Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава седьмая

28 января 2023

Олег Киселев

4

2380

Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава седьмая

Глава седьмая. Черный день финских «Бленхеймов» 

7 марта погода над Выборгским заливом немного улучшилась и 4-й полк получил приказ продолжать бомбардировки советских войск на льду. На этот раз за эскадрильями закрепили зоны ответственности: LLv 42 и примкнувшие к ним немногочисленные исправные машины 44-й должны были действовать в западной части залива примерно до линии Виланиеми – полуостров Койвисто, а LLv 46 – в восточной, где перешли в наступление соединения советского 10-го стрелкового корпуса. Помимо «Бленхеймов», к ударам по советской пехоте и технике на льду привлекались «Фоккеры» D.XXI и два перевооруженных на «Гладиаторы» звена LLv 12. Кроме того, к заливу были переброшены еще два звена 28-й эскадрильи на французских истребителях MS.406.

Blenheim Mk.IV взлетает на боевое задание, 7 марта 1940 года

Атаковать советскую пехоту на льду решено было начать с раннего утра. Уже в 6.45 из Ювы стартовала сводная группа под командованием лейтенанта Хааки в составе трех «Бленхеймов», а спустя 50 минут за ним направились еще три бомбардировщика под командованием лейтенанта Песола. Практически одновременно с группой Хааки с ледового аэродрома на озере Ваммельярви не лучше вылетел патруль в составе шести И-16 7-го ИАП и примерно через три четверти часа маршруты обеих групп сошлись над Выборгским заливом. Однако Хааки опасность заметил слишком поздно.

Финны немедленно сбросили бомбы и, рассыпав строй, начали уходить. Однако советские истребители с первой же атаки сбили BL-144, который рухнул на лед недалеко от занятого советскими войсками полуострова Койвисто. Из экипажа удалось выжить только штурману лейтенанту Нююкянену, которого позже допрашивал фактически весь высший комсостав ВВС 7-й армии, включая комдива Денисова, военкома полкового комиссара Королева, начальника штаба полковника Лаврика и начальника разведотдела майора Алексеева. Хааки смог оторваться от преследователей, но на аэродром он вернулся с дырой от 20-мм снаряда, разорвавшегося внутри крыла в 30 сантиметрах от двигателя. Интересно, что участвовавшая в этом бою 2-я эскадрилья 7-го ИАП летала на И-16 тип 18 с чисто пулеметным вооружением, да и сам Хааки все свои беды объяснял действиями ПВО противника. Однако у советской ПВО 20-мм зенитных автоматов в принципе не имелось, зато 20-мм немецкими пушками Flak 30 оснащались тяжелые зенитно-пулеметные взводы, входившие в состав противовоздушной обороны Береговой группы. Таким образом, BL-145 едва не пал жертвой собственной зенитной артиллерии. Впрочем, к обеду самолет был отремонтирован и вечером снова был в воздухе. Зато, вылетевшая второй группа лейтенанта Песола, удачно используя облака, выскочила к Тейкарсаари и отбомбилась по колоннам буквально на глазах патрулирующей шестерки И-16, которая их даже не заметила.

Но на этом «приключения» 42-й эскадрильи не закончились. По плану в 11.35 должна была вылететь третья ударная группа под командованием лейтенанта Ахмо. В её состав должны были войти BL-138, -144 и 145. Но как уже знает читатель, в утреннем вылете 144-й был сбит, а на 145-м спешно устраняли последствия его встречи со снарядом зенитного автомата. Группу решили пополнить за счет BL-140 и строго по плану пара поднялась в воздух, однако 138-й зацепил стойками шасси деревья, после чего упал на лед озера. Хотя до списания дело не дошло, самолет пришлось отправить на ремонт в Тампере. Одновременно в Луонетярви возвращавшийся из учебного полета BL-134 в результате грубой посадки перевернулся и вскоре последовал за 138-м.  


Авария BL-134 7 марта.

Не прошло и четырех часов, как история с группой Хааки почти в деталях повторилась с «Бленхеймами» из LLv 46. Около полудня BL-122 был успешно атакован парой «Чаек» 7-го ИАП и сбит. Из падающего бомбардировщика снова успел выпрыгнуть только штурман, неуловимый прежде лейтенант Хакала, причем советские истребители попытались расстрелять его в воздухе. Однако раненый Хакала не только благополучно спустился на лед, но и добрался до своих позиций. Атакованный вместе с ним BL-129 смог оторваться от преследователей, но уже в следующем вылете его снова чуть не сбили. Пара советских И-16 атаковала бомбардировщик и некоторое время преследовала его. Финский экипаж с удивлением отмечал, что противник довольно легко держится в хвосте «Бленхейма» и видимо вследствие этого в донесении эскадрильи появилась очередная запись о загадочных «И-17». Финский самолет все же смог укрыться в облаках, привезя на память о встрече несколько пробоин в правом крыльевом баке, загадка «И-17» решалась просто: это снова были И-16 тип 18, которые в теории по скорости не уступали «Бленхейму».


Подготовка к вылету BL-129, 7 марта 1939 года.


Капитан Хакола в кабине «Бленхейма», 1944 год

LLv 44 повезло немного больше, хотя летчики «Чаек» 7-го ИАП смогли вечером атаковать один из «Бленхеймов» эскадрильи. По донесениям советских пилотов бомбардировщик был сбит, а экипаж выбросился на парашютах, но на самом деле финский самолет вернулся на свой аэродром всего с тремя пробоинами. Однако военная фортуна явно не благоприятствовала в этот день 4-му авиаполку. У только что прошедшего полевой ремонт BL-118 во время взлета на боевое задание с аэродрома Йоройнен отказал правый двигатель. Тяжело груженный бомбардировщик немедленно упал на землю и только по невероятному стечению обстоятельств не подорвался на собственных же бомбах.

Истребители 7-го ИАП записали 7 марта на свой счет восемь сбитых «Бленхеймов», и советское командование ожидало снижения активности авиации противника. И оно действительно произошло! 4-й авиаполк с 6.45 до 19.50 произвел двадцать семь самолетовылетов, сбросив чуть более семи тонн бомб. При этом полк потерял два «Бленхейма» безвозвратно и еще три серьезно поврежденными. Такие результаты могли повергнуть финское командование в уныние. Почти четверть наличной матчасти всего за один день! Кроме того, интенсивная эксплуатация «косила» ряды «Бленхеймов» не хуже аварий и русских истребителей. К исходу 7 марта в воздух могли подняться только по два бомбардировщика из 46-й и 44-й эскадрилий, а в 42-й «на крыле» было шесть машин. Поддерживать и дальше активность 4-го полка на уровне 25-30 вылетов в сутки финны больше просто не могли, хотя и пытались.

Поскольку встречи с истребителями доставляли весьма серьезные неприятности, время начала полетов день ото дня «сползало» на все более ранние сроки. Так 8 марта BL-131 стартовал в 5.50 утра, а в 6.45 уже отбомбился по советской автоколонне на северном берегу Выборгского залива. Второй исправный самолет, BL-124, вылетел спустя 35 минут, тоже без противодействия отбомбившись по целям. Эта парочка между 9.45 и 12.40 успела слетать еще по одному разу, после чего BL-131 потребовал немедленного вмешательства механиков. Последний самолет эскадрильи (BL-124) снова стартовал в 12.35, выполнил задачу, но при посадке у него не вышло шасси и бомбардировщик сел на живот. Таким образом, примерно к 14 часам исправная матчасть у LLv 46 просто закончилась.


Техсостав ремонтирует мотор BL-131 в мастерских в Тиккакоски неподалеку от Луонетярви, 7 марта 1940 года. Сегодня в этом ангаре находится музей ВВС Финляндии.

Если 46-я эскадрилья умудрилась не встречать истребители противника, то 44-й и 42-й в этом смысле повезло меньше. Во второй половине дня их «Бленхеймы» по пять раз поднимались в воздух, доведя общий счет полка за день до 15 самолетовылетов, в ходе которых было сброшено 4,5 тонны бомб. Большинство полетов проходило в компании И-16 и «Чаек», причем в некоторых случаях такие встречи происходили по два-три раза за вылет. Тем не менее, потерь полк не имел за исключением севшего на живот 124-го, хотя летчики 5-й эскадрильи 7-го ИАПзаписали на свой счет сразу четыре «Бленхейма». Что любопытно, BL-139 был «сбит» ими дважды за один вылет! Кстати, увернувшись от двух атак советских истребителей, экипаж этого бомбардировщика уже на пути домой попал в пургу и чуть не погиб. Но все же смог благополучно вернуться домой.

Хотя подобная интенсивность буквально убивала матчасть полка, финскому командованию было уже не до заботы о ее сохранности. Ситуация на фронте все больше становилась похожа на катастрофу. Поэтому на 9 марта полк получил приказ продолжать бомбить коммуникации советских 28-го и 10-го стрелковых корпусов на льду залива. Каждый возвращавшийся из боевого вылета самолет немедленно готовили к следующему. За ночь техсостав невероятными усилиями вернул в строй несколько «Бленхеймов», и к утру в строю было 11 машин, из них пять в 42-й эскадрилье и по три в двух остальных. Погодные условия в этот день были довольно скверными, но низкая облачность в целом была на руку финским экипажам, которые буквально вываливались из неё в районе цели, сбрасывали бомбы и снова уходили в облака. Патрулирующие истребители если и замечали бомбардировщик, то среагировать на него успевали далеко не всегда, хотя несколько безрезультатных стычек все же имели место. Даже советская сторона претендовала только на один сбитый «Бленхейм». В течение дня бомбардировщики успели выполнить два десятка боевых вылетов (из них 44-я и 42-я по семь), сбросив семь тонн бомб.


Пробоины в фюзеляже BL-130 – результат очередной встречи с советскими истребителями 8 марта 1940 года

С 5 по 9 марта один только 7-й ИАП доложил об уничтожении восемнадцати (!) «Бленхеймов» (не считая других типов самолетов), что теоретически должно было резко сократить активность финской ударной авиации. Однако двигавшиеся по льду части 28-го и 10-го стрелковых корпусов «успехов» прикрывающей их авиации не замечали. После очередного «нагоняя» от командования Северо-Западного фронта, штаб ВВС 7-й армии, в свою очередь, отчитал руководство 59-й истребительной бригады, а оно обрушилось с критикой уже непосредственно на авиаполки, прикрывающие с воздуха Выборгский залив: 

«За последние дни бомбардировщики противника неоднократно бомбардировали наши войска на участке 28 СК. Бомбы попали в госпиталь на о. ТУППУРАН-СААРИ – имеется много убитых и раненных. Этот случай безнаказанного проникновения бомбардировщиков через линию фронта при наличии абсолютного господства в воздухе нашей авиации, и особенно такого большого насыщения истребителями на участке 28 СК (до 24 самолетов) говорят за то, что организация прикрытия и ответственность за порученный участок прикрытия отсутствует. До сих пор нет должного контроля за выполнением боевых заданий. Как правило, звенья, выделенные для патрулирования в отведенных для них участках с задачей не пропустить ни одного вражеского самолета, этой задачи не выполняют, уходят далеко от линии фронта, не следят за воздухом, оставляют свои участки без наблюдения и этим самым дают возможность безнаказанно просачиваться за линию фронта одиночным самолетам противника».

С 10 марта система прикрытия была сильно подкорректирована: между полками были распределены зоны ответственности, назначены точки постоянного патрулирования, помимо патрулей были введены команды охотников, которые должны были находиться над облаками, преследовать и сбивать удирающие самолеты противника. Особенно в бой рвались летчики 7-го ИАП, к которым были высказаны персональные претензии. ВВС 7-й армии в течение дня выполнили 1008 самолетовылетов, в том числе 727 истребителями. В основном усилия авиации были направлены на поддержку 10-го и 28-го корпусов, поэтому несложно представить, что творилось в воздухе над тридцатикилометровом фронтом 28-го и 10-го корпусов.


Экипаж «Бленхейма» 46-й эскадрильи только что вернулся из боевого вылета. Март 1940 года

Первый финский бомбардировщик появился над Выборгским заливом в 7.15. Это был BL-145 из LLv 42, который почти полчаса крутился в районе цели, пока, наконец, не был отогнан парой И-16. Примерно 20 минут спустя к заливу подтянулись еще четыре «Бленхейма» из 46-й эскадрильи. Финские бомбардировщики уже традиционно действовали поодиночке, на свой страх и риск. И, как это ни удивительно, новая советская тактика сработала практически немедленно. Финны встретили яростное противодействие истребителей, от которых либо уходили на скорости, либо прятались в облака. Между 8.35 и 8.55 в Луонетярви сели три самолета, BL-133 с экипажем командира 1-го звена капитана Пипониуса среди возвратившихся не было. Но уже в 9.00 от службы воздушного наблюдения было получено сообщение об уничтожении русским истребителем финского бомбардировщика.

Звено И-153 5-й эскадрильи 7-го ИАП под командованием старшего лейтенанта Гейбо ранним утром 10 марта выполняло роль охотников, когда на высоте около 600 метров летчики заметили одиночный «Бленхейм». «Чайки» бросились в атаку, но застать противника врасплох не удалось и бомбардировщик начал уходить. Шансов догнать летящую даже по прямой «четверку» у И-153 было немного и, скорее всего, на этом все бы и закончилось. Тем более что ведомые вскоре переключились на пару замеченных финских истребителей. Однако сам Гейбо продолжил преследование. Судя по всему, экипаж Пипониуса потерял преследователя из виду и, что называется, расслабился. Между тем советский летчик, пикируя и снова набирая высоту, метр за метром приближался к идущему на свой аэродром финскому бомбардировщику, пока после примерно тридцатикилометровой погони не приблизился к нему почти вплотную. Залп четырех ШКАСов практически в упор (истребитель Гейбо вернулся весь облитый маслом из расстрелянного «Бленхейма») не оставил финскому экипажу ни единого шанса. По донесению финской службы воздушного наблюдения, два члена экипажа выпрыгнули с парашютами, но были добиты в воздухе советским летчиком, хотя сам Гейбо на сей счет ничего не сообщает. Впрочем, учитывая «халхингольский» опыт за плечами советского летчика, когда расстрел в воздухе выпрыгнувших с парашютом противников ничем предосудительным не считался, такой исход боя был вполне вероятен. 


Иосиф Иванович Гейбо, командир 5-й эскадрильи 7-го ИАП.

Утренние стычки «Чаек» 5-й эскадрильи с финскими самолетами были единственным встречами с противником летчиков 7-го ИАП в этот день. После этих событий финские «Бленхеймы» действовали восточнее района патрулирования полка, и гоняли их в основном летчики 23-го и 148-го ИАП. До конца дня финские бомбардировщики выполнили 24 боевых вылета, практически в каждом втором из которых имели тесный контакт с советскими истребителями. В ходе одного из таких контактов старший сержант Хямяляйнен, стрелок с BL-145, согласно его словам, сбил И-153, но советские данные не подтверждают его успех.

Между тем, еще вечером летавшие в район Выборгского залива экипажи отмечали, что войск на льду стало заметно меньше, и первые же вылеты на следующее утро подтвердили эти данные. Правда от истребителей в воздухе по-прежнему было тесно. Около половины восьмого утра младший сержант Хаммарен, стрелок с BL-139, заявил об уничтожении в воздушном бою с дюжиной И-153 сразу двух «Чаек». Впрочем, как и в предыдущий раз, советская сторона эти победы не подтверждает. Финские ВВС сокращение движения записали как свой успех, однако в действительности это было связано с тем, что большая часть сил 28-го корпуса переправилась на северный берег, уверенно расширяя плацдарм, а по льду теперь двигались в основном колонны снабжения, главным образом в ночное время.

Между тем, давно уже напоминающая Тришкин кафтан финская линия обороны порвалась в очередной раз, теперь северо-западнее Выборга, в районе станции Тали. «Пожарная команда» в лице бомбардировщиков 4-го авиаполка немедленно была брошена на этот участок, соответствующий приказ она получила уже в начале второго часа дня. В 13.35–13.40 два «Бленхейма» из 42-й и 44-й эскадрилий нанесли удары по танкам на острове Мелонсаари, на чем фактически бои над Выборгским заливом завершились. В 15.15 бомбы «Бленхеймов» начали падать уже в районе станции Тали. 

Деятельность LeR-4 в ходе сражения над Выборгским заливом:


.

Мартовские бои для бомбардировщиков 4-го полка оказались довольно тяжелыми. Три «Бленхейма» были потеряны, еще три серьезно повреждены, т.е. фактически до конца войны также потеряны. При этом титанические усилия авиации, направленные на срыв советских перевозок по льду Выборгского залива, хотя и имели определенные успехи, но в итоге так и не смогли оказать заметного влияния на этот процесс. С другой стороны, учитывая, что финские бомбардировщики работали безо всякого прикрытия в условиях просто тотального господства в воздухе авиации противника и, в частности, высокой активности советских истребителей, одна потеря на 24 боевых вылета, или безвозвратная потеря на 47 вылетов (или порядка 120 часов) - показатель весьма неплохой, но все же заметно хуже, чем в целом по финским ВВС за войну – 89 вылетов на одну потерю. Для сравнения, действовавшие в куда более комфортных условиях (в смысле противодействия противника) советские бомбардировщики СБ и ДБ-3 ВВС Северо-западного фронта имели за войну одну потерю на 214 вылетов или 340 часов налета.


Подвеска бомб под «четверку» 46-й эскадрильи, март 1940 года

А «Бленхеймы» продолжали атаковать район нового советского прорыва, стараясь не попасть в прицелы истребителей ВВС Красной Армии. Получалось это, правда, далеко не всегда. В 16.35 BL-140 лейтенанта Ахмо отбомбился по целям в указанном районе, после чего попал под обстрел звена И-16. Выпущенные ими очереди прошили кабину штурмана, в которой находился кандидат в прапорщики Э. Вуоренко, а также пробили фюзеляж в районе турели стрелка. Ахмо успел резким маневром уйти в облака, но Вуоренко это не помогло: вечером он скончался от полученных ранений. Последний вылет полка как в этот день, так и в «зимней войне», что символично, совершила «единичка» из 44-й эскадрильи. 12 марта нелетная погода блокировала какую-либо деятельность ВВС, а 13 марта стало известно о подписании мирного договора и все полеты в полку (кроме учебных в LLv 42) были отменены.

Боевая деятельность бомбардировщиков из состава LeR-4 в ходе советско-финляндской войны 1939-40 гг.


.

Распределение потерь бомбардировщиков «Бленхейм» по категориям:
.

Итоги «зимней войны» убедительно показали, что приобретение «Бленхеймов» было более чем оправдано. Вызывает удивление, что Лундквисту до сих пор отдельные авторы пытаются ставить это в вину, хотя эти машины оказались единственными в финских ВВС ударными и разведывательными самолетами, которые были способны достаточно эффективно действовать на фронте днем в условиях полного господства советской авиации. Кроме того, самим фактом своего существования они заставляли отвлекать на цели ПВО значительные силы советской истребительной авиации (только для ПВО Ленинграда была задействована целая бригада, три полнокровных полка), которые в противном случае просто «съели» бы любые попытки финского командования количественно-качественно усилить свою авиацию ПВО. Представляется, что с точки зрения пехотных офицеров финской армии, отсутствие в небе над их головами лишней пары сотен штурмующих передний край советских истребителей было куда важнее, чем дополнительно уничтоженные где-то там, в тылу, пять-шесть десятков краснозвездных бомбардировщиков. Хотя бы с этой точки зрения закупка «Бленхеймов» оказалась совершенно оправданной мерой.

С другой стороны, малочисленность самолетов 4-го полка не позволяли им оказывать более серьезное влияние на ход боевых действий, наносить разрушительные удары по тыловым объектам и инфраструктуре советских войск, а регулярные боевые и небоевые потери «обнуляли» получаемую из Великобритании помощь. Фактически большую часть войны численность исправных машин полка колебалась на уровне 8–12 машин, т.е. фактически одной полнокровной эскадрильи. Было очевидно, что на перспективу 4-й авиаполк нужно было усиливать, в том числе создавать резерв самолетов для него, но Великобритания сразу после подписания Московского мирного договора отказалась от дальнейших поставок уже обещанных «Бленхеймов», поэтому ставку пришлось делать на собственное производство.


Сборка новой партии «Бленхеймов» I на авиазаводе в Тампере, декабрь 1941 года.

Все достоинства «Бленхейма» раскрывались в полной мере лишь в противоборстве с ВВС Красной Армии, основу парка которых составляли машины, разработанные в середине 1930-х, либо их модификации. От более современных истребителей скорость «Бленхейм» уже не спасала, а откровенно слабое оборонительное вооружение оставляло экипажу бомбардировщика мало шансов в противоборстве с ними. Впрочем, выбора у финского командования на данном этапе все равно не было. 14 июня 1941 года первый собранный в Финляндии «Бленхейм» I поднялся в воздух, а 25 июня 4-й полк снова приступил к боевым действиям против советских войск. Но это уже другая история.

Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Алексей Кукушкин
28.01.2023 11:27:55
Спасибо Большое за интересный цикл! Ждём продолжений!
Pavel Fedoseenkov
29.01.2023 22:30:44
Очень интересные статьи. Спасибо.
Андрей Мухин
03.02.2023 11:25:38
   Спасибо большое за прекрасный цикл передач. Мой дед Андрей Григорьевич Мухин был штурманом бомбардировочной авиации в Зимней войне, поэтому жду цикл передач про нашу авиацию.
Потомственный самогонщик
03.02.2023 14:11:41
Олег Николаевич, спасибо большое! Пишите ещё!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.