Символ падения Пиллау: Транспорт «Мендоза»

Символ падения Пиллау: Транспорт «Мендоза»

Этот пароход примелькался на разных фотографиях, связанных со штурмом Пиллау в 1945 году. Он стал одним из символов поражения немецких войск на Земландском полуострове. Но, как часто бывает с такими вот символами, реальные факты гибели этого парохода остаются в тени. Просмотрев немало советских и немецких документов, авторы решили восполнить этот пробел и составить документальный рассказ о гибели судна.


Транспорт «Мендоза»

Для начала небольшая справка о герое повествования. Судно было построено в 1920 году на верфи W. Dobson & Co, в Ньюкасле под именем «Ballena». Водоизмещение судна — 8400 т; вместимость — 5193 брт; длина — 121,7 м, ширина — 16 м, осадка — 7,7 м; скорость хода — 10 уз; экипаж — 41 чел.

Первой владелицей парохода являлась английская компания, которая эксплуатировала его до 1932 года. Затем он пять лет (до 1937 г.) плавал под панамским флагом под именем «Mount Ida», после чего судно приобрела германская судоходная компания «Hamburg-Südamerika-Dampfschifffahrts-Gesellschaft», переименовав его в «Mendoza».


Транспорт «Мендоза» под одним из своих довоенных имён «Маунт Ида»

С 7 марта 1940 года пароход реквизировали для операции по захвату Норвегии («Везерюбунг»), затем для «Зеелёве» (с присвоением индекса А 28). Позже, c 7 августа 1942 года, вернули владельцу, и судно ходило из Норвегии в Германию.

В первый раз его пустили на дно 25 октября 1944 года в Гамбурге бомбардировщики союзников. Но судно подняли, и с февраля 1945 года оно эксплуатировалось вновь.

Через месяц 22 марта, во время очередного рейса в Пиллау, произошли события, приведшие к гибели судна. Причиной этого стали атаки штурмовиков 11-й ШАД ВВС КБФ.


Штурмовики Ил-2 из состава 8-го ГШАП (Источник ava.org.ru)

Удары по Пиллау штурмовики 11-й ШАД начали наносить с 9 марта 1945 года. Для атаки кораблей и судов в этом порту был разработан специальный план "Заря", предусматривавший нанесение ударов силами штурмовиков 11-й ШАД ВВС КБФ во взаимодействии с пикирующими бомбардировщиками 12-го ГПБАП из состава 8-й МТАД.

Несмотря на сильное противодействие зенитных орудий (немецкие истребители были фактически были представлены одной группой, которая все реже вылетала на перехват из-за недостатка топлива и потерь в самолетах), в ходе серии ударов по порту штурмовикам и пикирующим бомбардировщикам удалось потопить и повредить в течение марта 1945 года целый ряд кораблей и судов, а также нанести ущерб инфраструктуре порта и зенитным батареям.

Собственно говоря, день 22 марта 1945 года был для 11-й ШАД совершенно обычным. Накануне вечером командир дивизии отдал приказы своим полкам на следующий день.

Из документов 11-й ШАД:

«21 марта 1945 года

23.55 командир дивизии приказал командирам 8 и 47 ШАП с 7.00 22.03.45 иметь по 12 Ил-2 в 30 мин готовности для уничтожения кораблей противника по данным ВР. Бомбовая зарядка по 8 Ил-2 ФАБ-250 и по 4 Ил-2 ФАБ-100. Остальной боевой состав иметь в часовой готовности для действий по плану Заря. Командиру 9 ИАКП с 7.00 22.03 иметь в 30 мин готовности весь боевой состав для прикрытия Ил-2 8 и 47 шап, из них 4 истребителя в готовности №1 на ПВО аэродромов».

Некоторые проблемы для взлета самолетов могли представлять раскисшие из-за дождей аэродромы, но уже утром они начали приходить в норму.

В 9.25 22 марта командующий ВВС КБФ отдал приказ командиру 11-й ШАД согласно плана "Заря" нанести удар по Пиллау.

Исполняя приказ, в 10.05 вылетели 15 Ил-2 8-го ГШАП (ведущий – гвардии старший лейтенант В.М. Дубина) под прикрытием 15 Як-9 9-го ИАП (ведущий – майор И.С. Платонов).

В 10.40 штурмовики 8-го ГШАП тремя пятерками с одного захода, с планирования от высоты 1100 м до высоты 100 м, на боевом курсе 120° атаковали один транспорт водоизмещением 2500 тонн, одно вспомогательное судно водоизмещением 1500 тонн и один тральщик в военной гавани, а также один транспорт в 3000 тонн – на внешней гавани. Израсходовано было 22 бомбы ФАБ-250, 16 бомб ФАБ-100, 1450 снарядов к пушке ВЯ, 120 патронов пулеметов БС, 2000 патронов для пулеметов ШКАС.

Экипажи штурмовиков наблюдали: одно прямое попадание бомбы ФАБ-250 и одно попадание ФАБ-100 в транспорт 2500 тонн и два прямых попадания ФАБ-100 в транспорт 3000 тонн; разрывы двух ФАБ-250 в 3-4 метрах вспомогательного судна. Истребители 9-го ИАП, которые прикрывали штурмовики, наблюдали прямые попадания бомб в носовую часть транспорта водоизмещением 3000 тонн.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №162 от 22.03.45 записал на счет 8-го ГШАП потопление транспорта в 3000 тонн. Немецкие документы конца войны пестрят пробелами, но, вероятно, повреждения получило исследовательское судно испытательного командования средств связи "Wullenwever", пострадавшее от близкого разрыва бомбы в Пиллау в тот день.

Зенитный огонь был сильным, два штурмовика получили повреждения и вышли из строя на срок до 24 часов.

Немецкие истребители лишь на выходе из атаки сумели атаковать штурмовики, но никакого ущерба последним не нанесли. По донесению пилотов-истребителей 9-го ИАП, над целью группу встретили два ФВ-190 и четыре Ме-109. По итогам воздушного боя пилоты полка записали на свой счет по одной победе над Ме-109 (лейтенант М.И. Бурцев) и ФВ-190 (старший лейтенант Н.Ф. Курдюков) без собственных потерь.

В 12.00 все штурмовики и истребители, вылетевшие в 10.05, благополучно вернулись на свои аэродромы. За 15 минут до их посадки командующий ВВС КБФ приказал командиру 11-й ШАД готовить 47-й ШАП к удару по кораблям в порту Пиллау.

Исполняя этот приказ, в 13.42 18 Ил-2 47-го ШАП (ведущий – капитан Ю.А. Акаев) вылетели на уничтожение кораблей противника в гавани Пиллау. Следом за ними в 13.46 взлетели 16 Як-9 9-го ИАП (ведущий – капитан П.С. Сычев), обеспечивающие их истребительное прикрытие.


Штурмовики Ил-2 из состава 47 ШАП КБФ (источник ava.org.ru)

В 14.28 тремя шестерками штурмовики одним заходом с малых высот 200-150 м, на боевом курсе 100°, атаковали один транспорт в 8000 тонн и одну быстроходную десантную баржу (БДБ) в Зеетифе (район порта Пиллау). Израсходовано: 72 ФАБ-100, 2200 снарядов ВЯ, 760 патронов БС, 2750 патронов ШКАС. Экипажи штурмовиков наблюдали два прямых попадания ФАБ-100 в транспорт 8000 тонн и одно прямое попадание в БДБ. Пилоты истребителей сопровождения подтвердили прямое попадание бомбы в транспорт, стоявший в Зеетифе.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №162 от 22.03.45 записал результат атаки 47-го ШАП так:

«Разрывы бомб в расположении цели. Прямых попаданий не отмечено».

Вероятно, именно эта атака и стала началом конца парохода «Mendoza». Это доказывается совпадением места атаки с местоположением корпуса судна, найденного комиссией по определению результативности ВВС КБФ. Кроме этого, комендант Пиллау доложил, что в результате близких разрывов бомб были затоплены два трюма и судно село кормой на грунт. Но, судя по всему, повреждения не были значительны. На судне проводились спасательные работы, а значит, комендант Пиллау не терял надежды спасти судно.

Немецких истребителей группа не встретила, но зенитным огнем был сбит один штурмовик. Пилот самолета – младший лейтенант Файзрахманов Абдрахим погиб, а воздушный стрелок – младший сержант Самойлов Алексей Николаевич попал в плен.


Пилот 47-го ШАП младший лейтенант Файзрахманов Абдрахим, погибший 22 марта 1945 года

Из аварийного акта о потере самолета:

«При БШУ по плавсредствам противника в порту Пиллау сильным противодействием огня ЗА и МЗА противника над целью сбит прямым попаданием ЗА. Самолет загорелся и упал в районе цели».

Помимо погибшего штурмовика, еще шесть самолетов было выведено из строя на срок до 48 часов. Отметим, что потери были только у штурмовиков, истребители прикрытия не имели даже повреждений.


Схема атаки по целям в порту Пиллау, выполненной в 16:15–16:17 22 марта 1945 года группой 8-го ГШАП старшего лейтенанта С.Н. Красовского, с обозначением потопленной БДБ

Тем временем, удар по Пиллау нанесла третья группа штурмовиков. В 15.30 15 Ил-2 8-го ГШАП (ведущий – гвардии старший лейтенант С.Н. Красовский) вылетели для атаки кораблей в порту. Их истребительное прикрытие обеспечивали 14 Як-9 12-го ИАП (ведущий – капитан Д.И. Парфенов) из состава 9-й ШАД.

В 16.17 в атаку вышли три пятерки штурмовиков. Одним заходом с планирования, с высоты от 1400 м до 200 м и на боевом курсе 150° десять Ил-2 атаковали транспорт в 3000 тонн в Нефтяной гавани. Другая пятерка штурмовиков атаковала три БДБ у берега косы Фрише-Нерунг. Израсходовали: 24 ФАБ-250, 8 ФАБ-100, 1900 снарядов ВЯ, 340 патронов БС, 3150 патронов ШКАС. Экипажи наблюдали прямые попадания бомб ФАБ-100 в одну БДБ, в результате на ней вызван большой силы взрыв. В транспорт прямых попаданий не отмечено, бомбы рвались от него в 3-4 м. Пушечно-пулеметным огнем уничтожены 2 самоходных парома.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №162 от 22.03.45 записал на счет 8-го ГШАП в этом вылете потопление БДБ. Согласно немецким документам, от попадания бомбы получила серьезные повреждения БДБ F-874, которая из-за повреждений, полученных в этот день, была исключена из состава флота 1 апреля 1945 года из-за невозможности ремонта.


Самолет Як-9 из состава 12-го ИАП КБФ (источник ava.org.ru)

Зенитным огнем были повреждены три штурмовика, они вышли из строя на срок до трех суток. Истребители 12-го ИАП немецких самолетов не встретили и все благополучно вернулись домой.

Командующий ВВС КБФ в 16.50 отдал приказ о нанесении очередного удара по Пиллау, но, получив данные от метеорологической службы об ухудшении погоды, отменил его. Немецкие транспорта и корабли, в том числе поврежденный «Mendoza», были почти на два дня были укрыты от ударов ВВС КБФ дождем и туманом.

Но для героя нашего рассказа погода судьбу не изменила и через два дня для парохода «Mendoza» все было кончено.


Транспорт «Мендоза»

Из документов 11-й ШАД:

"Время 10.00 Командующий приказал: Командиру 11 ШАД по данным своей ВР уничтожать ТРТР и корабли противника в порту Пиллау согласно плана "Заря".

Время 10.05 Командир дивизии приказал: Командиру 8 ГШАП всем составом боевых экипажей к 10.30 быть в 30 минутной готовности для уничтожения кораблей и ТРТР противника в порту Пиллау. Бомбовая зарядка ударной группы – ФАБ-250, группа подавления ПВО – бомбы ФАБ-100 и АО-25. Прикрытие 14 Як-9 12 ИАП.

Командиру 47 ШАП всем составом боевых экипажей к 10.30 быть в 30 минутной готовности к БШУ по ТРТР противника в порту Пиллау. Бомбовая зарядка – ФАБ-250.

Командиру 9 ИАКП – 14 Як-9 прикрыть БШУ 47 ШАП по ТРТР противника в порту Пиллау. Командиру 12 ИАП – прикрыть БШУ 8 ГШАП.

Порядок действий всех АП по плану "Заря". Ведущим идет 8 ГШАП. Взлет по сигналу с КП АД».

Однако в 12.30 пара самолетов-разведчиков из состава 9-го ИАКП обнаружила на выходе из Пиллау конвой, который по донесению пилотов состоял из четырех транспортов и двух сторожевых кораблей.

Получив данные о конвое, командир 11-й ШАД решил нанести по нему удар силами штурмовиков из состава 8-го ГШАП и 47-го ШАП.

В 12.54 для уничтожения конвоя взлетели 18 Ил-2 8-го ГШАП (ведущий – гвардии капитан К.В. Благодаров). Минутой позже на взлет пошли 13 Ил-2 47-го ШАП (ведущий – лейтенант В.П. Остапенко).


Лётчики 11-й ШАД ВВС КБФ: капитан К.В. Благодаров (8-й ГШАП) и лейтенант В.П. Остапенко (47-й ШАП) и майор С.Е. Бредихин (9-й ИАП)

Истребительное прикрытие 8-го ГШАП обеспечивали 15 Як-9 (ведущий – капитан П.И. Хорунжий) из 12-го ИАП 9-й ШАД, взлетевшие в 12.54, а 47-го ШАП – 14 Як-9 9-го ИАП (ведущий – майор С.Е. Бредихин) взлетевшие в 13.05.

Первыми в атаку вышли штурмовики 8-го ГШАП. В 13.47 в точке с координатами 54° 39' с.ш., 19° 34' в.д. пилоты обнаружили конвой в составе 4 транспортов и одного сторожевого корабля, идущий курсом 260°, ход 6 узлов. С одного захода, с планирования, три шестерки штурмовиков с высот 1300-100 м атаковали два транспорта (до 4000 тонн каждый) из состава конвоя.

Израсходовано было 30 ФАБ-250, 12 ФАБ-100, 3900 снарядов ВЯ, 5000 патронов ШКАС. Экипажи штурмовиков наблюдали прямое попадание одной ФАБ-100 в кормовую часть транспорта до 4000 тонн – он остался на плаву.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №166 от 24.03.45 подтвердил успех экипажей 8-го ГШАП.

Истребителей противника не было, но зенитным огнем были повреждены три штурмовика, которые вышли из строя на 3 суток. На обратном пути совершил вынужденную посадку один Як-9 12-го ИАП, но причин ее авторы в документах пока не нашли.


Удар штурмовиков 8-го ГШАП по транспорту «Мендоза» в 18:38 24 марта 1945 года. В небе видны разрывы зенитных снарядов и выходящий из атаки Ил-2; второй штурмовик можно заметить левее транспорта

Через две минуты после 8-го ГШАП в атаку вышли 13 Ил-2 47-го ШАП. В 13.49 в точке 54°39' с.ш., 19° 34' в.д. одним заходом с планирования с высот 1100-150 м, на боевом курсе 350° двумя группами они атаковали два транспорта в 3000 и 4000 тонн из состава конвоя. Израсходовали: 20 ФАБ-250, 12 ФАБ-100, 2100 снарядов ВЯ, 410 патронов БС, 4000 патронов ШКАС. Экипажи штурмовиков наблюдали прямое попадание одной ФАБ-250 в транспорт до 4000 тонн, на котором вызван пожар и большой силы взрыв. Пилоты сопровождавших штурмовики истребителей 9-го ИАП то же наблюдали прямое попадание одной бомбы в транспорт, на котором в результате этого произошел взрыв и пожар.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №166 от 24.03.45 записал, что транспорт поврежден. Увы, установить, добились ли пилоты штурмовиков каких-то успехов в этот раз, пока не удалось. Но в научный оборот постепенно добавляются новые документы и, возможно, будет установлено, кто же стал целью для штурмовиков в ходе атаки конвоя.

Зенитным огнем были поврежден два штурмовика из состава 47-го ШАП (вышли из строя до 8 часов), еще на одном при возвращении после атаки начались проблемы с мотором, но пилот посадил его на аэродром Повунден, и устранив повреждения вернулся домой. Истребители 9-го ИАП без происшествий вернулись домой.

Нанесения удара по Пиллау никто отменять не собирался, поэтому еще до посадки штурмовиков командир 11-й ШАД принял решение - после атаки конвоя произвести атаку Пиллау.

Из документов 11-й ШАД:

«13.30 Командир дивизии приказал: Командирам 8 и 47 ШАП, 9 и 12 ИАП после посадки групп немедленно готовить их к повторному удару по кораблям в порту Пиллау. Взлет по сигналу с КП АД».

В 14.45 произвели посадку 12 Ил-2 47-го ШАП, через одну минуту 14 Як-9 12-го ИАП. Следом, через 6 минут сели 18 Ил-2 8-го ГШАП, и еще через две минуты 14 Як-9 9-го ИАП.

Механики стали готовить самолеты к вылету и через полтора часа командир 11-й ШАД приказал нанести удар по Пиллау.

Из документов 11-й ШАД:

«17.20 Командир дивизии приказал: Командиру 8 ГШАП – 15 Ил-2, командиру 47 ШАП – 10 Ил-2 нанести повторный удар по кораблям противника в порту Пиллау с задачей потопить ТР 10.000 в Зеетиф. Запасная цель – 3 СКР у выхода из Зеетиф и до 10 БДБ и СКА, перевозящие войска через Фриш Гаф. Вылет 17.45. Ведущим идет 8 ГШАП. Схема удара по плану Заря. Командиру 9 ИАКП – 14 Як-9 прикрыть БШУ 47 ШАП, командиру 12 ИАКП – 16 Як-9 прикрыть БШУ 8 ГШАП».

Исполняя приказ командира дивизии, в 17.40 взлетели 13 Ил-2 8-го ГШАП (ведущий – гвардии старший лейтенант В.М. Дубина), через 8 минут взлетели 12 Як-9 12-го ИАКП (ведущий – старший лейтенант В.А. Тихомиров).


Ведущий группы 8-го ГШАП гвардии старший лейтенант В.М. Дубина

Через 5 минут после взлета штурмовиков 8-го ГШАП вылетели на боевое задание 10 Ил-2 47-го ШАП (ведущий – лейтенант В.П. Остапенко), и в 17.50 последними поднялись в воздух 12 истребителей Як-9 (ведущий - майор С.Е. Бредихин), обеспечивающих прикрытие штурмовиков 47-го ШАП.

Первыми в атаку вышли штурмовики гвардейского полка. Атаку произвели в 18.38 одним заходом с планирования с высот 1100-100 м, на боевом курсе 120° атаковав транспорт до 8000 тонн и БДБ в нефтяной гавани. Израсходовали: 22 ФАБ-250, 8 ФАБ-100, 1750 снарядов ВЯ, 3200 патронов ШКАС, 4 РС-82, 40 патронов БС.

Экипажи штурмовиков наблюдали одно прямое попадание ФАБ-250 в корму транспорта, в результате на нем вызван взрыв и пожар – корма транспорта погрузилась в воду. Помимо транспорта, экипажи штурмовиков наблюдали одно прямое попадание бомбы в БДБ, на которой произошел взрыв, и один близкий разрыв бомбы ФАБ-250 рядом с буксиром.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №166 от 24.03.45 записал, что пилоты 8-го ГШАП потопили один транспорт в 5000 тонн, одну БДБ и повредили один буксир.

В ходе этого удара фактически был потоплен пароход «Mendoza», поскольку, по донесению коменданта Пиллау, 24 марта 1945 года судно получило дополнительные повреждения. Из-за этого пароход решили оставить, сняв с него часть оборудования и запасы угля. Помимо донесения коменданта Пиллау, факт гибели «Mendoza» доказывают снимки фотоконтроля, привезенные штурмовиками 8-го ГШАП. На них виден близкий разрыв или попадание в корму бомбы ФАБ-250.

Идентифицировать БДБ пока невозможно, вероятно за нее приняли лихтер с боеприпасами, который по данным немецких документов был потерян в тот день.

Поврежденным буксиром, скорее всего, стал "Herkules", который затонул в тот день вследствие попадания бомб.

На сей раз немецкие истребители пытались приблизиться к нашим ударным самолетам, но были перехвачены «Яками» 12-го ИАП и воздушном бою старший лейтенант В.А. Тихомиров сбил одного из врагов, что наблюдали экипажи штурмовиков.

Немецкие зенитчики, как обычно, были довольно меткими, в результате три штурмовика получили повреждения и вышли из строя на срок до 24 часов. Истребители 12-го ИАП потерь не понесли.

Через минуту после 8-го ГШАП вышли в атаку штурмовики 47-го ШАП. В 18.39 одним заходом с планирования с высот 1600-300 м на боевом курсе 110° 4 Ил-2 атаковали один транспорт до 10000 тонн в Зеетифе. Еще 6 Ил-2 атаковали сторожевой корабль в заливе Фрише Хаф и пушечно-пулеметным огнем обстреляли две батареи МЗА в районе авиационного завода. Израсходовали: 8 ФАБ-250, 16 ФАБ-100, 1200 снарядов ВЯ, 1800 патронов ШКАС, 400 патронов БС. Экипажи наблюдали прямое попадание одной авиабомбы ФАБ-100 в сторожевой корабль, на котором возник пожар, кроме того штурмовики 47-го ШАП доложили о подавлении огня двух батареи МЗА.

Штаб ВВС КБФ в Оперсводке №166 от 24.03.45 записал, что экипажи 47-го ШАП повредили сторожевой корабль. Вероятнее всего, целью пилотов 47-го ШАП в данном вылете был учебно-торпедный корабль ТS-8, получивший повреждения в тот день вследствие атак советских самолетов. В немецких документах отмечено, что на береговых зенитных батареях уничтожен пост управления зенитным огнем и были потери в личном составе, возможно причиной их стал пушечно-пулеметный огонь штурмовиков 47-го ШАП.

В ходе атаки штурмовики 47-го ШАП потеряли один Ил-2 сбитый зенитным огнем. Экипаж, в составе пилота – младшего лейтенанта Коновалова Василия Александровича и воздушного стрелка – младшего сержанта Утишева Георгия Николаевича, погиб. Из аварийного акта о потере самолета:

«При БШУ по плавсредствам противника на подходе к порту Пиллау 8-10 км сильным противодействием огня ЗА и МЗА на пикировании сбит прямым попаданием ЗА. Самолет загорелся и упал в воду в 3-4 км от цели. Экипаж погиб».


Пилот 47-го ШАП младший лейтенант В.А. Коновалов, погибший 24 марта 1945 года вместе со стрелком мл. сержантом Г. Н. Утишевым

Помимо одного не вернувшегося штурмовика, огнем зенитной артиллерии были повреждены еще три, которые вышли из строя на срок до 4 суток.

А вот у немецких истребителей опять не получилось. Пара Ме-109 пыталась атаковать штурмовики, но, перехваченная истребителями прикрытия из состава 9-го ИАП, была сбита. Одного сбил сзади сверху под ракурсом ¼, с дистанции 100 м, старший лейтенант Н.Ф. Курдюков, второго атакой сзади сверху под ракурсом 2/4, с дистанции 150-75 м, младший лейтенант А.П. Думнов. Сами истребители 9-го ИАП потерь и повреждений не имели.

В дальнейшем фактически брошенный пароход «Mendoza» подвергался атакам как флотских, так и армейских самолетов. Особенно сильным – 20-21 апреля 1945 года, и медленно превращался в руину.

Остается загадкой, почему в советских документах транспорт называется "Ливерпуль", но вероятнее всего это была ошибка советских офицеров, осматривавших судно после освобождения Пиллау. На нем могли остаться какие-то предметы, связанные с первым владельцем – компанией «Pacific Steam Navigation Co» из города Ливерпуля.


Вот так выглядел после всех военных передряг один из символов падения Пиллау – Транспорт «Мендоза»

По советским документам судно находилось в Зеетиф (у Нефтянной гавани), где получило до 12 прямых попаданий авиабомбами ФАБ-100 и 250. Смертельным для судна стало попадание ФАБ-250 «в приводную часть кормы», именно такое попадание видно на фотографии, штурмовиков 8-го ГШАП 24 марта 1945 года. По данным советских специалистов, обследовавших судно:

«...кормовая часть по вторую палубу затоплена, средняя часть выгорела».

А у штурмовиков 11-й ШАД после событий 24 марта 1945 года нашлись новые цели в Пиллау…


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT 15 декабря 2018 года . На  сайте ТактикМедиа публикуется авторский вариант.  (Прим. редакции). 

Источники:

  1. Документы филиала архива МО в Гатчине (Архив ВМФ)
  2. Фотографии и схемы из филиала архива МО в Гатчине (Архив ВМФ).
  3. Документы из британского национального архива. (Перехваты по операции "Ультра").
Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
28.05.2023 12:38:51
Очень интересно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.