Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть вторая

Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть вторая

Атака на немецкий конвой Rp.110.Кi, предпринятая утром 17 марта 1944 года, для авиации ВВС Северного флота закончилась крайне трагично: истребителям противника и корабельным зенитчикам удалось сбить все четыре низковысотных торпедоносца «Бостон», две «Аэрокобры» и два истребителя Як-9, при этом урон противнику был незначительным. Несмотря на большие потери, готовился второй удар по конвою.

После посадки ударных групп, Командующий ВВС Северного флота принял решение нанести повторный удар по конвою противника в районе Эккерё. Уточнив боевой состав частей, Начальник штаба ВВС СФ в 13:50 отдал предварительные распоряжения командирам частей быть готовыми к повторному вылету.

Командирам 5-й МТАД и 6 ИАД – шестью высотными торпедоносцами Ил-4, совместно с восьмью бомбардировщиками "Киттихаук" 27-го ИАП, под прикрытием шестнадцати "Аэрокобр" нанести удар по конвою. Время удара 17:20.

Командиру 46-го ШАП надлежало выделить четверку Ил-2, и под прикрытием шести "Киттихауков" и шести "Яков» нанести бомбоштурмовой удар по конвою. Время удара 17:30.

Самолеты - разведчики 118-го РАП по-прежнему не выпускали конвой из вида:

"15-00 РДО от самолета Киттихаук №10 конвой южнее Вардэ 3 тр, 21 кораб охранения, 1 тр дымит".

В 15.16 самолет-разведчик «Киттихаук» №10 сел на своем аэродроме, и уже через 14 минут взлетел с другим пилотом, а почти через час он передал радиограмму:

"16-31. РДО от самолета Киттихаук N10 16-00-16-10 Кибергнес (?) конвой 20 единиц Погода облачность 1 балл. Над целью — ясно".

Полученные данные были переданы изготовившимся к старту ударным машинам. Но, как и раньше, первыми к конвою пошли два самолета - фоторазведчика, посланные по приказу начальника штаба ВВС СФ для фиксации результатов удара. Это были «Спитфайры» №2 и №6. А «Киттихаук» №10 благополучно сел в 16:53.


Схема маршрутов групп, вылетающих на атаку конвоя Rp.110.Ki 17 марта 1944 года. Вечерние вылеты обозначены пунктиром.

Начальник Штаба ВВС дал последние указания командирам частей о взаимодействии групп, порядке нанесения удара и приказал готовиться к вылету. В отличие от первого удара, на этот раз в атаку на конвой сначала вышла группа штурмовиков.

 Сначала – штурмовики…

В 16:42 с аэродрома Кильдин стартовали шесть "Киттихауков" 27-го ИАП (ведущий –лейтенант Андрей Павлович Анучин), которые должны были выполнять функцию непосредственного прикрытия. В 17:00 с аэродрома Пумманки поднялась четверка штурмовиков Ил-2 46-го ШАП (ведущий – лейтенант Валентин Михайлович Скопинцев). В 17:05 следом за штурмовиками взлетела ударная группа прикрытия: пять Як-9 и один Як-1 20-го ИАП (ведущий - капитан Александр Павлович Шипов).

В 17:06 все три группы самолетов встретились над аэродромом (в некоторых документах - в районе губы Большая Волоковая), и пошли к цели. Уже в 17:13 пилоты обнаружили конвой противника в районе северо-восточнее острова Эккерё. Немецкие истребители не успели перехватить советские самолеты до момента начала атаки и штурмовики нанесли удар по немецким кораблям.

В 17:18 (по документам штаба ВВС СФ в17:20-17:23) штурмовики атаковали немецкие корабли. Все бомбы сброшенные Ил-2 в цель не попали, но от пушечно-пулеметного огня на канонерской лодке К-3 добавилось двое, а на охотнике за подводными лодками UJ-1208 трое раненых. О том, что успеха добились именно штурмовики 46 ШАП можно судить исходя из положения обоих кораблей в ордере конвоя. Они находились в головной части конвоя, которая исходя из схем 27 ИАП атакам истребителей - бомбардировщиков "Киттихаук" не подвергалась. Немцы не остались в долгу: охотник за подводными лодками NH-06 утверждал, что сбил один советский самолет, но вероятно лишь сумел повредить один штурмовик.


Две части схемы сопровождения «Киттихауками» 27-го ИАП штурмовиков при атаке конвоя в 17:20

Немецкие истребители атаковали группу уже на выходе из атаки. В это время, при выходе из пикирования пилоты "Киттихауков" лейтенанты Борис Георгиевич Ермилин и Василий Константинович Ващенко, младшие лейтенанты Николай Григорьевич Алферов и Константин Никитович Чередниченко атаковали гидросамолет противника, патрулирующий на бреющей высоте в хвосте каравана.

Но в этот момент советские истребители сами были перехвачены четверкой Bf-109. Из-за ошибки ведомого они зашли в хвост самолету лейтенанта Ващенко и стали его поочередно атаковать. Воспользовавшись тем, что ведущий «Мессершмитт» проскочил снизу спереди, лейтенант Ващенко атаковал его сверху сзади с дистанции 200-100 метров под ракурсом ¼ выпустив две длинные пулеметные очереди. По докладу летчика, немецкий истребитель с резким клевком вниз врезался в воду в 10-15 км восточнее каравана, а сам лейтенант на поврежденном "Киттихауке", стал змейкой отходить на свою территорию. При этом он подвергался настойчивым атакам преследующих его «Мессершмиттов». На загоревшемся самолете он попытался сесть на аэродром Пумманки, но поняв, что это сделает невозможной посадку штурмовиков 46-го ШАП, сел на вынужденную в 1-2 км южнее аэродрома.  После вынужденной посадки "Киттихаук" сгорел, а лейтенант Ващенко получил ожоги лица и рук.

Тем временем, Ермилин, Алферов и Чередниченко отражали атаки немецких истребителей на тяжело поврежденный штурмовик Ил-2, который отстал от строя. Им это удалось и все четыре самолета благополучно долетели до района аэродрома Пумманки.

 
Ведущий группы штурмовиков 46-го ШАП ВВС СФ лейтенант Валентин Михайлович Скопинцев и ведущий ударной группы 20-го ИАП ВВС СФ капитан Александр Павлович Шипов.

Немцы предприняли попытку атаковать и основную группу из трех Ил-2, но эти попытки были пресечены пилотами 20-го ИАП. При отходе советских самолетов от цели в 10-12 км восточнее мыса Эккерё, капитан Шипов ниже себя на 200-300 метров обнаружил пару «стодевятых», пытавшихся снизу атаковать Ил-2 и дал команду: “Прикрыть, атакую!”. Вслед за этим парой сзади сверху атаковал ведущего пары немецких истребителей. После одной очереди с дистанции 30-20 м, под ракурсом ¼, самолет противника упал в море в 10-12 км восточнее мыса Эккерё.

Ведомый Bf-109, видя атаку наших самолетов, стал набирать высоту. Младший лейтенант Иван Сергеевич Михайлов со своей парой пошел за ним, преследуя его. В 12-15 км западнее острова Хейнесаари, при преследовании этого «Мессершмитта» ему в хвост зашла другая пара Bf-109. Заметив это, летчик передал по радио своему ведомому младшему лейтенанту Николаю Васильевичу Россошанскому: “атаковать переднего”, а сам связал боем на виражах, сидевших у него на хвосте, истребителей противника.

 Одновременно в район боя подошли еще четыре «Мессершмитта». Капитан Шипов, поднявшись парой выше самолетов противника, перешел в атаку на одну из подошедших пар и сзади сбоку под ракурсом 1/4 - 2/4 с дистанции 60-70 метров сбил ведомого, который упал в море в 10-12 км северо-западнее острова Хейнесаари. «Яки» взаимодействуя с "Киттихауками" непосредственного прикрытия связали боем всех «стодевятых», к которым подошла еще пара FW-190.  Лейтенант Леонид Павлович Лапин, обнаружив подошедшие самолеты, атаковал один из них. Преследуя его, зашел в хвост, сблизившись на дистанцию 100-10 метров открыл огонь, продолжая его до дистанции 20-25 метров. После нескольких очередей «Фокке-Вульф», задымившись, упал в море в 10-12 км западнее острова Хейнесаари.

В это время младший лейтенант Россошанский передал по радио своему ведущему младшему лейтенанту Михайлову, что бой вести не может, из-за ненормальной работы мотора и идет на посадку, последний с разрешения ведущего ударной группы капитана Шипова – пошел прикрывать посадку младшего лейтенанта Россошанского. Посадив его на аэродром Пумманки, пошел навстречу группы Ил-2. Но видя воздушный бой своих истребителей с Bf-109, ворвался в свалку и атаковал одного них сзади сверху с дистанции 60-50 м. После атаки последний со снижением пошел к воде и на бреющем полете вышел из боя. Другой Bf-109 с дистанции 100-50 м, под ракурсом 2/4 -3/4 атаковал младшего лейтенанта Михайлова и подбил его.


Взлетно-посадочная полоса аэродрома Пумманки

К сожалению без потерь не обошлось. В ходе боя был сбит один истребитель 20 ИАП, его пилот, младший лейтенант Гончаров Виктор Петрович, погиб. Из аварийного акта о потере самолета:

" В конце боя на Н-400-500 м над губой Б.Волоковая, младший лейтенант Гончаров, оторвавшись от своего ведущего, идя на посадку, был внезапно атакован и сбит одним Ме-109 сверху сзади слева, остальные экипажи продолжили вести бой".

Тем временем самолеты Ил-2 начали производить посадку на аэродром Пумманки.  Ведущий группы "Киттихауков" лейтенант Андрей Павлович Анучин получил по радио приказ прикрыть посадку. Противник не заставил себя долго ждать – к аэродрому подходило шесть «Мессершмиттов». В завязавшемся воздушном бою лейтенант Ермилин атаковал самолет противника сверху сзади, с дистанции 50-80 метров под ракурсом 2/4 выпустил одну пулеметную очередь. Немецкий истребитель с переворотом на крыло перешел в пикирование и врезался в воду губы Большая Волоковая.

Лейтенант Анучин атаковал Bf-109, сидящий на хвосте младшего лейтенанта Н.Г. Алферова, дал одну заградительную очередь с дистанции 200-300 метров, и немецкий летчик отвалил в сторону. В это время младший лейтенант Николай Михайлович Иванов, имея удобную позицию, атаковал последнего в лоб с дистанции 200-50 метров под ракурсом 0/4 – ¼, выпустив две пулеметные очереди. «Мессершмитт» с резким пикированием врезался в воду западнее полуострова Средний в непосредственной близости от берега.

Тем временем младший лейтенант Михайлов на поврежденном «Яке» вышел из боя на восточную сторону аэродрома Пумманки, но услышав команду с земли: идите на помощь, снова пошел к месту боя. Увидев самолет противника, который с дымом и со снижением уходил от наших истребителей, Михайлов дал по нему две очереди, и вернулся обратно. Судя по всему, это был Bf-109G-2, заводской №14068, который пилотировал лейтенант Бернхард фон Херманн, незадолго до того ставший адъютантом в штабе третей группы пятой истребительной эскадры.

Из воспоминаний летчика унтер-офицера Эмиля Хайна:

«Мы собрали все наличные машины у северо-западного конца Рыбачьего, чтобы подловить возвращавшихся от конвоя русских. В безумных стычках лейтенант фон Херманн получил попадание в мотор и полетел с густым, черным дымом к Петсамо-фьорду. Примерно в 1 км от берега ему пришлось сесть на воду. «Посадка» прошла очень хорошо и он без труда выбрался в резиновую лодку, в то время, как его машина утонула через несколько секунд. Я прикрывал его вместе с одним товарищем и мы передали на аэродром его позицию. Наши береговые батареи были оповещены и вскоре из Петсамо-фьорда вышло судно. Когда оно приблизилось к лодке, береговая артиллерия русских открыла ураганный огонь. Судно получило попадание и ему пришлось отвернуть на полпути. И вторая попытка моряков оказалась тщетной, они снова получили попадание, имели убитого и наш лейтенант Херманн утонул в километре от берега. Снова на обеде одно место было свободным, и каждый думал, когда то же самое произойдет и с ним».
Интересно, что хоронить немцам пришлось не только пилота. Немецкие береговые батареи попытались помочь спасти пилота и устроили дуэль с советскими артиллеристами, однако те стреляли точнее, в результате его были убиты пять и ранено четыре человека из расчетов немецких орудий батареи "Петсамо".

Штаб ВВС СФ по итогам вечерней атаки конвоя засчитал шесть побед над немецкими самолетами: пилотам 20-го ИАП капитану Шипову два Bf-109, лейтенанту Лапину один – Fw-190; пилотам 27-го ИАП лейтенантам Ермилину и Ващенко и младшему лейтенанту Иванову по одному Bf-109.

Увы, все торпеды прошли мимо…

Следом за штурмовиками в атаку вышли группа истребителей-бомбардировщиков и высотных торпедоносцев. В этой группе первыми в 16:34 пошли на взлет шесть Ил-4 из 9-го ГМТАП (ведущий – гвардии майор Андрей Николаевич Волошин), через минуту в 16.35 восемь «Аэрокобр» 2-го ГКАП (ведущий – гвардии капитан Сергей Михайлович Логинов), а в 16.41 пошла на взлет вторая восьмерка "Аэрокобр" 255-го ИАП (ведущий – капитан Василий Семенович Адонкин). Торпедоносцы и самолеты "Аэрокобра" собрались над аэродромом Ваенга и пошли курсом на остров Кильдин.

С аэродрома Кильдин в 16.40 взлетел последний из восьми истребителей-бомбардировщиков "Киттихаук" 27-го ИАП (ведущий - старший лейтенант Василий Иванович Зорин). В 16.47 все самолеты встретились, и группа легла на маршрут. До цели дошли не все: один Ил-4 возвратился из района Варангер-фьорда по причине срыва конуса с парашютом торпеды и одна "Аэрокобра" 255-го ИАП вернулась из района Цып-Наволок по причине тряски мотора.

Ведущие групп в вечернем вылете: Сергей Михайлович Логинов (2 ГКИП), Василий Семенович Адонкин (255 ИАП) и Василий Иванович Зорин (27 ИАП)

Через мыс Цып-Наволок и мористее 15-20 км полуострова Рыбачий группы вышла к цели и обнаружив ее ударные машины пошли в атаку. Интересно, что время атаки ударных групп в разных документах указано по-разному. Истребители-бомбардировщики 27-го ИАП доложили следующее о своей атаке:

"В 17.30 с Н=3000 м 15-20 км недолетая обнаружили караван противника, идущий курсом 210-215° в составе 3 ТР ТР (1 10000 т и 2 по 6-8 тыс тонн) в охранении до 17 кораблей эскорта.

Заход на цель произвели с запада по ходу конвоя под углом с правого борта.

В 17.35 (по документам штаба ВВС СФ 17.28 – прим. авторов) четверки в строю правого пеленга с высоты 3200 м поворотом влево произвели бомбометание с пикирования. Сбрасывание производилось с высоты 1000-1300 м, вывод из пикирования на высоте 600-800 м. Выйдя из атаки собравшись с набором высоты пристроились к торпедоносцам и выполняли дальнейший полет вместе с ними".

Несмотря на уверенность пилотов 27-го ИАП в успехе атаки фактически ни одна из их бомб в цель не попала. Исходя из немецких документов под удар попал транспорт «Knute Nelson» и сторожевой корабль NH-03, причем последний отчитался, что сбил один советский самолет. Это не соответствует действительности, так как в ходе атаки ни один истребитель-бомбардировщик не получил даже повреждений. 


Схема удара по конвою «Киттихауков» 27-го ИАП

На обратном пути в районе Петсамо четыре «Мессершмитта» подошли к "Киттихаукам" сзади на расстояние 1,5-2 км и держались за ними до Кильдинского плеса, после чего ушли, не приняв боя. Если немцы не смогли повлиять на действия истребителей-бомбардировщиков, то погода смогла – ввиду закрытия аэродрома Кильдин снежным зарядом самолеты произвели посадку на аэродром Ваенга-2.

Торпедоносец Ил-4 ВВС Северного флота

По документам штаба ВВС СФ, в 17.30 с высоты 3000 м по конвою сбросили торпеды два торпедоносца 9-го Гв.МТАП, за ними с высоты 2800 м сбросили остальные. Из донесения стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Василия Павловича Жука:

"Караван противника в составе трех транспортов и около двадцати единиц охранения атакован высотной торпедой (сброшенной с самолета, на котором стрелком был В.П. Жук - прим. авторов) которая упала по носу первого транспорта примерно от носа на величину половины транспорта и немного в стороне.

Над караваном видел 4 истребителя противника одномоторных и 2 истребителя Ме-110, - стрелок одного из них обстрелял нас снизу. На отходе наблюдал, что средний транспорт был окутан белым дымом похожим на пар".

Увы, все торпеды прошли мимо цели.  Из журнала канонерской лодки К-3:

"В 15.24 с истинного курса 162° 8 СБ-2, сопровождаемые 2 истребителями атаковали [конвой] торпедами на парашютах. Их сбрасывали с высоты около 2000 м, они спустились между внутренним охранением и конвоем со скоростью падения около 15 м/сек. С помощью энергичных маневров уклонения всех оказавшихся вблизи мест падения кораблей и судов от торпед удалось увернуться". 


Схема атаки торпедоносцев 9 ГМТАП по конвою Rp.110.Ki в 17.30.

После атаки все торпедоносцы смогли без потерь добраться до аэродрома Ваенга -1. Большая заслуга в этом принадлежит "Аэрокобрам" 2-го ГКАП и 255-го ИАП, которые смогли отразить все атаки немецких истребителей. Однако, из вылета не вернулась "Аэрокобра" Героя Советского Союза капитана Адонкина. Из документов 255-го ИАП:

"16.37-18.25 шесть Аэрокобра, ведущий капитан Адонкин, ведомые мл лейт Смирнов, капитан Рассадкин, мл лейт Зайцев, ст. лейт. Бурматов, мл.лейт Егоров, совместно с парой от 2 АЭ (ст. лейт. Самарков и мл.лейт. Васин) вылетели на сопровождение высотных торпедоносцев 9 ГМТАП для удара по конвою противника в районе Эккерей. Младший лейтенант Смирнов вернулся из района п/о Рыбачий  из-за тряски мотора. Атаку торпедоносцев наблюдали в 17.25 в районе Эккерей с Н=4000 м. Наблюдал падение трех торпед и циркуляцию одной торпеды. Результатов атаки не наблюдали. Наблюдал падение бомб Киттихауков в хвост конвоя, взрывов не наблюдал. На обратном пути в районе Хейня — Саари вели воздушный бой с восьмеркой Ме-109 Н=бреющая до 150 м, бой безрезультатный.

При полете к цели, в районе п/о Рыбачий капитан Адонкин скрылся из виду при обходе заряда. На обратном пути наблюдали в восточной части п/о Рыбачий столб дыма.

Капитан Адонкин с выполнения задания не возвратился. Причина выясняется".

Несмотря на неоднократные попытки пилотов 255-го ИАП найти самолет Героя Советского Союза капитана Адонкина, судьба его остается загадкой по сей день. Был ли он сбит в воздушном бою или погиб по навигационным или техническим (в это время было несколько катастроф и аварий с двигателями "Аэрокобр") причинам - неизвестно... Остается лишь сожалеть о гибели выдающегося летчика-истребителя.


Герой Советского Союза Василий Семенович Адонкин

Остальные самолеты-истребители 2-го ГКАП и 255-го ИАП благополучно добрались до своего аэродрома. Побед над немецким самолетами штаб ВВС СФ пилотам этих полков не засчитал.

Немецкие летчики из состава III./JG 5 вернувшись на аэродром доложили, что сбили 14 советских самолетов  при собственных потерях в один Bf-109G-2, гибель которого описана выше. Фактически немецким пилотам удалось сбить один Як-1 20-го ИАП и один "Киттихаук" 27-го ИАП.

В 17.31 для наблюдения за конвоем 118-й РАП поднял "Киттихаук" №7, но он из-за проблем с мотором вернулся через полчаса. Не менее драматично развивались события с возвращавшимся после фиксации результатов удара по конвою «Спитфайром» №6. Несмотря на барахлящий мотор, капитан Виктор Васильевич Александров сумел посадить свой самолет на аэродроме в 18.28. Его доклад едва ли можно назвать оптимистичным. Из документов 118-го РАП:

"... 17-32 наблюдал удар прямых попаданий не наблюдал, в это же время ко мне пристроились 4 Ме-109 ниже на 300 мет и сзади на 600-800 м от которых с набором Н ушел в море".

Пилот севшего через 5 минут "Спитфайра" №2 доложил практически то же самое.  В 18.07 на доразведку конвоя взлетел "Киттихаук" №10, но его пилот, ввиду плохой видимости, конвоя не наблюдал.

Неутешительные выводы

На этом операция против конвоя Rp.110.Ki, фактически закончилась и пришло время подводить итоги. Выводы штаба ВВС СФ были неутешительные:

"Задача частями ВВС СФ участвующими в операции полностью не выполнены, так как целью операции ставилось потопить все три транспорта, а потоплено 1 транспорт и два СКР с большими потерями со своей стороны".
Имеющиеся в наличии немецкие документы показывают еще более удручающую картину: ни один немецкий корабль или судно не было потоплено. Сторожевой корабль NH-06 и охотник за подводными лодками UJ-1207 встали в ремонт по техническим причинам и нет документов говорящих о боевых повреждениях этих кораблей. Единственным последствием боев 17 марта стал ремонт двух зенитных пушек (по одной на каждом корабле) вышедших из строя при отражении атак советских самолетов.


Фотоконтроль атаки высотных торпедоносцев 17 марта 1944 года

Потери личного состава кораблей и судов по немецким документам были следующие:

Пароход «Knute Nelson» – один раненый

Канонерская лодка К-3 – двое раненых

Охотник за подводными лодками UJ-1208 – один погибший, шесть раненых

Тральщик М-306 – 3 раненых

Тральщик М-364 – 2 раненых.

В сумме на кораблях один человек погиб и 14 было ранено.

Немецким кораблям записали на боевой счет три сбитых советских самолета. А истребительная авиация люфтваффе записало на боевые счета своих летчиков 32 воздушные победы, еще одна заявка проходит как неподтвержденная. Известные на сегодняшний день безвозвратные потери Люфтваффе составили три Bf-109, причем один из них разбился при взлете.  К вечеру 17 марта 1944 года немцам пришлось хоронить двух своих пилотов. Береговая батарея "Петсамо", участвовавшая в неудачной попытке спасти своего пилота, отчиталась о гибели пяти и ранении четырех человек из состава расчетов. Всего потери немцев составили восемь человек убитыми и 18 ранеными.

Потери ВВС СФ составили 11 самолетов: четыре торпедоносца "Бостон", три "Аэрокобры", три Як-9 и один "Киттихаук". ВВС Северного флота потеряло 21 человек личного состава, только один сбитый пилот сумел спастись.

Что можно сказать в заключение? С одной стороны, тяжелые потери авиации Северного флота не были компенсированы потоплением у врага хотя бы одного корабля. С другой стороны, бой не был проигран вчистую, как это бывало: немцы лишились сразу трех истребителей, людские потери у них достигли почти двух десятков человек и два корабля были повреждены.

К сожалению, наши летчики пока не смогли как следует научиться тактике боя с вражескими караванами. Несмотря на уже имевшийся с 1943 года небольшой опыт ударов разнородных сил авиации по караванам, личный состав не смог точно выполнить приказы на операцию, особенно в плане выдерживания временных установок. Опять приходилось идти путем проб и ошибок, а они на войне стоят дорого. Решение ведущего низких торпедоносцев, ставшая причиной большей половины человеческих жертв, была позже осознана командованием и впоследствии такого старались избегать. Методика нанесения ударов обогатилась новым опытом, который позволил ей развиваться дальше и прийти к определенному успеху в ходе последующих операций.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT в сокращенном варианте. На нашем сайте публикуется авторский вариант. (Прим. редакции).


Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть первая

Драма над конвоем Rp.110.Кi . Часть вторая

Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
28.12.2022 23:41:00
Спасибо очень интересная статья. И ещё одно подтверждение, тому какой ценой далась победа СССР во второй мировой войне.
Алефиренко Алефиренко
24.01.2023 20:48:17
Для меня, дочери командира звена истребителей 255-го полка ВВС СФ Алефиренко Ивана Емельяновича, статья очень нужная! В моей книге "Ваенга моего отца", созданной на основании исторического документа - летной книжки отца, есть много описаний вылетов его Аэрокобры. Почитайте на сайте ЛитРес "Ваенгу моего отца" - о потопленных вражеских транспортах, о гибели однополчан и нелёгкий днях войны...  Кстати, есть и сценарий по "Ваенге"! С уважением, Виктория.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.