Рабочий день «Киттихауков» - 29 сентября 1944 года

Рабочий день «Киттихауков» - 29 сентября 1944 года

Как известно в годы Великой Отечественной войны истребители «Киттихаук» ВВС СФ наносили удары по судоходству противника у берегов Норвегии.

Стоит напомнить, что к сентябрю 1944 года борьбой с мелкими судами противника целенаправленно занимался только один полк ВВС СФ, 78 ИАП, вооруженный самолетами «Киттихаук». Второй полк, 27 ИАП, занимавшийся выполнением подобных задач, в августе 1944 года был перевооружен с «Киттихауков» на «Аэрокобры» и специально подобной боевой работой больше не занимался. Несмотря на уменьшение задействованных в охоте на малые суда сил, сентябрь и октябрь 1944 года стали самыми результативными для «Киттихауков», в этот период были достигнуты наибольшие успехи в борьбе с надводными целями.

Поэтому авторы решили рассказать про один из рабочих дней «Киттихауков» 78 ИАП, 29 сентября 1944 года.


Взлетает "Киттихаук" ВВС СФ

В этот день истребители-бомбардировщики 78-го ИАП трижды успешно атаковали немецкие и норвежские суда.

Первый успех пришел к группе из шести истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» 78-го ИАП (ведущий – капитан В. П. Стрельников) под прикрытием шести «Аэрокобр» 2-го ГКАП (ведущий – гвардии капитан Д. П. Максимович), вылетевших на «свободную охоту» в Варангер-фьорде.


Капитан В.П. Стрельников

Из рапорта капитана В. П. Стрельникова: 

«Взлет в 8.55 Роста – Ура-губа – Корабельный — Вайтолахти – мыс Кибергнес к югу по берегу западнее Вадсе. Высота полета бреющая до Кибергнес, дальше высота полета 500 м. В 9.45 у мыса Андерсбю атаковал группу мотоботов 8–9 штук из них 2 ск. После нашего удара оставшиеся мотоботы штурмовали пулеметно-пушечным огнем самолеты Аэрокобры и в результате один мотобот потопили. В результате удара наблюдал прямое попадание (авиабомб. – Авт.) в скопление мотоботов. После удара на плаву осталось 2 мотобота. В результате удара было разбито до 6 мотоботов из них два ск. На обратном маршруте видели четыре самолета противника, которые вылетели на перехват, но опоздали. Боя с самолетами противника не вели». 


Схема атаки мотоботов у Андерсбю 29 сентября 1944 года.

В результате удара штаб ВВС Северного флота засчитал пилотам 78-го ИАП пять потопленных мотоботов, а на боевой счет пилотов «Аэрокобр» сопровождения был записан один мотобот. По данным противной стороны, атакованы были норвежские рыболовные мотоботы, три из которых потоплены. 



Потопление мотоботов у Андерсбю группой капитана Стрельникова 29 сентября 1944 года.

Следующий успех пришелся на долю четверки «Киттихауков» 78-го ИАП (ведущий – майор В. И. Бабернов).


Схема атаки теплохода Henriette Киттихауками майора Бабернова 29 сентября 1944 года.

Из рапорта старшего лейтенанта А. И. Батракова:

«(Был. – Авт.) Ведомым у второй пары в составе четырех Киттихаук. Взлет в 9.00 Роста – Цып-Наволок – мористее Вайтолахти, мористее Варде – мыс Нолитес(?) – цель. В 10–00 атаковал самоходную баржу восточнее мыса Челнесет(?). Бомбы двух других самолетов упали с недолетом 50–100 метров. Свои бомбы наблюдал взрыв 3–5 метров у кормы. После взрыва баржа изменила ход на 90 градусов. После нанесения бомбового удара произвел три захода с пулеметов. Баржа осталась без хода. Все самолеты группы произвели штурмовку баржи пулеметным огнем».

Отметим, что остальные пилоты подтвердили, что единственного близкого разрыва добился старший лейтенант А. И. Батраков.


Старший лейтенант А.И. Батраков

Из немецких документов известно:

«С 09.58 до 10.11 в Конгс-фьорде атака 4 ″Ил‑2″ на теплоход ″Henriette″ из транс­портной флотилии Шпеера, сброшены бомбы и пушечно-пулеметный огонь. Ранено 2 норвежца, теплоход был отбуксирован в Берлевог катером спасения на море Люфтваффе».

В ходе данной атаки теплоход был довольно серьезно поврежден, в результате был отремонтирован только после войны и никой пользы гитлеровцам более не приносил.


Теплоход ″Henriette″ в Голландии. Стальной каботажный теплоход, построенный в 1936 г. в Гронингене в Голландия. Вместимость 184 брт. Длина 36,1 м. Ширина 6,3 м. Осадка 2,25 м. Скорость 8 узлов. Принадлежал голландским судовладельцам. С 1941 года возил грузы для германской армии под голландским флагом. В апреле 1943 года реквизирован немцами и передан транспортной флотилии Шпеера.

Третий удар по немецким кораблям опять нанес капитан В. П. Стрельников. Группа из восьми «Киттихауков» 78-го ИАП во главе с ним под прикрытием восьми «Аэрокобр» 2-го ГКАП (ведущий – гвардии капитан Н. М. Диденко) вылетела на «свободную охоту» в Варангер-фьорде.


Схема атаки малых немецких кораблей у Якобсельвен 29 сентября 1944 года.

Из рапорта капитана В. П. Стрельникова:

«Взлет 15.05 Роста – Ура-губа – Корабельный – Вайтолахти – Эккере – Якобсельвен. Высота полета от бреющей до 500 м. В 16.00 в порту Якобсельвен атаковал скопление мелких судов. В результате удара наблюдал прямое попадание 11 ФАБ‑100 в скопление мелких судов. После удара наблюдал потопление 3 барж водоизмещением до 300 тонн 2 мотоботов, один буксир 200–250 тонн. Старший лейтенант Митрофанов разрушено каменное служебное здание у причала».


Порт Якобсельвен. Сьемка с Киттихаука 78 ИАП

Из немецких документов известно, что в результате атаки были потоплены 1 буксир, 3 мотобота, 1 десантно-саперный катер и 2 таких же катера повреждены, но сумели выброситься на мель.


Фотоконтроль атаки в 16 ч 29 сентября 1944 года по малым судам в Якобсельвен самолетами 78 ИАП

Продолжим читать рапорт капитана В. П. Стрельникова:

«После удара на отходе северо- восточнее Вадсе, встретили 6 Ме‑109 и завязали воздушный бой, через 7–8 мин с юго-востока подошли еще 4 Ме‑109. Воздушный бой шел с отходом до Вайтолахти западнее Эккере 1,5 км наблюдал падение одного Ме‑109».

Из донесения командира 6-й ИАД:

«Самолеты Аэрокобра задачу сопровождения самолетов Киттихаук выполнили хорошо. На обратном маршруте наши самолеты от Эккере до Пумманки вели воздушный бой с 10 Ме‑109 и 6 ФВ‑190, в результате которого сбито 2 ФВ‑190 и 1 Ме‑109. Наши потери – 2 ″Аэрокобры″ и два летчика».

Штаб ВВС Северного флота засчитал один сбитый Bf.109 гвардии капитану Н. М. Диденко и по одному сбитому Fw.190 гвардии старшему лейтенанту В. И. Мухину и гвардии лейтенанту А. Ф. Беляеву из 2-го ГКАП. Из боевого вылета не вернулись две «Аэрокобры» 2-го ГКАП, которые пилотировали гвардии лейтенант Николай Яковлевич Марков и гвардии младший лейтенант Николай Михайлович Волков.

По данным бельгийского историка Момбеека, в это же время воздушный бой с советскими самолетами вели Bf.109 и Fw.190 из состава штаба IV группы, четырнадцатого и пятнадцатого отрядов 5-й истребительной эскадры. Немецкие пилоты записали на свой счет три сбитых советских самолета при потере одного своего истребителя, пилот которого покинул самолет на парашюте. Впрочем, в новой работе немецкого историка Прина упоминается еще один поврежденный в том же вылете немецкий истребитель из состава IV группы 5 истребительной эскадры, но обстоятельства повреждений не указаны.

В целом за день пилоты 78 ИАП нанесли весьма серьезный ущерб каботажному судоходству, но свою работу они продолжат и в последующем… 

Поделиться
Комментарии
Олег Рико
19.02.2023 13:53:00
До самого конца войны немецкие истребители оставались очень опасным противником.  
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.