Из жизни авианосцев: «Лэнгли», или первый блин

27 февраля 2023

Николай Колядко

1

1381

Из жизни авианосцев: «Лэнгли», или первый блин

Стоило британцам придумать авианосцы, как их заокеанские «кузены» тут же об­­ратили внимание на этот последний писк военно-морской моды. В конце 1918 г., когда в составе британского флота имелось уже три таких корабля, аме­риканские адмиралы радостно заявили: «Тоже такое хотим! Тоже три. А лучше шесть! Ну, чтоб два раза не вставать, и вообще — мы Америка или где?».

«Все побежали – и я побежал!»

Но родное министерство флота задумчиво посмотрело на них поверх очков: «А не напомните, кто тут не­дав­но с перепугу заказал чуть не три сотни эсминцев, а теперь не зна­ет, куда их девать? Не говоря уж обо всём прочем. В общем, губу закатали и кругом марш». Крыть адмиралам тогда было нечем.


Британские «Фьюриес» и «Виндиктив». Назвать это авианосцами язык не поворачивается, но у остальных и таких не было!

Но через два года они пришли снова, урезав ап­пе­титы до четырёх еди­ниц. «А не напомните, кому мы только что дали четыре с лишним ярда казённых баксов на дюжину линкоров и линейных крей­се­ров?», – бес­та­к­тно поинтересовался на этот раз Минфин. «А вы хотя бы знаете, зачем вам эти – как их – авианос­цы?» – спросили уже народные избранники в Конгрессе.

Флотские честно ответили, что понятия не имеют. Для того и заказывают, что­бы выяснить, что это такое и с чем его едят. И вообще, все приличные люди (они же – потенциальные противники) это себе строят, значит, и нам надо! Власть предержащие настолько охренели от подобной непосредственности, что де­нег дали. Аж 400 тысяч долларов – и ни в чём себе не отказывайте.

Дёшево и сердито!

«С нуля» построить на эти деньги что-то крупней тральщика было нереально. Так что если в Англии и Японии вовсю кле­пали свои первые авианосцы уже специальной постройки, то родине палубной авиации пришлось пока доволь­с­т­воваться са­мым бюджетным вариантом — конверсией уже имевшегося судна в «тоже, типа, авианосец».


Послуживший «донором» угольщик АС-3 «Юпитер». И не сказать, чтобы совсем лишнее судно было.

Им стал угольщик «Юпитер» семи лет от роду. Причиной выбора стали его здо­ро­вые угольные трюмы числом шесть. В одном разместили танки с авиа­бензи­ном, в другом — погреб боеприпасов и самолётоподъёмник, а оставшиеся за­дей­ствовали для раз­мещения самолётов. В остальном перестройка свелась к тому, что на верхнюю палубу воткнули стойки-пиллерсы и кинули на них по­лёт­ную палубу.

Корабль также снабдили четырьмя 127-мм орудиями — непонятно зачем, но пусть будут. А ещё голубятней на корме — птичек планировали использовать для связи самолётов с авианосцем. Новомодное радио — оно, конечно, хорошо, но для серь­ёзных дел лучше использовать старые проверенные технологии! Всё это хозяйство назвали «Лэнгли» и в марте 1922 г. приняли в состав ВМС США.

Вырезаем гланды нетрадиционным способом!

Но веселей всего была устроена авианосная составляющая корабля. Для начала, у «Лэнгли» фактически не было ангар­ной палубы. Самолёты с отсоединёнными плоскостями хранились в бывших угольных трюмах, где помещалось до 14 ма­шин. И поднимали их оттуда не смолётоподъёмниками, а кран‑балками.

Публика на «недоангарной» палубе «Лэнгли» наблюдает за процессом сборки аэроплана на платформе самолётоподъёмника. Кстати, платформа находится в крайнем нижнем положении.

Затем самолёт собирали на открытой всем ветрам бывшей верхней палубе, и той же кран-балкой поме­щали на плат­фор­му подъёмника высотой почти два метра. И только потом его можно было, наконец, поднять на полётную палубу. Всё меро­при­ятие могло занимать до получаса на один самолёт. Обратная про­це­дура – столько же. В общем, всё было очень медленно и печально…

Если нельзя, но очень хочется…

Британцы с японцами, построившие авианосцы с нормальными ангарами и подъёмниками, могли себе позволить схему «чи­стая палуба». То есть достаточно быстро убирать севшие самолёты в ангар, там их обслуживать и так же быстро поднимать затем на полётную палубу. А вот американцы на «Лэнгли» делать этого не могли, так что им пришлось включать смекалку и придумывать всякие извращения.


Посадка на «Лэнгли». На палубе виден недавно изобретённый посадочный сигнальщик, а на корме — та самая голубятня.

Идиотская конструкция их первого авианосца заставила прийти к идее вообще не убирать значительную часть самолётов с полётной палубы. Севшую машину просто откатывали в носовую часть, освобождая корму для посадки следующей. Там же в но­со­вой части полётной палубы их сразу заправляли и вооружа­ли. А после того, как все сели, всю толпу перемещали обратно на корму, заканчивали обслуживание – и вот самолёты уже готовы к следующему вылету.

Приём кажется простым и очевидным, но на самом деле он потребовал нес­ко­ль­ких лет экспериментов, а также внедрения ряда новшеств. Как технических, так и организационных: аварийного барьера нового типа, выведения на палубу магистралей для заправки, создания отдельного подразделения палубной ко­ман­ды, чьей задачей было исключительно перемещение само­лё­тов, и многого другого.


Один из вариантов палубной парковки на «Лэнгли»: 24 самолёта выстроены для взлёта

Зато численность авиагруппы уже не была жёстко ограничена вместимостью трю­мов и «недоангарной» палубы авианосца. Теперь она больше зависела от пло­щади полётной палубы и выучки личного состава. Поэтому вскоре коли­чес­тво машин на бор­ту «Лэнгли» увеличилось сначала до 24, затем до 36, а к концу 1927 года составило уже 42. А когда у ВМС США появились уже нормальные авианосцы – эти наработки задействовали и на них.  В результате американские авианосцы Второй мировой несли заметно больше машин, чем их «коллеги» из других флотов, имевшие такое же, или даже большее водоизмещение.

Наследие «Лэнгли»

В отличие от британского и японского «первенцев», американскому «Лэнгли» не довелось повоевать в качестве авианосца. Впрочем, его никогда и не планиро­ва­­ли использовать в боевых условиях – для этого он, как минимум, был слиш­ком тор­моз­ным. 27 февраля 1942 года он погиб в бою, уже будучи перестроен­ным в авиатранспорт. 


«Лэнгли», перестроенный в авиатранспорт

Но многое из того, что было при­ду­мано на его борту, ле­г­ло в основу современных авианосных техноло­гий. Например, поперечные аэ­ро­финишёры, а также прин­цип палубной парковки и специальные подраз­деления палубной команды в цветных свитерах, что благополучно испо­ль­­зуются и по сей день.


Статья ранее была опубликована на личной странице автора в ВК.

На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Ред. ТМ)

Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
27.02.2023 23:47:19
Забавный авианосец. Но технологию отработали.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.