данным радиолокационной станции РУС-2 в воздух были подняты три четвёрки истребителей, по одной от каждого из полков 265-й иад. Первыми строй противника атаковали лётчики 291-го и 402-го иап. С третьей атаки сумел поджечь вражескую машину лейтенант Л.Я. Васильев из 291-го иап. Позднее пришло подтверждение, что «Юнкерс» упал юго-восточнее посёлка Биюк-Кият. Не смог результативно атаковать противника его ведомый – у младшего лейтенанта Н.Г. Моря отказало вооружение. Примерно в это же время вступила в бой четвёрка 402-го иап с ведущим лейтенантом С.П. Шпуняковым. В результате воздушной схватки наши лётчики записали на свой счёт по одному Ju 87 и Bf 109 – отличились ведущий советской группы и лейтенант М.Е. Пивоваров.

К сожалению, из нашей четвёрки был сбит Як-1 №01160 командира эскадрильи капитана А.А. Рудченко, который вступил в бой «Мессершмиттами» сопровождения. Пивововаров отбил одну атаку от Рудченко, но сразу был связан боем другими немецкими истребителями и потерял ведущего из вида. Как позднее сообщили из 263-й стрелковой дивизии (263-я сд), пилот покинул обреченную машину на парашюте, но последний не раскрылся. Алексей Рудченко был похоронен в братской могиле в посёлке Ашхадан (ныне Красноармейское). 


Лётчики 402-го ИАП обсуждают итоги успешного вылета. На фюзеляже «Яка» видна эмблема птичьего крыла — «визитная карточка» 3-го ИАК

В том же бою отличился лётчик того же полка лейтенант В.Б. Меркулов, который сразил один немецкий бомбардировщик. Успели принять участие в сражении и пилоты братского 812-го ИАП. Лейтенант В.Д. Шишкин сбил один Ju 87, который упал западнее посёлка Чучак. Однако и его Як-1 был атакован вражеским истребителем. Один из снарядов пробил бронестекло кабины и легко ранил лётчика в спину. После приземления на аэродроме Шишкина отправили в санчасть БАО.

Из состава II./JG 52 два истребителя, идентифицированных как Як-7, в этих боях записал на свой счет начинающий ас унтер-офицер Гейнц Эвальд (Uffz. Heinz Ewald) из штабного звена II./JG 52. Ещё по одному сбитому Як-1 заявили хорватские летчики обер-лейтенант Мато Дуковац (Oblt. Mato Dukovac) и унтер-офицер Владимир Наход (Uffz. Vladimir Nahod).


Командир группы II./JG 52 гауптманн Баркхорн со своим постоянным ведомым унтер-офицером Гейнцом Эвальдом. 25 февраля 1944 года будущий кавалер Рыцарского Креста записал на свой счёт три сбитых «Яка»

«5:4» в нашу пользу

 Второй налёт состоялся около 13:30 и пришёлся на северный мост у острова Русский. В нанесении удара приняли участие 28 Ju 87 под прикрытием восьмёрки истребителей Bf 109 и Fw 190. Немцы скромно признали, что мост уничтожить или серьезно повредить не удалось. Тем нее менее, по советским данным, в результате налётов было разрушено 4 мостовые опоры и 30 метров настила. Движение по мосту прервано до 3:00 следующего дня. Результативное противодействие сумели оказать 291-й иап и 402-й иап, от каждого из которых было задействовано по одному звену. При этом особенно отличилась пара капитан А.Б. Манукян – старший лейтенант В.Н. Куликов. Сначала советский ведущий сбил один «Юнкерс», после чего в бою с сопровождающими истребителями добился победы над одним Bf 109. Его ведомый сошёлся в лобовой атаке с одним из «Мессершмиттов». Ведя огонь из 37-мм пушки своего Як-9 советский летчик был точен – немецкий истребитель развалился на части, которые рухнули в Сиваш. Позднее на Куликова был записан также уничтоженный в этом бою Ju 87. Ещё один «Юнкерс» стал жертвой младшего лейтенанта Моря из 291-го иап, у которого на этот раз оружие сработало нормально.

 Вероятно, в этом бою записали две победы летчики хорватского отряда обер-лейтенант Дуковац и унтер-офицер Альбин Шваль (Uffz. Albin Šval). Первый из них заявил сбитую «Аэрокобру», а второй отчитался в уничтожении одного Як-1, став асом с 5 победами. Ещё на два сбитых истребителя, идентифицированных как «Аэрокобра» претендовали пилоты II./SG 2 гауптманн Гюнтер Блекманн (Hptm. Günther Bleckmann) и обер-фельдфебель Германн Бухнер (Ofw. Hermann Buchner).

Лётчики 9-го гв.иап действительно провели в это время результативные схватки, но пришлись они на район города Херсон, что гораздо северо-восточнее от района описываемых событий. Возможно, именно в этом бою был подбит Як-1 №36157 лейтенанта И.Т. Кружалина, время вылета которого пока не установлено. Пилот совершил вынужденную посадку в районе поселка Хаджи-Булат. Его машина с пробитой водосистемой, рулем поворота и погнутым винтом нуждалась в ремонте.

Самый результативный бой

Для очередного налёта, который состоялся около 16:00, противник задействовал 30-31 Ju 87 под прикрытием шестерки Bf 109. По немецким данным, целью удара был район северо-западнее Геническа. Советские документы говорят о том, что основные бои произошли снова в районе переправы. Отражавшие удар лётчики 291-го и 402-го иап действовали почти с одинаковой результативностью. Первые группы наших истребителей были связаны боем группами расчистки воздуха. В них стороны обменялись ударами. На победу старшего лейтенанта О.П. Макарова из 402-го иап немцы ответили результативной атакой по Як-1 №10146 его однополчанина младшего лейтенанта А.А. Малашина. Краснозвёздный истребитель был подожжён в бою с четвёркой Bf 109 в районе Камышевка. Пилот воспользовался парашютом и благополучно приземлился в расположении советских войск, а на следующий день прибыл в свой полк. После схваток с истребителями советские лётчики атаковали ударные немецкие машины. Младший лейтенант К.В. Подбуртный записал на свой счет один Ju 87 в районе Чучак, а лейтенант С.П. Шпуняков сбил немецкий бомбардировщик восточнее острова Русский. 


Лётчик 402-го ИАП младший лейтенант Алексей Архипович Малашин. Справа – место падения его истребителя 14 марта 1944 года. Чтобы скрасить гибель пилота, позднее была выдвинута версия, согласно которой Малашин таранил вражеский истребитель.

Для наращивания усилий в воздух были подняты дополнительные группы 291-го и 402-го иап. В итоге на отражение налёта было задействовано в общей сложности 16 истребителей 265-й иад. Преследуя вражеские бомбардировщики, наши лётчики записали на свой счёт ещё пять Ju 87 и один Bf 109. Из состава 291-го иап побед добились капитан С.И. Новиков, старший лейтенант А.Ф. Лаврёнов и младший лейтенант Г.М. Мацковский. Однако последний вместе со своим Як-9 №0233 из вылета не вернулся. По одному «Юнкерсу» и «Мессершмитту» одолели лётчики 402-го иап лейтенанты Ш.М. Абдрашитов и Н.Т. Конукоев. 


Отличившиеся в боях 25 февраля 1944 года лётчики 402-го ИАП: будущие Герои Советского Союза Сергей Павлович Шпуняков, Акоп Балабекович Манукян и Назир Титуевич Конукоев

По всей видимости, с той же группой бомбардировщиков вели бой также лётчики 9-го гв.иап. По результатам схватки по одной победе записали на свой счет старший лейтенант И.В. Тимофеенко и лейтенант И.Д. Белокудренко. Оба «Юнкерса» упали в Сиваш северо-западнее Томашевка.

С немецкой стороны победы над Як-9 в районе переправ заявили пилоты «Фокке-Вульфов» гауптманн Гюнтер Блекманн и унтер-офицер Ганс Шварц (Uffz. Hans Schwarz). Однако чётко подогнать советские потери под их заявки было бы несправедливо. Если Малашин точно стал жертвой одного из них, то Мацковский мог быть сбит зенитками или стрелками бомбардировщиков, увлекшись преследованием «Юнкерсов». Так, по сводкам 17-й Армии известно, что в 5 километрах севернее Джанкой был сбит один советский самолёт, выпрыгнувший пилот которого был взят в плен. Возможно, в ходе вылета именно в это время ранение в ногу получил командир эскадрильи 291-го иап капитан Лебедев, который благополучно приземлился на аэродроме Захаровка и был отправлен в санчасть. К сожалению, вычислить точно, в каком бою противник доставил неприятности этому лётчику, не представляется возможным.


Командир отряда 6./SG 2 гауптманн Гюнтер Блекманн, который 25 февраля 1944 года сделал «дубль»

После ожесточённого сопротивления в ходе этого налёта немцы выслали на «свободную охоту» в район переправ «Мессершмитты». В районе поселка Ашхадан около 17:35 состоялась схватка лётчиков 291-го иап с пилотами II./JG 52. В ходе боя пара лейтенантов С.П. Калугин – Н.Я. Свидетелев сошлась в лобовой атаке с двумя Bf 109. Советскому ведущему удалось зажечь одного из противников, но из-за напряженного боя падения наши авиаторы не наблюдали. Позднее пришло подтверждение, что поверженный «Мессершмитт» упал севернее Ашхадан. В этом же бою третью за день победу записал на свой счет унтер-офицер Эвальд.

Во избежание сильного противодействия четвертый налет немецкие бомбардировщики произвели с наступлением сумерек около 18:40. Около десятка «Юнкерсов» подошли к переправе за облаками и неприцельно отбомбились. 

Итоги сражения

По итогам воздушного сражения 25 февраля авиаторы 265-й иад в ходе 71 вылета на прикрытие переправ и перехват вражеских самолетов записали на свой счет не менее 18 побед – 12 Ju 87 и 6 Bf 109. Ещё один «Юнкерс» числился подбитым. Два бомбардировщика были на счету 9-го гв.иап. Советские зенитчики и пехотинцы претендовали на уничтожение еще пяти вражеских машин. Например, личный состав 955-го стрелкового полка 263-й сд в районе переправ сбил два Ju 87, которые упали в районе посёлка Той-Тёбе, где были зажжены артминометным огнем части.

Находившийся на станции наведения командир 265-й иад полковник А.А. Корягин в зоне своей видимости наблюдал падения восьми самолетов. И вероятно, он не ошибся, если брать в расчёт и свои потери. Сама 265-я иад лишилась безвозвратно трёх «Яков», ещё три нуждались в ремонте. 


Як-1 командира эскадрильи 812-го ИАП капитана А.Т. Тищенко, зима 1944 года. Художник Михаил Быков

По сохранившимся – и далеко не полным – данным люфтваффе, III./SG 3 лишилась всего двух Ju 87. Огнём зениток был подбит Ju 87 D-5 Wnr.141099 «S7+HT» из состава 9./SG 3. Бомбардировщик совершил вынужденную посадку в 4 километрах южнее Чучак. Экипаж в составе лётчика Вальтера Рёмера (Uffz. Walter Römer) и стрелка-радиста Йоханнеса Рора (Uffz. Johannes Rohr) получил ранения. Хотя в некоторых источниках в качестве причины потери второй машины также фигурирует огонь зениток, в донесениях 17-й немецкой армии можно прочесть следующее:

«Один наш самолёт в районе Геническа сбит вражескими истребителями. Два члена экипажа выпрыгнули с парашютами над Азовским морем, три лодки высланы для спасения».

Те же донесения дополняют картину, в очередной заставляя сомневаться в полноте сохранившихся данных люфтваффе: в районе расположения 10-й румынской пехотной дивизии совершили вынужденные посадки сразу четыре «штуки»! Не ушла без потерь и румынская 3-я группа пикирующих бомбардировщиков (Grupul 3 Pikaj) – в бою с советскими истребителями тяжелые повреждения получила машина с номером «30а». Подтверждали картину серьёзных потерь люфтваффе и лётчики тройки «Яков» 402-го иап, которые ещё в обеденное время вылетели на разведку с целью контроля мест падения вражеский самолётов и обнаружили три бомбардировщика на вынужденных посадках.


Сбитый немецкий пикировщик «Юнкерс» Ju 87

Одного истребителя лишилась II./JG 52 – якобы после огня зениток был потерян Bf 109G-6 Wnr.20157 «Белая 1», повреждения которого были оценены в 100%. Пилот унтер-офицер Герхард Бартель (Uffz. Gerhard Barthel) получил лёгкое ранение. (через неделю ему не так повезло – при взлете с аэродрома он столкнулся с другим «Мессершмиттом» и погиб).  Неизвестную степень повреждения якобы по техническим причинам получила одна машина из хорватского «штаффеля» 15./JG 52.

В целом 1-й АК люфтваффе в ходе этих налетов потерял безвозвратно и серьёзно поврежденными не менее 6-7 машин. Возможно, ещё несколько получили лёгкие повреждения. Эти потери приходятся приблизительно на 140-150 самолётовылетов в район советских переправ. Можно предположить, что половина этих успехов была на счету советских лётчиков истребителей, которые, несмотря на понесенные потери, могли поставить этот день себе в заслугу.

Конец дня остался за советскими лётчиками и зенитчиками. Ещё больше скрасил впечатление от этого дня для 265-й иад в ночное время старший лейтенант В.А. Егорович из 402-го иап. Советский ас подбил He 111 H-20 Wnr.700095 из состава 3./KG 4, который после полученных повреждений совершил вынужденную посадку на аэродроме Сарабуз. Экипаж унтер-офицера Рольфа Пласса (Uffz. Rolf Plaß) получил ранение. В свою очередь советские зенитчики в ночь на 26 февраля расправились с He 111 H-20 Wnr.700140 из I./KG 4. Один из офицеров II./JG 52 наблюдал с земли, как горящий «Хейнкель» упал на землю на советской территории в 10 километрах севернее линии фронта. Экипаж технического офицера группы обер-лейтенанта Рудольфа Метцига (Oblt. Rudolf Metzig) числится пропавшим без вести. 9 июня 1944 года опытный лётчик был награжден Рыцарским Крестом посмертно.

Лётчики 402-го истребительного авиаполка 265-й истребительной авиадивизии — авиаторы именно этой части сыграли главную роль в боях 25 февраля 1944 года над Сивашом

Эти налёты дорого обошлись противнику. Однако битва за Крым для 265-й иад только начиналась, и праздновать победы было еще рано. При отражении последующих ударов такого реального результата лётчикам дивизии достичь не удалось, при этом потери были гораздо серьёзнее.

Так, 11 марта пилоты дивизии доложили о 22 победах, при этом сохранившиеся документы противника не подтверждает ни одной безвозвратной потери. Из состава румынской группы пикировщиков истребителями был повреждён в тот день лишь один румынский Ju 87. За это пришлось заплатить потерей шести «Яков» и пятерых лётчиков. При этом в ходе налётов на переправы экипажам «Юнкерсов» и «Фокке-Вульфов» удалось разрушить 60 погонных метров моста и повредить 6 понтонов.

Ещё бóльшие повреждения получили переправы 14 марта, когда в результате бомбардировок было разрушено 180 погонных метров деревянного и 26 погонных метров наплавного моста. При этом лётчики 265-й иад заявили 16 побед при потере двух «Яков» вместе с лётчиками. Немцы потерь в очередной раз не признали, а у румын получили повреждения два Ju 87.

Асы II./JG 52 и II./SG 2, всё больше концентрировавшие свои усилия на северной части Крыма, в последующих боях не раз сумели нанести корпусу Е.Я. Савицкого чувствительные потери. За месяц боев с 27 февраля по 26 марта 1944 года только при выполнении боевых заданий части дивизии лишились безвозвратно не менее 13 «Яков» и 12 пилотов. Из участников сражения 25 февраля в последующих боях за полуостров до его освобождения погибли старший лейтенант В.Н. Куликов (11 побед лично), младший лейтенант А.А. Малашин, старший лейтенант А.Ф. Лаврёнов (27+3), лейтенант Ш.М. Абдрашитов (18 лично), капитан Б.С. Лебедев (6+1). Лейтенанты С.П. Шпуняков (16 лично к концу войны) и В.Д. Шишкин (7 лично) получили серьёзные ранения. 


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT в сокращенном варианте. На нашем сайте публикуется авторский вариант. (Прим. редакции).  

Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 4-го Украинского фронта
  2. ЦАМО РФ, фонд 265-й иад.
  3. ЦАМО РФ, фонд 263-й сд
  4. NARA, Донесения немецкой 17-й Армии
  5. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen, 2003
  6. Walter Wolfrum. Unbekannte Pflicht – Meine Erinnerungen als Jagd- und Kunstflieger 1923–2009 – Hrsg.: Peter Cronauer. NeunundzwanzigSechs, Moosburg, 2009
  7. Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
  8. J.-L. Roba C.Crăciunoiu: Romanian Black Hussars. Grupul 3 Picaj – Modelism International, Bucharest, 1998
  9. http://podvignaroda.ru
  10. https://www.obd-memorial.ru
  11. https://pamyat-naroda.ru
Поделиться
Комментарии
Алексей Кукушкин
25.02.2023 17:56:52
Спасибо Большое!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.