Счастливые времена торпедоносцев

18 декабря 2024

Игорь Борисенко

0

2074

Счастливые времена торпедоносцев

Прежде чем продолжить рассказ о немецких торпедоносцах, начатый в предыдущих частях, следует сделать небольшой экскурс на противную сторону. Англичане тоже вступили в войну, имея на вооружении авиаторпеды и самолеты, способные их нести. По иронии судьбы, это тоже не были современные береговые самолеты, как этого можно было ожидать от продвинутой в авиационном плане державы – напротив, архаичные бипланы «свордфиш» с неубирающимися шасси, также принадлежащие морской авиации (FAA). Автору ничего неизвестно о качестве торпед, однако нет никаких признаков, что англичане пытались их применять в 1939 г. Первое упоминание датируется 11 апреля 1940, когда 18 самолетов с авианосца «Furious» пытались атаковать крейсер «Admiral Hipper» в Тронхейме. Когда они прилетели, оказалось, что немецкий тяжелый корабль уже ушел, и тогда вся мощь двух эскадронов (816-го и 818-го) обрушилась на оставшиеся во фьорде эсминцы. Из четырех наличествовавших там кораблей под удар попали два: только что вернувшийся и заходивший в устье «Friedrich Eckold», а также «припаркованный» на мели у берега «Theodor Riedel». Ни одна из сброшенных торпед в цель не попала, что особенно обидно во втором случае: эсминец неподвижно стоял бортом к атакующим самолетам. В оправдание пилотов можно сказать, что они атаковали в сложных условиях узкого фьорда, изобилующего мелями и торчащими скалами, под сильным зенитным огнем. Но, в общем, дебют оказался в стиле немцев, только масштабнее.

«Свордфиш», оснащенный авиаторпедой

Назревало заочное соревнование: кто вперед поразит цель? Тем более, что в июне 1940 в эту олимпиаду вступил еще один участник – Италия. В отличие от двух других, у нее были торпедоносцы сухопутного базирования и достаточно совершенная авиаторпеда (правда немцы в 1941 г. жаловались и на нее). Итальянцы впервые попробовали достаточно быстро – в ночь на 15 августа, с таким же негативным результатом, с каким начинали другие. Однако, к тому времени гонка уже была выиграна англичанами. За полтора месяца до того, в ночь с 5 на 6 июля, «свордфиши» из 813-го эскадрона, обычно базировавшиеся на авианосце «Eagle», но в тот раз вылетевшие с береговой базы, в гавани Тобрука утопили итальянский эсминец «Zeffiro» и пароход «Manzoni» (3955 брт). В эсминец «Euro» и в еще два судна тоже попали торпеды и их пришлось выбрасывать на мели. По масштабам тогдашних «успехов», это был грандиозный прорыв, оставшийся особо незамеченным, если сравнить, например, с налетом на Таранто через 4 месяца. Англичане, как и во многих других случаях, здесь тоже ловко обставили своих противников.

Что касается немцев, то после всплеска активности в конце июля - начале августа, у них наступило очередное затишье. Пока отряд 3./506 в Норвегии постоянно был нужен для проведения разведки, в Германии F.d.Luft отчаянно хотел потренировать в торпедных атаках еще один – 1./106. Здесь загвоздка заключалась в том, что это подразделение приходилось делить с 9-й авиадивизией, использующей его для минных постановок. Но генерал-майор Брух, все еще стоявший во главе морской авиации, использовал безотказный аргумент – торпедные вылеты должны были подготовить применение отряда во время операции «Зеелёве». Так как с ней в тот момент все носились, как с писаной торбой, отмахнуться было никак нельзя – контролировал лично фюрер. Поэтому, 1./106 было разрешено использовать время от времени, когда не предполагалось вылетов на минные постановки.


Не-115 из отряда 1./KuFlGr 106 подвешен на кране на базе в августе 1940 г.

Первый вылет на «торпедный патруль» был запланирован на 20 августа, однако коррективы внесла погода. То же самое повторилось в следующие два дня. Затем последовали минные постановки и срочные требования для разведки. По всем этим причинам первый вылет 1./106 с торпедами для вооруженной разведки состоялся только вечером 25 августа. Летали всего 2 самолета – вторая пара не смогла вылететь из-за отказа мотора у одной машины. Летавшие вернулись ни с чем. Причем один Не-115 вообще не смог найти целей из-за атак ночных истребителей и зенитного огня, а второй (обер-лейтенант цур Зее фон Рабенау) в 03.20 26 августа в районе Хамбера провел атаку по пароходу в 2500 брт, стоящему на якоре. Однако, это было место с глубиной всего 10 м, так что торпеда практически со 100% вероятностью уткнулась в дно – торпедная дорожка не наблюдалась. Судя по всему, англичане приняли эту атаку за постановку мин.

В тот же вечер, 26 августа, удалось наконец отправить на торпедное патрулирование все четыре машины во главе с командиром отряда, майором Эмондсом. Но и тут немцев постигла неудача – никто не смог обнаружить никаких стоящих целей!

Читатель, наверное, уже устал от бесконечных описаний всех этих немецких неудач. Но все когда-нибудь заканчивается – 26 августа все-таки стало тем днем, когда немецкие гидросамолеты открыли счет попаданий во время своих атак торпедами. Было бы несправедливо, если бы сделали это не самолеты 3./506, и справедливость восторжествовала.

Все началось с того, что в 16.00 26 августа авиаразведка засекла в 2 км северо-восточнее мыса Данкансби Хэд конвой из 8 торговых судов разного размера под охраной 2 эсминцев курсом на юго-восток. Это была часть атлантического конвоя НХ-65, двигающаяся в порты восточного английского побережья. Х авиакорпус принял решение перехватить караван в вечерних сумерках и выслал против него восемь Ju-88 из KG 30, один самолет из звена управления корпуса (Не-111), а также четыре Не-115. Перехват состоялся в расчетном месте – севернее другого шотландского мыса, Киннейрд Хэд. «Юнкерсы» бомбили либо незадолго до появления торпедоносцев, либо в одно время с ними. По мнению летчиков с бомбардировщиков, им удалось добиться попадания одной бомбы SD250 в корму судна, оцененного в 10000 брт, но результат этого попадания никак не наблюдался. Не-111, наверняка с майором Харлингхаузеном на борту, тоже считал, что попал в одному судну (5000 брт) парой бомб SD50, причем в носовую часть. Если для «юнкерсов» время атаки точно неизвестно, то «хейнкель» бомбил в 22.45 – уже после атаки торпедоносцев.

Первый Не-115 под командованием наблюдателя обер-лейтенанта цур Зее Фридрихса, провел свою атаку в 22.26, нацелившись на головное судно конвоя. Однако его торпеда сразу после сброса пошла кругами и в цель, естественно, не попала. Вторым вышел в атаку самолет лейтенанта цур Зее Йенсена. Четких объяснений от этого экипажа нет и считается, что он тоже целился в головной пароход – но не попал, хотя здесь торпеда шла нормально. Удачу немцев принесла только третья попытка, опять по той же цели! Этим самолетом командовал обер-лейтенант цур Зее Барт. В 22.29 он сбросил свою торпеду и затем писал в отчете, что бортрадист унтер-офицер Бартельс сообщил ему о попадании. Чтобы наблюдать это воочию, Барт приказал пилоту обер-фельдфебелю Нассу повернуть самолет и сделать еще один заход. Все члены экипажа увидели черное облако взрыва высотой около 150 м между носовой мачтой и трубой. Цель была описана как гладкопалубный пароход величиной около 8000 брт, с высокими надстройками и широкой, короткой трубой. В момент второго захода он уже стоял с креном на левый борт, но наблюдать, как судно уходит под воду, немцы не смогли из-за сильного зенитного огня.

Последним атаковал самолет лейтенанта цур Зее Кондритца. Он нацелился уже на другой пароход поменьше в середине конвоя. Из-за предыдущих атак суда конвоя, в том числе и то, что стало целью для последнего Не-115, повернули навстречу атакующему торпедоносцу, и тем не менее, летчики считали, что попали в середину судна. Они кружить и наблюдать не смогли совсем, потому что у них случилась неполадка с винтом на одном из моторов.

Таким образом, в конце концов командование засчитало торпедоносцам два судна в 8000 и 6000 т, а третье ушло на счет звена управления Х авиакорпуса, причем все цели считались поврежденными. KG 30 не получила на свой счет ничего.

Конвой НХ-65А, охраняемый шлюпами «Stork», «Londonderry», «Egret» и канадским эсминцем «Skeena», сообщал об атаках бомбардировщиков еще с 21.50 (скорее всего, Ju-88 летели тройками и парами, а не одной группой). Первая волна не добилась попаданий, зато вторая смогла поразить пароход «Cape York» (5027 брт), который получил пробоину и загорелся в кормовой части. Другие пароходы тоже бомбили, но без попаданий и повреждений, в том числе и большой новозеландский пароход «Remuera» (11445 брт), хорошо подходящий под подробное описание обер-лейтенанта Барта. Избежав бомбовых попаданий, он получил торпеду, причем экипаж четко видел, что атакован гидросамолетом. Через 50 минут после попадания «Remuera» утонул, но экипаж и зенитчиков с него удалось спасти. «Cape York», на котором загорелся груз леса, англичане пытались спасти и даже выслали на помощь буксир – однако в 12.15 27 августа он перевернулся и утонул. Здесь также удалось спасти всех. Это был серьезный удар по конвою НХ-65, который ранее уже потрепали подлодки, утопившие 5 судов.


Новозеландский пароход «Remuera»

Торпедоносцы наконец могли праздновать свой первый успех. Удивительно, как совпадали наблюдения летчиков и реальность! Ни разу не попав до 26 августа, они не пытались придумать себе успех раньше времени. Наверное, было обидно только гауптманну Бергеманну, который столько раз пытался и никак не смог добиться результата…

Возможно, в следующем вылете он надеялся реабилитироваться, потому что возглавил четверку Не-115, отправившуюся на перехват конвоя, доложенного авиаразведкой 30 августа. В принципе, это была та же четверка, что действовала 26 августа, с единственным исключением – вместо Йенсена четвертым был командир отряда. В отличие от прошлого раза, здесь сразу начались неурядицы – самолет обер-лейтенанта Фридрихса вынужден был вернуться из-за неполадок мотора, когда до места атаки оставалось лететь всего полчаса. Остальные самолеты нашли караван и один за другим атаковали его. Первым стал Бергеманн: в 22.25 он пустил торпеду по двум створящимся пароходам среднего размера в середине конвоя. Кажется, дело было верное, но… Пятая торпеда, потраченная Бергеманном впустую! Он сам не наблюдал никакого попадания и не стал придумывать никаких отговорок.

Через 2 минуты пришел черед Кондритца. Он тоже нацелился на судно, идущее в середине конвоя и стрелял по нему с дистанции 700 м – и также не видел никакого попадания. Правда, во время последующего наблюдения за противником, Кондритц установил, что один пароход с сильным черным дымом пошел к берегу, а другой, в конце строя, вдруг остановился. Было сделано предположение, что в него попала торпеда, но никто не смог этого увидеть – либо судно столкнулось с другим при уклонении. Однако командование ни одной версии не одобрило, потому что засчитан был только один потопленный пароход – атаковавшему последним обер-лейтенанту Барту. Он в 22.30 выпустил торпеду по судну, оцененному в 5000 брт, причем двигалось оно ближе к началу каравана. Во время маневра уклонения наблюдалось черное облако дыма от взрыва, затем белый пар, травящийся в воздух. Как и 26 августа, Не-115 сманеврировал, чтобы сделать повторный заход и разглядеть результат, но увидеть цель не удалось. Хватило подтверждения со стороны Кондритца.

Таким образом, Барт второй раз подряд смог не вернуться пустым. Точно неизвестно, были ли эти атаки его первыми, или он участвовал раньше в вылетах в марте и мае 1940 г., когда фамилии наблюдателей неизвестны. В любом случае, это было впечатляющее достижение.

Атаке подвергся конвой WN-11, шедший из Клайда в Метил. Всего в составе было 27 судов, причем почти половина – каботажники вместимостью до 1000 брт. Охранением занимались эскортный миноносец «Cattistock» и три вооруженных траулера. Пораженным судном являлся норвежский пароход «Marstenen» (1832 брт), груженый древесной пульпой. Он проделал долгий путь, начавшийся 1 августа в Канаде, но до цели дойти не смог. Зато 21 член экипажа смог найти спасение – во второй раз никто не погиб от немецких авиаторпед. Капитан судна позже вспоминал, что видел вражеский самолет, безмолвно пролетавший мимо с крыльями на уровне его мачт. Никто не слышал его подлета и не объявлял тревоги.


Норвежский пароход «Marstenen»

Про участие торпедоносцев в борьбе со следующим конвоем 2 сентября данных мало. Из сводки Люфтваффе можно узнать, что в 23.45 северо-восточнее Питерхэда был атакован большой конвой из 50 судов и кораблей, по которому сброшено 8 SC250 и одна авиаторпеда, в результате чего 2 судна (8000 и 5000 брт) наблюдались горящими и тонущими. Затем, видимо, после перехватов радиоразведки, размеры жертв изменились на 4900 и 2300 брт. Из других источников известно, что в атаке участвовали звено управления Х авиакорпуса и два самолета из 3./506, причем своих попаданий последние не наблюдали, зато видели два горящих парохода. Наверное, никто не удивится, что в одном из Не-115 опять был гауптманн Бергеманн? Второй самолет скорее всего находился под началом лейтенанта Йенсена, хотя в таблице успехов торпедоносцев эта атака отнесена на следующий день. Атаке подвергся конвой ОА-208 (28 судов), покинувший Метил 2 сентября. На самом деле, бомбардировкам подверглись многие суда из его состава – «Ashby» получил повреждение машин и вернулся, а голландские «Delftdijk» и «Soesterberg» загорелись, причем их покидали экипажи и пассажиры. Правда, оба в конечном итоге спасли и отбуксировали в порт, как и английский «Lagosian». Однако повреждения для некоторых стали серьезными, например «Delftdijk» застрял на верфи больше чем на год. Однако, все это были успехи Не-111, судя по количеству сброшенных бомб – пары самолетов, сделавших несколько заходов. Вроде бы пойманная за хвост удача опять отвернулась от летчиков 3./506, причем всерьез.

4 сентября из 4 вылетавших самолетов 3./506 торпедами отстрелялись три: два атаковали один и тот же пароход в 4000 т из конвоя, который, по мнению немцев, состоял из 9 судов, двигавшихся на большом расстоянии один от другого. На самом деле это был одиночный каботажник «Stronsa Firth» (491 брт). Неудивительно, что оба командира – Бергеманн и Фридрихс – доложили о промахах. Кроме того, что они сильно преувеличили цель, они также фатально переоценили его скорость: каботажник еле полз, да к тому же и уклонялся. Последнее вряд ли, так как англичане предположили, что самолеты сбросили мины, а значит не видели торпедных дорожек и с их точки зрения никакие уклонения не имели смысла. Третий самолет с Кондритцем на борту отстрелялся в 22.08 по какой-то другой цели (оцененной в 3000 брт), которая атаки не заметила. Там торпеда просто ушла на дно.

Равным образом скудные данные имеются про атаку конвоя 6 сентября. Из разных источников можно выудить, что это произошло в квадрате 15 West/2835, то есть опять где-то в районе севернее Питерхэда. И в этой атаке имел место комбинированный налет звена управления Х авиакорпуса и 3./506, причем после атак самолеты не возвращались в Норвегию. Не-115 прибыли на базу гидросамолетов в Листе, а Не-111 сел на аэродроме Ольборг в Дании. Видимо, именно это отличие имелось в виду в отчете, написанном в 1941 г. гауптманном Дирхсом, где он упоминал введенную 6 сентября новую тактику для вылетов торпедоносцев. Тем не менее, успеха никакого она не принесла даже по их собственным данным. Из 4 самолетов три не смогли найти цель, один (Кондритц) в 22.37 атаковал судно, оцененное в 8000 т, но торпеда ударилась о дно. Лейтенанту Кондритцу явно не давали спать лавры командира и он стремительно пытался нагнать командира по числу напрасно потраченных F5. Не-111 напротив, доложил о положительном результате: сбросив неизвестное количество SC250, он заявил о горящем и тонущем судне в 6000 т. Затем радиоразведка доложила, что судов было поражено даже два: «Gannet» (1336 брт) ушло на дно, а «Darlington Court» (5281 брт) получило повреждения. Так это все и пошло на счет Харлингхаузена, однако разведчики все перепутали в своих докладах.

На самом деле «Darlington Court» хоть и был атакован, без проблем добрался до места назначения вместе с остальными судами конвоя SL-44A. «Gannet» тоже не утонул, хотя и был поврежден близким разрывом и даже покинут командой. Увидев, что судно не сдается, они вернулись и привели его на ремонт в Абердин. Ценный груз из 1 автобуса и 1 легковушки был спасен. Зато совершенно ушел от внимания немцев еще один пароход – «St. Glen» (4647 брт). Бомба попала ему прямо в машинное, начался пожар и, в конце концов, пароход погрузился под воду. 1 матрос пропал, 2 механика получили тяжелые ранения.

Так бы может быть, 3./506 и погряз снова в неудачах, но пришел день 8 сентября, а вернее, его поздний вечер. Начало не предвещало ничего хорошего. Конвой, обнаруженный накануне днем разведкой, не был обнаружен. После бесплодных поисков один самолет (наблюдатель – обер-лейтенант цур Зее Бильфельд) отправился на базу. Два более опытных экипажа имели запасную цель в заливе Ферт-оф-Форт, куда они и отправились один за другим. В виде исключения, первым туда прибыл Барт. В 22.10 он атаковал судно, опознанное им как пароход в 3-4000 брт. Он стоял на якоре и получил торпеду в кормовую часть, вслед за чем утонул. Барт мог собой гордиться: три атаки – три попадания! Три утопленных! Хотя, конечно, тут бы он собой гордился немного больше, чем следовало, потому что цель не затонула, хотя попадание в самом деле имело место. Да и не была она пароходом: обер-лейтенант смог совершенно без всякого противодействия атаковать шлюп «Stork» (1790 т) из состава Росайтского эскортного отряда. Торпеда попала в корму, причем сначала было доложено о бомбе. И в этот раз ни один моряк не погиб. Потерявший ход корабль отбуксировал в порт эсминец «Verdun».


Английский шлюп HMS «Stork»

Дальше случилось еще более невероятное событие. Впервые немцы достигли два попадания за вылет, и что еще более невероятно, вторым попавшим стал наконец-то гауптманн Бергеманн. На седьмой торпеде он смог попасть в 22.45 по стоящему на якоре большому голландскому пароходу «Staad Vlaardingen» (6377 брт). Судно даже как будто бы начало тонуть, но море было спокойным, буксир прибыл быстро – ведь дело было на рейде Метила. Поэтому пароход удалось спасти, отремонтировать и он пережил войну (как, кстати, и «Stork»). Тем не менее, эта ночь явно стала для немцев очень удачной. Силами всего двух самолетов они смогли нанести противнику значительный урон, а сами при этом совершенно не пострадали.


Голландский пароход «Staad Vlaardingen»

Английская сторона была раздосадована случившимся. В ЖБД Адмиралтейства по этому поводу есть такая запись:

«Так как никаких предварительных оповещений о приближении этих самолетов не было дано, то скорее всего, они летели низко и с заглушенными двигателями. Ввиду их успехов сегодня можно не сомневаться, что враг продолжит свои атаки. Так как стоянка конвоев в данный момент никак не прикрыта ПВО, а других мест для стоянки в заливе нет, видится необходимым прикрыть ее аэростатами заграждения, как береговыми, так и плавучими. Стоянка конвоев в Метиле прямо-таки просит магнитных мин, и аэростатное заграждение поможет устранить эту угрозу, так же как и угрозу от бомб и авиаторпед».

Правота этого утверждения была доказана уже через сутки – по счастью для англичан, на сей раз обошлось без фатальных для них результатов. Целых 5 «хейнкелей» вылетело из Ставангера ранним вечером; к 00.35 следующего дня они сели обратно на гидроаэродроме Сола-морской. 4 машинам пришлось возвращаться из-за плохой погоды, и только один смог прорваться сквозь плохую видимость, залетев в 22.00 в залив Ферт-оф-Форт, где через 15 минут сделал выстрел по многочисленным пароходам на стоянках. Попадания никто не видел, только бортрадист докладывал некое облако, похожее на взрыв. Остальные два члена экипажа его не подтвердили, так что об успехе не было речи. Стоит ли упоминать, что это был самолет гауптманна Бергеманна?

Следующий «боевой» день отмечен совместными действиями групп торпедоносцев из обоих действующих отрядов: 3./506 из Норвегии и 1./106 из Германии. 26 августа такое уже случалось, но тогда четверка «германских» Не-115 никого не нашла. Теперь же ситуация несколько изменилась. Хотя не все самолеты применяли свое вооружение, удалось провести за вечер целых 5 торпедных атак. Это был рекорд.

Со Ставангера 11 сентября в бой отправились три самолета, но одному (Кондритц) пришлось довольно скоро разворачиваться обратно из-за неполадок мотора. Гауптманн Бергеманн, как всегда, не испытывал трудностей с обнаружением цели. В расчетном месте рядом с заливом Мори-Ферт был найден конвой, о котором днем докладывал самолет-разведчик. «Хейнкель» атаковал один из его пароходов, оцененный в 6000 т. По мнению Бергеманна торпеда была истрачена напрасно – либо ударилась о грунт, либо же была выпущена со слишком малой дистанции. Попадания он не видел в любом случае.

Здесь существует момент неопределенности. Примерно в то же время, когда должен был выпускать торпеду Бергеманн, в районе севернее того, где он должен был находиться, подвергся атаке конвой WN-14 из 10 судов, и одно (пустой танкер«Alexia», 8016 брт) якобы получил попадание бомбы в машинное отделение. Высланный из Керкуолла буксир смог притащить поврежденное судно в порт. Так как нет совершенно никаких данных, чтобы в это время и в этом районе действовали немецкие бомбардировщики, очень велика вероятность, что на самом деле танкер поврежден торпедой Бергеманна. Следует упомянуть, что на тот момент он уже был поврежден 2 августа в конвое ОВ-191 знаменитым Отто Кречмером на U-99, но смог избежать гибели. В 1942 г. судно опять было тяжело повреждено подлодкой и во время ремонта переделано во вспомогательный авианосец (MAC-ship) «Alexia».

Во втором самолете командовал новичок, обер-лейтенант цур Зее Бильфельд – это была его первая торпедная атака. Конвой найти не смогли, поэтому отправились на запасную цель, а именно стоянку в заливе Ферт-оф-Форт. Там в 23.27 торпеда была сброшена по пароходу в 3000 т, наблюдалось попадание, но судьба цели после него не установлена. Командование заявку приняло и Бильфельду на счет пошла поврежденная цель. Как это бывало часто, примерно в то же время, в том же районе вел охоту и Не-111 из звена управления Х авиакорпуса. Он тоже нашел жертву где-то между Абердином и Мори-Ферт: судно в 8000 т. Оно считалось поврежденным бомбами неустановленного калибра.

Подтверждения атаке Бильфельда нет, англичане ее просто не заметили. Что там взрывалось по его мнению – непонятно, может быть он поразил какую-то скалу в безлюдном месте. В ту ночь в 1 миле от Монтроза был потоплен траулер «Breathwood» (209 брт), однако он практически наверняка стал жертвой бомбы Не-111.


Погрузка торпеды на Не-115 из 3./KuFlGr 506 в Норвегии

Самолеты 1./106 вылетели на задание двумя парами: первая в 19.39-19.40, вторая в 20.01-20.03. Район охоты для них был выделен южнее Ферт-оф-Форт, чтобы не пересекаться с «норвежцами». Юго-восточнее этого залива был обнаружен конвой из 10 больших пароходов, идущий на юг, и атакован 3 самолетами из 4. Обер-лейтенант цур Зее Томсен нацелился на судно в 8000 т и выпустил свою торпеду с 800 м первым, в 22.52. Шла она хорошо – но попадания никто так и не увидел. За ним тот же конвой атаковал фон Рабенау (23.00). При схожих условиях он атаковал пароход в 5000 т, но не видел ни торпедной дорожки, ни взрывов. Наблюдениям сильно мешала облачность. В таком же стиле через две минуты провел атаку и самолет лейтенанта цур Зее Вёхтера. Вполне возможно, что он атаковал ту же цель, и с тем же результатом – вернее, с его отсутствием. Четвертый самолет найти для себя целей не смог и вернулся с торпедой. Все «хейнкели» сели на базе в 01.00-03.03 12 сентября.

Таким образом, «массированная атака» по сути дела оказалась ударом в пустоту – если версия о попадании в танкер все же окажется неверной. Но даже с ней, результат оказался так себе. Единственным плюсом можно назвать стабильное отсутствие потерь, при том, что частенько во время атак экипажи фиксировали рядом ночных истребителей, да и зенитный огонь иногда признавался весьма сильным.

Пилотам 1./106 не понравились групповые вылеты. Они обратились к генералу Бруху с просьбой разрешить им одиночные полеты, мотивируя, что все равно полет парами ночью в плохую погоду – задача невыполнимая, а если каждому самолету нарезать свой район поиска, то повысятся шансы найти цель.

Данные о действиях 3./506 в середине сентября скудны. 13-го числа проведены две атаки: вылетевшие вечером Не-115 вернулись в Ставангер в 00.35-01.45 14 сентября и доложили следующие результаты: в 22.30 гауптманн Дирхс на входе в Ферт-оф-Форт пытался торпедировать большое судно (12000 т), шедшие в сопровождении 2 эсминцев. Пароход шел на север на довольно большой скорости – 10-12 узлов. Дирхс сделал два захода, пустил свою F5 и промахнулся. Торпеда прошла в 50 м за кормой цели.

В том же районе несколько ранее, в 22.10, пытался отправить на дно пароход в 6000 т Кондритц, но и он тоже не видел попадания.

Возможно, что потенциальной целью Дирхса стала плавбаза подлодок «Maidstone», совершавшая переход из Росита в Скапа в сопровождении эсминцев «Eskimo» и «Matabele». Впрочем, они об атаке не докладывали. Цель Кондритца неизвестна.

Тот же Кондритц в компании с Бильфельдом и Бартом отправился в новый вылет уже через сутки. В период 23.00-23.47 в окрестностях залива Ферт-оф-Форт самолеты провели свои атаки по различным судам, включая один танкер, но все сброшенные торпеды задели дно и не пошли. Цель их атак определить не удалось. Скорее всего эти атаки были приняты англичанами за минирование.

Также 14 сентября был вылет и из Германии. 4 Не-115 из 1./106 отправились на вооруженную разведку с торпедами в 21.28-21.50. Заодно на обратном полете они должны были провести разведку для группы ВМС «Север». В 03.43-05.00 15 сентября все самолеты вернулись. При этом самолет с обозначением «К» (обер-лейтенант цур Зее Шпиринг) в 01.25 в квадрате AN0129 (южнее Абердина) атаковал конвой из 7 пароходов и смог поразить один из них. Экипаж наблюдал вспышку пламени и грибообразное облако взрыва. Конвой после этого остановился. Самолеты с бортовыми «М» и «Н» тоже провели атаки, причем сделали это раньше, в 01.05 и 01.10 соответственно. Район, в котором они действовали, находился севернее первого – северо-восточнее Питерхэда. Оба атаковали пароходы оцененные в 2-4000 т и оба не смогли попасть. Четвертый самолет цели не нашел.


Английский пароход «Nailsea river», на фотографии под названием «Actor» до 1939 г.

Потопленным судном был груженый пшеницей пароход «Nailsea river» (5548 брт) из состава конвоя SLA-45. В 01.30 по британским данным (время приведено к немецкому) судно получило торпеду и к 5 ч утра утонуло вблизи Ферт-оф-Тэй. Таким образом, в этот день был открыт счет и второго торпедоносного отряда – 1./106. Кандидатов на цели для двух других атак обнаружить не удалось.

Действуя практически в нон-стоп режиме, торпедоносцы провели новую операцию с участием обоих отрядов ближайшей ночью – с 15 на 16 сентября. Существует некоторая неопределенность в описаниях событий этих и начала следующих суток. Два самолета 3./506 провели свои атаки без результатов в районе Питерхэда. Обер-лейтенант цур Зее Ойен не наблюдал хода торпеды, когда стрелял в 22.30 по пароходу в 6000 т, торпеда Бильфельда, выстреленная в 23.09, пошла по кругу. Третий самолет отряда нес на борту гауптманна Бергеманна с его обычным экипажем (пилот обер-лейтенант Лукас, бортрадист обер-фельдфебель Калиновски), плюс пассажира, гауптманна Крипендорфа, командира отряда 1./506. Это подразделение тоже вскоре должно было начать торпедные атаки и Крипендорф полетел поднабраться опыта. Странно, что для этого он выбрал «мазилу» Бергеманна, а не снайпера Барта. Плюс к тому, мучения командира 3./506 закончились именно в этом вылете. Так не отправив на дно ни одной цели, потратив почти десяток ценных авиаторпед, Бергеманн был сбит во время атаки опознанного как танкер судна. Есть факт атаки конвоя FN-279 (ошибочно назван в ЖБД Адмиралтейства FN-79), в котором торпеда в 01.30 16 сентября промазала по эсминцу «Vivien» и взорвалась на берегу. Под огнем зениток самолет якобы сел на вынужденную в 7 милях северо-восточнее Алнмута. Лоуренс Паттерсон пишет, что это случилось около эсминца «Vortigern» - но тот в сентябре был на ремонте. По другим данным немцев спасли рыбаки после 3 часов плавания на море в надувной лодке. Самолет они пытались уничтожить, но тот остался плавать, перевернувшись поплавками вверх, и на следующий день его нашли и отбуксировали в Аймут. Здесь тоже не очень понятно, как самолет оказался на 50 километров севернее места приводнения? Факты остаются такими: кроме Бергеманна, некому было выпускать торпеду в 01.30 16 сентября – все остальные самолеты отстрелялись гораздо раньше. К сожалению, автору неизвестно время вылета с бортовым кодом «S4+CL» со Ставангера, чтобы можно было говорить точнее. Немцы числят его потерю как раз за 16-м числом.

Паттерсон приписывает Бергеманну утопленное судно, потому что таковое действительно было. Чтобы добавить путаницы, оно тоже принадлежало конвою FN-279, вот только утоплено было намного раньше и намного севернее – в 23.00 15 сентября в 8 милях от Данбара. Это еще 25 километров вдоль побережья на северо-запад от Аймута, а от Алнмута еще дальше. Для этого судна есть другой кандидат, который подходит намного лучше.

В 17.55-18.20 с Нордернея, немецкого гидроаэродрома в Северном море, вылетело 2 пары Не-115 из 1./106. К 01.50 все они уже вернулись и дали такие доклады: одна машина с наблюдателем обер-лейтенантом фон Рабенау на борту в 22.55 в обнаружил и атаковал в квадрате AN5142 конвой из 8 судов, а конкретно – пароход размером в 7000 т. Экипаж видел попадание, столб воды высотой 100 м. Дальнейшего наблюдать не удалось – эскорт открыл сильный зенитный огонь. Квадрат AN5142 – это как раз восточнее Данбара, да и время практически совпадает. На дно ушел бывший датский, а теперь работающий на британское правительство пароход «Halland» (1264 брт). Погибло 15 человек, еще 5 было спасено эскортным траулером. Вторую атаку проводил герой прошлого вылета, только утром отправивший на дно первый пароход 1./106 – Шпиринг. Он в 23.00 атаковал танкер в квадрате AN5117 (севернее места атаки фон Рабенау), но торпеда не пошла, как считал летчик, из-за касания дна.


Бывший датский пароход «Halland», реквизированный англичанами в 1940 г.

Остальные два самолета целей себе найти не смогли.

Несомненно, потеря командира стала для 3./506 серьезным ударом. На его место заступил недавно начавший свою карьеру торпедоносца гауптманн Дирхс. Паттерсон даже пишет, что потрясенные немцы перестали на несколько дней делать вылеты с торпедами – но это не так, о чем будет рассказано в следующей статье. Пока же рассказ завершен.

В отчете о торпедных операциях штаффеля, который Бергеманн успел оформить буквально за сутки до своего попадания в плен, приводится такая статистика: в период времени с 27 июля до 13 сентября 1940 г. отрядом было истрачено 27 торпед. По данным экипажей, точно попали 6 (35000 т), в том числе 3 – в суда, стоящие на якорях, и 3 по идущим в конвоях. Однозначно опознаны как промахи 5 выстрелов. Как отказы – 3, в том числе 2 попали в грунт и 1 пошла по кругу. Не удалось наблюдать хода 10 торпед. Из них две пущены по стоящим на якорях судах, в том числе возможно одно попадание, так как его видел бортрадист. Остальной экипаж не мог подтвердить, потому что шел сильный дождь и сильно мешала вражеская зенитная стрельба. Вторая либо отказ в направлении, либо застряла в сетевом заграждении. Еще 3 торпеды были потеряны, так как самолеты пропали в боевых вылетах. Для 2 самолетов считается, что они до своего уничтожения успели выстрелить торпеды. Техническая исправность F5 наблюдалась точно у 11 пошедших из 24 выстреленных торпед. Бергеманн поддержал мнение о том, что надо иметь 2 торпеды, для чего следует использовать Не-111. Также он считал, что нужно повышать скорость торпед как минимум до 40 узлов.

Если же обратиться к реальным результатам на основании сегодняшних знаний, то число попаданий следует понизить до 5, а если не считать танкер «Alexia», то даже до четырех. Примечательно, что 3 из них были достигнуты одним экипажем – обер-лейтенанта Барта, а еще на 1-2 мог претендовать гауптманн Бергеманн. Было потоплено всего лишь 2 судна общей вместимостью 13277 брт, плюс поврежден большой шлюп и максимум 2 судна вместимостью 14939 брт. С другой стороны, отряд 1./106, для которого никто статистику не подбивал и который начал гораздо позже «норвежцев», до 15 сентября потратил всего 9 торпед, чтобы утопить те же два судна, правда, меньшего общего тоннажа (6812 брт). В общем же ценой выпуска 36 торпед немцы добились того, что на дно ушло 4 судна тоннажем более 20000 брт, плюс 3 поврежденные цели. Процент попаданий в таком случае составлял 19,4% - ниже, чем получился у Бергеманна в отчете (22%), но все равно неплохой. Надо признать, что очень сильно улучшили статистику два сентябрьских попадания Шпиринга и Рабенау.


Часть первая. Только торпеды, только хардкор... Немецкие торпедоносцы в 1939 г.

Часть вторая. Новые самолеты, прежние результаты...

Часть третья.  Торпедоносцы уходят и возвращаются

Часть четвертая. Счастливые времена торпедоносцев

Поделиться
Комментарии
Пока нет ни одного комментария!
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.