Камень – оружие красвоенлёта.

Камень – оружие красвоенлёта.
Самолет Sopwith Красного воздушного флота. (фото для иллюстрации)

Краткая история 29-го разведывательного авиационного отряда.

В фонде документов личного происхождения маршала авиации Фёдора Алексеевича Астахова в ЦГА МО в руки попалась замечательная коллекция фотодокументов 29-го авиационного отряда и штаба Воздушного флота Сибири. В РГВА удалось обнаружить фонд отряда и восстановить его славную боевую историю от ПМВ до сражений с колчаковскими войсками и «белобандами барона Унгерна» в Монголии.

Каково же было удивление, когда в плохо читаемом, потрёпанном со временем документе, удалось прочитать: «…когда в отряде не было бомб, он нагружал свой самолет камнями, каковые сбрасывал над противником…».

Гвозди бы делать из этих людей…

Аэроплан Фарман-22 (HF-XXII) с обозначением "Х-й Кор.Ав.Отр." (ava.org.ru)

Х-й корпусной авиационный отряд был сформирован в марте 1914 года, и под этим наименованием участвовал в Первой Мировой войне.

В апреле 1918 г. в Москве, в полном составе, согласно общему постановлению отряда, влился в число частей Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного флота.

«Личный состав отряда и ценное авиационное имущество отряда не было распылено, коллегия Главоздухфлота постановила отряд оставить не расформировывая, как единицу вполне боеспособную, под тем же наименованием до августа 1918 г., когда отряд был переименован во 2-й Калужский Авиационный отряд 1-й Калужской Авиагруппы и был переброшен на новое место стоянки в г. Калугу».

До перехода отряда в РККА, отрядом командовал военный лётчик Шрейдер. С 1-го апреля 1918 г. командование отряда принял лётчик-наблюдатель Николай Александрович Виноградов. Численный состав отряда при переходе его в Красную Армию был 57 человек. Приказом по Военному Воздушному флоту РФСР № 30 от 04.08.1918 отряд был переименован во 2-й Калужский авиационный отряд и включен в состав 1-й Калужской авиагруппы.

6-го сентября 1918 г., боевое звено отряда, состоящее из двух аэропланов «Ньюпор» и одного «Сопвича» «выбыло на Восточный фронт, где под г. Казанью с чехо-словаками и проч. белогвардейскими бандами, в том же месяце впервые и получило свое боевое крещение в Красной Армии за дело трудящихся».

В декабре 1918 года отряд выбыл из Калуги на Восточный фронт в Симбирск, в состав 5-й армии и гнал колчаковцев вплоть до Иркутска, участвуя в боевых операциях совместно с 25-й, 26-й и 35-й дивизиями.


«Парад 29 авиаотряда и 5 авиабазы-мастерской на 1-ое мая 1919 гд. г. Симбирск. Астахов Ф.А.).

13 января 1919 года в Мелекесе, на основании приказа по Красному Военному Воздушному флоту РСФСР № 18 от 13.12.1918г. отряд переименован в 29-й авиационный отряд. Боевая работа авиаотряда заключалась в разведке тыла противника, сбрасывании бомб, литературы и т.д.


«Омск 1919 г. «Фотографическая лабораторiя 29 авиационного отряда». В третьем ряду в центре военный лётчик Астахов Фёдор Алексеевич.

Осенью 1919 г. в районе г. Кургана, красвоенлётом Батуриным с краслётнабом Рухиным на самолёте «Сопвич» был сбит аэроплан противника, который сел в своем расположении. Впоследствии лётчик и наблюдатель сбитого самолёта попали в плен.

Авиаотряд принимал участие в борьбе с бандитизмом, во время подавления «восстания в Славгородском уезде в октябре 1919 г., для какой цели с места стоянки отряда г. Петропавловска было выделено боевое звено, которое работало при подавлении восстания в течение 2-х месяцев».

После лётчика-наблюдателя Виноградова, командиром отряда становится военный лётчик Альферьев, отстранённый «от должности командира [отряда] ввиду его политической неблагонадежности». 3-го марта 1920 года в командование 29-м разведывательным авиаотрядом вступает военный лётчик Михаил Никифорович Соколов.


Командир 29-го разведывательного авиаотряда военный лётчик Соколов Михаил Никифорович.

«Из наиболее выдающихся героев части был командир отряда военный летчик тов.Соколов, который проявил неоднократно свою храбрость и беззаветную преданность делу революции в период наступления банд адмирала Колчака, например, в боях под г.Бирском, когда в отряде не было бомб, он нагружал свой самолет камнями, каковые сбрасывал над противником во время постройки ими моста через р. Белую, тем наводил панику и задерживал постройку моста».
30 июля 1920 г. командир отряда военлёт Соколов, проводя совместно со старшим мотористом отряда Пигалевым фотографирование реки Ангары на аэроплане Кодрон, потерпели аварию и разбились. Для моториста Пигалева это был экзаменационный полёт в качестве лётчика-наблюдателя.


«Труп Соколова. Разбился, упав в Ангару с самолетом Кодрон. Оз.Байкал, Иркутск, 1920 г.».

В период с марта 1920 г. по апрель 1921 г., отряд стоял у станции Михалево Забайкальской железной дороги и участвовал в заготовке топлива для Иркутска, а в летнее время неоднократно принимал участие в тушении лесных пожаров.

В «Истории 15 Отдельного Разведывательного Авиационного отряда Красного Воздушного флота западного фронта» также особо отмечен комиссар Розе:

«Из политических выдающихся работников части – это Комиссар т.Розе, который положил немало труда по воспитанию краснофлотцев, в поднятии в них боевого духа и немало им сделано в поднятии культурной жизни отряда, и был любимцем всех военнослужащих отряда».


«Иркутск. Начвоздух Сибири Астахов и военком Розе. Штаб авиации Сибири 1921».

Врид командира 29-го разведывательного авиационного отряда становится Квятковский Барнаба Викторович.

В конце 1920 г. генерал-лейтенант Унгерн фон Штернберг отделился от войск атамана Семенова и ушёл из Забайкалья в Монголию. К февралю 1921 г. Унгерн захватил столицу Ургу и, получив титул правителя, стал монгольским диктатором. В мае 1921 г. отряды Унгерна вторглись на территорию Дальневосточной республики и приказу начальника авиации 5-й армии Астахова, 29-й разведывательный авиационный отряд лётом перебрасывается в Забайкалье.


В монгольской степи.

«В период Монгольской операции за боевую работу, проявленную личную храбрость и преданность делу революции, в январе месяце 1922 г. были награждены орденами «Красного Знамени» красвоенлеты: Квятковский, Янышевский, Орловский, Цыкин и Абузин, и Краслетнабы: Сыченников и Ядров».

Из наградных документов на лётчиков и лётнабов 29-го разведывательного авиаотряда ясно, что полёты совершались на сильно изношенных машинах, иногда перелёты совершались на сломанных самолётах. Лётчики проводили разведки, бомбометания, обстрелы пулемётным огнём, часто при неблагоприятных метеорологических условиях и обстрелах противника.

В июне 1921 г. выделяется боевое авиазвено для подавления восстания в Барнауле, вело работу один месяц.

В сентябре 1921 г., «после разгрома белобанд барона Унгерна», отряд перешёл на мирное положение, из Монголии вернулся на зимнюю стоянку на станцию Иннокентьевскую, откуда в феврале 1922г. по предписанию Главвоздухфлота был переброшен на Западный фронт в Смоленск.

В ноябре 1921 г., приказом Воздушного флота Республики № 2 от 23.09.1921 отряд переименовывается в 15-й отдельный авиационный отряд, а 25-го июля 1922 г. в 15-й отдельный разведывательный авиаотряд и из Смоленска был переброшен в гор. Карачево на учебный лагерный сбор артиллерии Западного фронта.

«Работа отрядом по корректированию стрельбы артиллерии Запфронта на Карачаевском полигоне закончена блестяще».

Служащие авиаотряда, которых на апрель 1922 г. насчитывалось сто человек, отчисляли в помощь голодающим установленную приказом процентную норму пайка и жалования, и кроме того, однодневный паек всей части ежемесячно.

1-го марта 1925 г. приказом начальника ВВС РККА № 1сс/1с от 06.01.1925 отряд расформирован и обращен на формирование 4-й отдельной разведывательной эскадрильи.

Командиры: Шишковский, Шрейдер Павел, Виноградов Николай Александрович, Алферьев, Соколов Михаил Никифорович, Голубков Сергей Матвеевич, Квятковский Барнаба Викторович, Янышевский Алексей Петрович, Сыченников Иван Васильевич, Брекке Жан Георгиевич, Белозеров Сергей Ильич, Данильчик Владимир Викентьевич, Черний Иван Иосифович.

Военкомы: Чиненов Гавриил, Розе Альберт, врид Савинкин, врид. Бугорков Александр, Добровольский, Гарданов, Томсон Александр Маркович.

Дислокация: Лемзаль, Венен, Псков, ст.Русса, Бологое, Тверь, Москва, Калуга, Рязань, Инза, Киндяковка, Мелекес, Нурлат, Бугульма, Чишмы, Кондры, Буздяки, Михалево, Темлюй, Нюки, Верхнеудинск, Усть-Кяхта, пос.Ленина, Смоленск, Карачев, Гомель, Витебск.

Источники:

  1. РГВА, фонд 29, опись 4, дело 14; опись 8, дело 199;
  2. РГВА, фонд 11913, опись 1, дела 3, 20; опись 7, дело 163, опись 75, дело 149;
  3. ЦГА МО, фонд 311, опись 1, дела 67, 69,71;
  4. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны. 1918-1922/ В.Н. Конев, Н.Н. Зиновьев. М.: Фонд «Русские витязи», 2018. – 204.
  5. : http://ava.org.ru/ww1/10kao.htm?ysclid=lhfzxsaxj5447175575
Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
11.05.2023 09:32:23
Спасибо, интересно. Булыжник - оружие пролетариата  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.