05 сентября 2024
1571
Бронированные Ил-2, безусловно, были основной ударной силой советской авиации на протяжении почти всей Великой Отечественной войны. Но на 22 июня 1941 года в строевых частях было крайне мало этих самолётов. Ещё меньше было лётчиков, способных выполнять на Ил-2 боевые задания. Поэтому первыми советскими штурмовиками, атаковавшими наступающие колонны вермахта, стали истребители-бипланы И-153 «Чайка» 61-го штурмового авиаполка.
Выполняя директиву командующего Северо-Западного фронта генерал-полковника Ф. И. Кузнецова по уничтожению прорвавшихся немецких частей в районе Мариамполь – Кальвария, самолёты ударной авиации ВВС СЗФ начали взлетать около 10:30 воскресенья, 22 июня.
4-я и 5-я эскадрильи полка, базировавшиеся на базовом аэродроме в Кедайняе, не оправились от утренних налётов немецкой авиации, и техническому составу требовалось время на ремонт самолётов и выравнивания лётного поля, повреждённого бомбами. Поэтому приказ на первый боевой вылет получили 1-я и 2-я эскадрильи, которые базировались на полевом аэродроме Ризгонис восточнее Ионавы.
Согласно хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны РФ «Истории полка», в первом боевом вылете эскадрильи возглавили заместители командиров. Объяснялось это просто: командир полка майор С. Н. Мамушкин и четыре командира эскадрилий перегоняли пятерку новеньких Ил-2 из Воронежа, и утро 22 июня застало их в Вильнюсе. Заместитель командира полка майор К. М. Чубченков был в госпитале, поэтому действиями полка в первый день войны руководил командир четвёртой эскадрильи капитан А. М. Лебедев.
Эскадрильи «Чаек» взлетели с интервалом в 10 минут. Пройдя по маршруту Ризгонис – Каунас – Мариамполь – Кальвария, девятка 2-й эскадрильи старшего лейтенанта Лебедя в районе приграничного городка Любавас (Любово) пересекла государственную границу и, углубившись в территорию Германии, атаковала бомбами ФАБ-50 и пулемётным огнём скопления немецких войск. Кроме того, согласно докладу советских лётчиков, атаке подвергся немецкий полевой аэродром в этом же районе. Над целью советские штурмовики подверглись обстрелу зенитной артиллерии, а на обратном пути группу атаковали немецкие истребители. В полном составе было потеряно замыкающее звено «Чаек», пропал без вести командир звена младший лейтенант Н. А. Константинов и его ведомые, лейтенант А. М. Плескач и младший лейтенант И. И. Хулап. Позднее лейтенанту Плескачу удалось вернуться в полк.
Немецкие истребители из группы III./JG 53 заявили две победы в районе действия групп 61-го ШАП. В 11:38 юго-западнее Кальварии один И-153, идентифицированный как ДИ-6, сбил фельдфебель Герман Нойхофф (Fw. Hermann Neuhoff) из 7./JG 53, а в 11:44, уже севернее Кальварии, ещё одна «Чайка» стала жертвой лейтенанта Герберта Шрамма (Ltn. Herbert Schramm) из 8./JG 53.
Ведомая старшим лейтенантом Рыжкиным, 1-я эскадрилья атаковала немецкую автоколонну, двигавшуюся в направлении Мариамполя. Несмотря на сильный зенитный огонь, все лётчики отработали по цели. Согласно их докладу, было выведено из строя до 30% автомашин. При этом, по разным данным, были подбиты один или два советских самолёта, но лётчики смогли дотянуть до аэродромов.
В течение дня полк продолжал активные боевые действия и произвёл ещё 35 боевых вылетов на штурмовку. Кроме повторно атакованного района Мариамполь – Кальвария, ударам подверглись части противника в районах Пильвишкяй и Вилкавишкис. Кроме того, полк активно вёл разведку: вылеты отмечены в направлении Вилкавишкис, Шакяй, Юрбаркас и Таураге. К сожалению, количество вылетов на разведку за 22 июня не отмечено, они идут в общей строке вместе с вылетами на разведку за последующие дни; то же самое касается вылетов на перехват и патрулирование.
Всего полк с 22 июня по 5 июля 1941 года произвёл 123 (по другим данным, 150) боевых вылета, из них 53 на штурмовку (все 22 июня), 17 на разведку и 53 на патрулирование и перехват. Потери оказались весьма велики, всего за день потеряно около трети от первоначального числа самолётов:
Фактически 22 июня стало первым и последним днём, когда полк действовал как единая боевая единица. На следующий день из состава полка в боевых действиях участвовали только 4-я и 5-я эскадрильи, а большая часть самолётов, согласно приказанию командующего ВВС СЗФ, была переброшена в район Риги. Выполняя эти решения, 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи 61-го ШАП перелетели на аэродром Скварбай, где попали под бомбоштурмовые удары люфтваффе и понесли большие потери. Далее, некоторое время небольшая группа уцелевших самолётов действовала в непосредственном подчинении командира 8-й САД с аэродромов Платоне, Рига, Псков, а уже 6 июля последний И-153 был передан в 15-й ИАП.
Инженерно-технический состав ввёл в строй не менее девяти самолётов из числа повреждённых за 22–23 июня, и 23–24 июня эти машины в составе 4-й и 5-й эскадрилий перелетели в Даугавпилс, где 13 И-153 и И-15бис были переданы в состав сводного 237-го ИАП. Что касается личного состава, то основная его часть отправилась в Воронеж переучиваться на Ил-2.
Благодаря опыту лётного состава переучивание полка продолжалось менее двух недель. Было подготовлено 33 лётчика, и уже 14 июля полк в составе 30 Ил-2 перебазировался в состав ВВС Западного фронта. Всего 61-й ШАП выполнил в 1941 году 757 боевых вылетов на Ил-2 и был награждён орденом Красного Знамени, хотя вполне заслуживал звания Гвардейского. Справедливость была восстановлена через два с половиной года: 5 февраля 1944 года приказом НКО СССР №018 полк стал 165-м Гвардейским штурмовым авиационным полком.
Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции).