«Ураган», не сделавший погоды

22 апреля 2023

Олег Киселев

6

3027

«Ураган», не сделавший погоды

Краткая история истребителей «Харрикейн» ВВС Финляндии.

Британский истребитель «Харрикейн» по праву можно считать одним из символов второй мировой войны. С первого до последнего её дня они воевали на огромном фронте от Ла-Манша до африканской пустыни и бирманских джунглей. «Харрикейны» действовали в роли сухопутных и палубных истребителей, ночных перехватчиков, штурмовиков, противотанковых самолетов и истребителей-бомбардировщиков. Советский Союз получил около трех тысяч таких машин и применял их на фронте и в ПВО вплоть до мая 45-го, а окончательно из рядов советских ВВС эти машины были списаны только 1 января 1950 года. Однако повоевать «Харрикейны» успели и против СССР. Румынские истребители действовали в Молдавии и под Одессой, а на северо-западе нашей страны можно было встретить «Харрикейны» с голубыми свастиками – опознавательным знаком ВВС Финляндии. 

В декабре 1939 года ВВС Финляндии оказались в очень тяжелой ситуации. Финские военные аналитики ожидали, что в течение первого месяца начавшейся 30 ноября войны с Советским Союзом и без того немногочисленная военная авиация потеряет до 80% своего состава. Финляндия ринулась скупать практически любое вооружение, которое ей могли предложить за рубежом, в том числе боевые самолеты. Уже в начале декабря удалось приобрести в Англии партию истребителей-бипланов «Гладиатор», однако финское командование хотело чего-то посовременнее, чтобы превосходство противника в количестве компенсировать качеством своих самолетов. Речь шла о разведчиках «Лисандер», бомбардировщиках «Бленхейм», истребителях-бомбардировщика «Рок», а 9 января финская сторона запросила у англичан разрешения на покупку в числе прочего партии из 30–60 истребителей Hawker Hurricane Mk.I. Так начиналась непродолжительная история финских «Ураганов».

Несмотря на довольно архаичную по меркам конца 30-х годов конструкцию с частично полотняной обшивкой крыльев и хвостовой части, внушительные габариты и взлетный вес почти в три тонны, британская машина выглядела просто великолепно на фоне всего, на что финские авиаторы в принципе могли рассчитывать: скорость в 527 км/ч, то есть на 110 км/ч больше, чем у основного финского истребителя D.XXI, мощная батарея из восьми пулеметов «Браунинг» Mk.II калибром 7,69 мм с боезапасом по 334 патрона на ствол, довольно неплохая скороподъемность, позволявшая забираться на 3000 метров за три минуты, английские радиостанции АМ TR9D – в общем не самолет, а мечта! 

Hawker Hurricane Mk.I британских Королевских ВВС, 1940 год.

Однако британские Королевские ВВС сами от переизбытка современных истребителей не страдали. Даже в ПВО метрополии еще оставалось немало истребителей-бипланов «Гладиатор». Поэтому ни о каких крупных партиях «Харрикейнов» для продажи Финляндии речи не шло. Тем не менее, к концу января стороны сошлись на том, что Великобритания всё же продаст финнам дюжину таких машин и 1 февраля было подписано соответствующее соглашение. После урегулирования всех сопутствующих вопросов, 17 февраля между финских правительством и компанией «Глостер Эйркрафт», также занимавшейся выпуском «Харрикейнов», был подписан договор поставки за №1555/40. Каждая машина обошлась в 9785 фунтов стерлингов. Финляндия получала практически новые машины 2 серии с моторами Роллс-Ройс «Мерлин» III и трехлопастными воздушными винтами, поставки которых собственно королевским ВВС начались только в сентябре 1939 года. Первые восемьдесят самолетов серии имели полотняную обшивку консолей крыла, которая позже была заменена на металлическую, однако судя по серийным номерам передаваемых финнам машин, им достались как раз «полотняные» экземпляры. В финских ВВС получили самолеты свои собственные номера: HU451 – HU462. Они поступали со складов Королевских ВВС, а «Гластер Эйркрафт» должна была компенсировать эти поставки новыми машинами.

29 января, то есть еще до формального подписания соглашения, дюжина финских пилотов во главе с лейтенантом Антти Юсси Рятю отправилась в английский городок Сейнт Атан в Уэльсе, где должны были пройти ускоренный курс подготовки на «Харрикейны». До места финны добрались 5 февраля, однако из-за задержки с подписанием договора поставки, первые машины они получили только 21-го числа, а всю партию только к концу месяца. Поскольку перекрашивать самолеты по финским стандартам было уже некогда, машины несли стандартный английский камуфляж: на верхних поверхностях темно-зелёные (Dark Green) и коричневые (Dark Earth) пятна, а снизу нос, задняя часть фюзеляжа и рули высоты были бронзово-алюминиевыми, правое крыло черное, а левое белое. Граница цветов шла по средней линии фюзеляжа.

Поскольку дела на фронте у финнов к этому времени шли все хуже и хуже, ждать окончания обучения было некогда. Уже 25 февраля шесть наскоро переученных финских пилотов под командованием Рятю с лидирующим бомбардировщиком «Бленхейм» стартовали из Сейнт Атана в Норвегию по маршруту Эдинбург – Уик – Ставангер – Осло – Вястерёс. Перелет прошел без особых проблем и 29 февраля группа добралась до места назначения. Вторая группа под командованием прапорщика Таскинена по тому же маршруту вылетела 28 февраля, на следующий день после прибытия последнего «Харрикейна» из заказанных. В этот раз перелет прошел не так гладко. При посадке на аэродроме Уик в северной Шотландии у самолета самого Таскинена (HU461) не вышла правая стойка шасси. Истребитель получил повреждения и был оставлен на месте для ремонта. Затем уже в Норвегии при подлете к Ставангеру «Харрикейн» младшего сержанта М. Лайтинена в плохую погоду отстал от группы, а затем совершил неудачную посадку. Самолет был серьезно поврежден и в состав финских ВВС уже не вернулся. Оставшиеся четыре «Харрикейна» прибыли в Вястерёс только 6 марта. 


Финские летчики с британскими инструкторами в Сейнт Атоне и «севший» в Норвегии HU462 младшего сержанта Лайтинена

Наконец, 7 марта первая партия из шести «Харрикейнов» под командованием Рятю прибыла в Финляндию, на следующий день туда же прилетели еще три истребителя и, наконец, 10 марта оставшийся десятый. Все самолеты были объеденены в «отряд Рятю» и вошли в состав формируемой 22-й эскадрильи (LLv 22), только накануне начавшей получать американские истребители «Брюстер» Б-239, более известные как «Баффало». Однако за исключением отдельных вылетов на патрулирование, повоевать эскадрилье в «зимней войне» не довелось. Уже 13 марта наступил мир. Или перемирие, как воспринимали его в Финляндии.

Опыт войны показал, что при строительстве ВВС в мирное время были допущены серьезные просчеты, в частности, недооценено значение истребительной авиации. В существующем виде ни ВВС, ни ПВО даже при концентрации на этой задаче не могли более-менее надежно прикрыть территорию Финляндии от ударов советской авиации. При этом войска на фронте де-факто остались без воздушного прикрытия, армейская авиация потеряла возможность действовать на фронте днем в нормальных погодных условиях. Очевидный факт, что финская система ПВО полноценно решать возложенные на неё задачи по защите армии и территории страны от воздушного противника не может, не остался не замеченным. ПВО требовала срочного усиления по крайней мере в численном отношении.

В самом конце марта началась реорганизация истребительной авиации, которую решено было разделить на два полка. Новый облик ВВС был закреплен в приказе командующего ВВС генерал-майора Лундквиста уже 29 марта 1940 года. Согласно ему, в состав ВВС теперь входили четыре авиаполка: взаимодействия с армией, дальнего действия (бомбардировочный) и два истребительных, а также одна отдельная эскадрилья. По замыслу командующего ВВС, один из истребительных полков должен был взять на себя прикрытие войск на фронте, а другой – тыла страны.

В этой связи 27 марта располагавшийся в Пори 2-й учебный авиаполк был переформирован в 3-й истребительный. Командиром полка остался подполковник Эйнар Нуотио, командовавший им во время войны. Единственная имевшаяся в его составе учебная эскадрилья T-LLv 29 сменила номер на T-LLv 35, а в качестве боевых частей в состав полка включили LLv 30, развернутую на базе штаба и личного состава расформированной эскадрильи пикировщиков LLv 10, а также переданную из 2-го авиаполка LLv 22, которую по случаю переподчинения переименовали в LLv 32. На тот момент эскадрилья успела получить 17 «Брюстеров» и десять «Харрикейнов» I и фактически располагала наиболее современной матчастью финской истребительной авиации. 


«Брюстеры» и «Харрикейны» 22-й эскадрильи в ангаре аэропорта Малми, апрель 1940 года.

Однако ситуация эта была явно ненормальной: прославленная в боях и наиболее опытная 24-я эскадрилья продолжала летать на устаревших и изрядно потрепанных в боях «Фоккерах» D.XXI, в отличие от «не нюхавших пороху» летчиков 32-й. Решение созрело быстро: с 17 апреля 24-я эскадрилья начала перевооружаться на «Брюстеры», сдав 32-й свои «Фоккеры». «Харрикейны» при этом остались в составе эскадрильи в качестве 3-го звена (3./LLv 32), по привычке называемое отрядом Рятю. Но пробыли они там недолго.

В конце мая отряд Рятю был переброшен в Турку и подчинен командиру 28-й истребительной эскадрильи 2-го авиаполка. Вообще эскадрилья летала на истребителях «Моран-Сольнье» 406, полученных из Франции в феврале 40-го. Но поскольку времени толком освоить новую матчасть у личного состава не было, она фактически сразу пошла в бой, эксплуатация самолета сопровождалась регулярными потерями. Потеряв за войну один самолет из 30 полученных сбитым, к концу мая в летных происшествиях было повреждено 16 машин, причем одна из них до уровня заводского ремонта, а одна разбита полностью. В результате в строю имелось не более дюжины боеспособных «Моранов». Вот именно за счет «Харрикейнов» боеспособность LLv 28 и решено было усилить. Одновременно серийные номера зачем-то поменяли с HU на HC. Сам Рятю при этом был переведен на авиазавод в Тампере в качестве командира испытательного звена. Новым командиром стал бывший командир звена пикировщиков 10-й эскадрильи капитан Хейкки Калайя.

Начало нового этапа в судьбе «Харрикейнов» ВВС Финляндии ознаменовалось трагедией. 3 июня при посадке в Турку прапорщик В. Пиномаа ошибся в расчетах, раньше времени потерял скорость и «просевший» самолет с номером HC457 врезался в землю. Пилот погиб, истребитель пришлось списать. Однако это было только начало проблем, которые потому будут преследовать финские «Харрикейны» на протяжении всей их карьеры. Сразу после окончания «зимней войны» англичане и французы «обрубили» все поставки Финляндии вооружения и военных материалов, в том числе и по уже заключенным контрактам. Вплоть до того, что финнам так и не вернули оставленный в Шотландии HU461. В полной мере это коснулось и запчастей к «Харрикейнам», в том числе и к их двигателям «Мерлин». Хроническая нехватка запчастей привела к тому, что большая часть этих истребителей находилась в небоеспособном состоянии. Например, началу июля в звене из девяти машин в воздух подняться могли только две.

Отказ бывших союзников от выполнения своих обязательств по поставкам ударил не только по «Харрикенам», но в и в целом по планам перевооружения финских ВВС. Финляндия недополучила 166 одномоторных истребителей, почти половину из которых должны были составлять легкие истребители CR.714 «Циклон», которых французы обещали безвозмездно передать Финляндии целых 80 штук. Именно этими машинами собирались вооружить 30-ю эскадрилью 3-го авиаполка, но в итоге Финляндия к маю получила только шесть штук, успевших доехать в марте до Швеции, но застрявших там на этапе сборки. Впрочем, проведенные лётные испытания французских самолетов показали, что толку от них все равно было бы немного. Истребители финских ВВС были заточены в первую очередь на перехват бомбардировщиков, а перехватчик из «Циклона» был просто отвратительный. По скороподъемности он сильно проигрывал даже ветеранам D.XXI и просто не смог бы догонять бомбардировщики. 


Coudrone-Renault CR.714C1 во дворе Государственного авиазавода в Тампере, май 1940 года

Но как бы там ни было, 30-я эскадрилья осталась без матчасти. Предпринимаемые весной-летом 40-го судорожные попытки договориться о покупке истребителей в Италии, Германии или США успехом не увенчались. В результате было принято решение возобновить на авиазаводе в Тампере производство откровенно устаревших D.XXI, а LLV 30 временно получила на вооружение десяток истребители «Гонтлет», которые финское командование ранее кроме как в качестве учебных не рассматривало.

Несмотря на это, 15 июня Штаб-квартира финской армии выпустила Директиву №697/Ор. 3/I sal., в которой бодро «нарезала» истребительным полкам ставились боевые задачи на случай войны без оглядки на их реальное состояние. На долю 3-го авиаполка выпало прикрытие во взаимодействии с частями ПВО всего южного и юго-западного побережья, включая Хельсинки, частью сил полк должен был прикрыть перевозки между Турку и Аландами, а также мобилизацию и промышленность в западной Финляндии, а также прикрыть мобилизацию и оказывать поддержку частям в районе Кеми – Кемиярви, то есть в Лапландии! Такие задачи совершенно не учитывали реальные возможности 3-го авиаполка, из боевых машин располагавшего парой десятков устаревших «Фоккеров» 32-й эскадрильи, и его командиру оставалось лишь надеяться, что войны в ближайшем будущем не предвидится и пускать в ход подобные инструкции не придется. Впрочем, понимание этого обстоятельства все же было, поэтому, когда в начале августа началось перебазирование истребительных эскадрилий к новым места дислокации, 3-й полк остался на месте.

Чтобы хотя бы временно придать 30-й эскадрилье хотя бы видимость боеспособности, 29 августа ей всё те же, «Харрикейны», благо что боевой состав 28-й эскадрильи пополнили отремонтированные «Мораны». Здесь бывший «отряд Рятю» наконец-то получил постоянную прописку сравнительно надолго, став 1./LLv 30. Весной 1941 года HC454 был передан на авиазавод, где на нем испытали убирающиеся лыжи. По каким-то причинам, дальнейшего развития эта идея не получила и уже в апреле самолет был возвращен обратно.


Финский «Харрикейн» на лыжном шасси

К маю 1941-го эскадрилья полностью перевооружила 2-е и 3-е звенья на D.XXI новой постройки. Впрочем, назвать полноценными истребителями машины с максимальной скоростью 375 км/ч было вряд ли возможно. Из-за менее мощных и более тяжелых моторов, до высоты 2 километра они более-менее соответствовали старым D.XXI, а затем начинали проигрывать и им. По сути, финны вместо истребителя-перехватчика получили легкий штурмовик, однако выбора у них на данном этапе просто не было.  

Тем временем, на волне реваншистских настроений во власти и обществе, с осени 1940-го Финляндия все активнее сближалась с гитлеровской Германией, что весной 1941-го превратилось в полноценное военное сотрудничество и совместного планирования нападения на СССР. 18 июня в стране была объявлена мобилизация, а самолеты финских ВВС получили дополнительные элементы быстрой идентификации в виде желтые полосы вокруг задней части фюзеляжа шириной 50 см, а также окрашенной в желтый цвет примерно на 1/6 часть размаха нижней части консолей крыльев. Эти элементы поразительно сильно напоминали аналогичные на самолетах Люфтваффе. 


Элементы быстрого опознавания на «Харрикейне»

23 июня 1./LLv 30 перелетело из тылового Пори на аэродром Холлола рядом с городом Лахти в южной Финляндии с задачей прикрывать мобилизацию и переброску войск. К 25 июня по данным финских историков в Холлола находилось семь «Харрикейнов» (НС451, 452, 454, 454, 456, 458 и 459). Непонятно, почему здесь не учтены НС453 и НС460, поскольку обе машины продолжали числиться в составе эскадрильи, а НС453 совершенно точно 25 июня был в Холлола, о чем чуть ниже.

Утро 25 июня началось с сирен тревоги. Советское командование после трех дней регулярных немецких налетов на район Ленинграда с использованием финской территории решило нанести ответный удар по финским аэродромам, но из-за крайне плохо организованной операции результат вышел совсем не таким, на какой рассчитывали в Ленинграде и Москве. Более того, финнам дали прекрасный повод начать боевые действия против СССР не в качестве агрессора, а в качестве жертвы агрессии. 


Механики обслуживают «Харрикейн» в Холлоле. Перед самолетом стоит капитан Калайя. 29 июня 1941 года

В отражении налетов советских ВВС были задействованы все более-менее боеспособные истребители финских ВВС, в том числе и «Харрикейны». Однако для них первый день участия в боевых действиях вышел полноценным «комом». При взлете с Холлолы потерпел катастрофу тот самый НС453, рухнувший в прилегающий к аэродрому лес и похоронивший в своих обломках лейтенанта Теури. Он стал первым погибшим в новой войне пилотом финских ВВС. Позже «счастливчик» прапорщик Таскинен, первым в финских ВВС потерпевший аварию на «Харрикейне» еще в Шотландии, вновь «разложил» свой НС455 при посадке, на сей раз в Холлоле. Правда на этот раз истребитель еще можно было отремонтировать. Но из-за проблем с запчастями на заводе эта машина проторчала целый год, до июля 42-го. В начале июля на завод для планового ремонта также убыл НС456, сократив поголовье «Харрикейнов» в звене до шести. Впрочем, обратно он вернулся уже через неделю, причем в новой стандартной окраске финских ВВС: верхние поверхности оливково-зелёные с черными полосами, а нижние поверхности серебристо-серые. В последующем при заводском ремонте так перекрасили все «Харрикейны».


«Харрикейн» в стандартном финском камуфляже. С августа 1941 года к элементам быстрой идентификации добавилось желтое кольцо вокруг носовой части самолета.

1 июля «отряд Калайя» был вновь включен в состав LLv 32 в качестве 3-го звена и переброшен на аэродром Утти. «Харрикейны» должны были выступать в роли средства усиления ПВО (старые «Фоккеры» эскадрильи в этом качестве были уже откровенно слабы), но фактически начали совершать вылеты на патрулирование к линии фронта в районе Выборга. Именно июль 41-го станет наиболее ярким и насыщенном событиями месяцем в жизни звена. Если до сих пор боевых потерь «Харрикейны» не имели, то с началом активной боевой работы немедленно это исправили. Уже 2 июля северо-западнее Выборга зенитным огнем был подбит НС459. Пилотировавшему самолет сержанту Суоминену удалось совершить вынужденную посадку, но самолет в итоге полностью сгорел. А на следующий день летчики финских «Харрикейнов» записали на свой счет и первую победу. 

Ранним утром пара в составе прапорщика Руотсила и сержанта Айкала отправилась на патрулирование в район Энсо (Светогорск). Руотсила служил в финских ВВС с 1937 года, но в качестве пилота самолета-разведчика. В этом же качестве он встретил «зимнюю войну», во время которой был переведен в 10-ю эскадрилью пикирующих бомбардировщиков, откуда уже после войны был переведен в 30-ю эскадрилью, где и освоил «Харрикейн». Военный стаж Айкалы был попроще, «зимнюю войну» он встретил сугубо гражданским человеком, но еще в 1930-м освоил курс летной подготовки и до войны был известным летчиком-пилотажником. Во время мобилизации его призвали во 2-й учебный авиаполк, откуда он вместе с Рятю 29 января 1940-го отправился в Англию получать «Харрикейны».

Примерно в то же время в район Энсо направилось и звено истребителей И-153 «Чайка» 7-го Краснознаменного истребительного авиаполка под командованием лейтенанта Ивана Давыдовича Одинцова, участника боевых действий в Финляндии зимой 1939–40 годов. Около 7 утра по московскому времени их пути пересеклись где-то между Энсо и Иматрой. Противники заметили друг друга на расстоянии около километра. «Чайки» были чуть выше финнов, и ведущий советских истребителей рванулся в атаку. Одинцов, видимо, открыл огонь первым, и даже успел всадить в «Харрикейн» Руотсилы две пули – одну в двигатель, другую в фюзеляж, но пули винтовочного калибра существенного урона не нанесли. А вот финн, уйдя с линии огня, смог всадить в несущуюся ему навстречу «Чайку» длинную очередь из всех восьми стволов. Довернув вслед за проскочившим мимо советским самолетом, он наблюдал что тот продолжает нестись к земле. Позже из финского IV армейского корпуса пришло сообщение о падении якобы сразу двух советских самолетов, что стало достаточным условием для засчитывания каждому из финских пилотов по одной победе. 


Личный состав «отряда Калайя», конец августа 1941 года. 1 – прапорщик Руотсиля, 2 – сержант Айккала, 3- лейтенант Копонен, 4 – капитан Калайя, 5 - сержант Ютила, 6 – лейтенант Таскинен, 7 – сержант Суоминен.

На самом деле сбита была только «Чайка» Одинцова. Летчик смог, несмотря на тяжелейшие ожоги, перетянуть линию фронта. За этот бой его наградили орденом Красного Знамени, представив бой в довольно фантастическом виде:

«3 июля 1941 г., имея задание [на] патрулирование в районе Энсо, Уокси, Ниска встретился с 5 самолетами противника типа Мессершмидт, вступил в неравный воздушный бой, где был тяжело ранен. Но благодаря мужеству и самоотваге спас сам себя и сейчас находится на излечении в госпитале. Показал образец мужества и смелости, разогнав в неравном бою 5 самолетов противника».

Однако этого работникам «идеологического фронта» показалось мало и намного позже на месте вполне заурядной стычки возник «огненный таран». И.Г. Иноземцев в своей книге «Тараны в северном небе» так описал это событие:

«Прикрывая 3 июля наземные войска в районе Иматра, звено 7-го истребительного авиаполка, ведомое лейтенантом И. Д. Одинцовым, вступило в бой с пятеркой «мессершмиттов». Фашистам удалось поджечь самолет ведущего. Одинцов пытался скольжением сбить пламя, но все усилия оказались напрасными. Огонь уже подбирался к кабине, когда он увидел впереди себя истребитель противника. Комсомолец сделал резкий доворот и бросил свою машину на ненавистного врага. Уничтожив «мессер», Иван Давидович оставил свой пылающий, разваливающийся истребитель и спасся на парашюте».

Однако ни о каком таране не сообщают не только наградной на Одинцова, но и «История» полка, и «Оперативные сводки» штаба ВВС Северного фронта.

На следующий день финские «Харрикейны» одержали еще одну победу. Около полудня командир звена капитан Калайя, возвращаясь из патрулирования над Карельским перешейком вдоль берега Финского залива, заметил стрельбу зенитной артиллерии в районе Котки. По залпам он обнаружил выше себя три бомбардировщика ДБ-3 и, подойдя к ним сзади, первой же очередью поджег один из них. Однако после этого оружие истребителя отказало и Калайя был вынужден выйти из боя. Финские историки К. Кескинен и К.Стенман приписали Калайе уничтожение бомбардировщика СБ из состава 205-го бомбардировочного авиаполка, однако в действительности 205-й полк действовал гораздо восточнее этих мест. В треугольнике Коувола – Котка – станция Таветти в это день работали бомбардировщики 2-й авиадивизии – 58-й, 2-й и 44-й БАП. Несмотря на то, что советские самолеты действовали мелкими группами от звена до девятки, им удалось фактически беспрепятственно отработать по всем целям, включая аэродром базирования LLv 32 Утти. В советских документах есть данные о совершившем вынужденную посадку на острове Лавенсаари СБ 58-го полка, но причиной посадки названа неисправность мотора. Про встречи с истребителями противника нет ни слова.


НС458, на котором 4 июля вылетал капитан Калайя. Осень 1941 года.

Единственным серьезно пострадавшим в этот день стал Пе-2 из состава 58-го БАП, но и он после воздушного боя вернулся на свой аэродром с сотней пробоин, что не помешало уже финским историкам записать его как победу на счет двух финских летчиков из 32-й эскадрильи – лейтенанта Эвинена и капрала Кирьёнена. В этом случае мы имеем обратную картину, поскольку в ЖБД 32-й четка сказано, что Эвинен лишь повредил в бою неопознанный советский бомбардировщик.

В последующие несколько дней 32-й эскадрилье удалось заявить сбитыми только один СБ и два «МиГ-3, но все эти победы были на счеты пилотов «Фоккеров». Лишь 15 июля пара в составе Руотсилы и Айкалы заявила сбитыми еще два И-153, однако в советских документах не удалось пока обнаружить не только потери, но и сам факт боя.

Во второй половине июля в небе Финляндии активность советской авиации, вынужденной переключиться на удары по немецким войскам, резко снизилась. 32-я эскадрилья начала перевооружение с «Фоккеров» на закупленные у немцев трофейные истребители «Хок»-75, ранее принадлежавшие ВВС Норвегии и Франции, и нужда в постоянно ломающихся «Харрикейнах» отпала. 4 августа, видимо уже отчаявшись отремонтировать, НС460 был отправлен на хранение на склад ВВС. Тем не менее, редкие исправные машины периодически продолжали летать на боевые задания, в результате чего 12 августа уже упомянутого выше сержанта Суоминена в очередной раз достали советские зенитки. Однако на сей раз финскому сержанту удалось посадить «Харрикейн» на аэродроме Лаппеенранта.

В тот же день штаб-квартира финской армии поручила командующему ВВС сформировать отдельную эскадрилью для поддержки наступавшей в направлении Костамукша - деревня Ругозеро 14-й пехотной дивизии. ВВС отнеслись к этому по принципу «на тебе боже, что нам негоже», слив в новобразованную 10-ю эскадрилью различный устаревший хлам, вроде четырех разведчиков «Фоккер» С.V и такого же количества не менее древних легких бомбардировщиков «Райпон». «Вишенкой на торте» стал переданный эскадрилье «отряд Калайя» с тремя всё еще каким-то чудом боеспособными «Харрикейнами» (НС451, 452 и 458). 454-го 2 сентября также отправили на склад. Эскадрилья базировалась на аэродроме Тикшозеро. На счастье летчиков этого музея под открытым небом, пока в полосе их работы советской авиации просто не было. Поэтому и для «Харрикейнов» работы по профилю не было, их летчикам пришлось вспомнить свои навыки в качестве разведчиков. Что, впрочем, не помешало именно «Харрикейнам» стать первой боевой потерей эскадрильи. Причем жертвой был ни кто-нибудь, а сам капитан Калайя, не вернувшийся из боевого вылета 16 сентября. Очевидно, причиной его гибели стал огонь с земли. А чуть позже на костомукшинском направлении появились и «Чайки», видимо из состава 152-го ИАП. Уже 21 сентября их усилиями был сбит «Фоккер» C.V. Впрочем, для «Харрикейнов» экспедиция в северную Карелию на этом завершилась. 18 сентября на аэродром Тикшозеро прибыло шесть «Фоккеров» D.XXI из состава 30-й эскадрильи, а 23 сентября оставшиеся два «Харрикейна» вернули 32-й эскадрилье. 


Замаскированный НС452 на аэродроме Тикшозеро, 14 сентября 1941 года.

Однако толку от них, ввиду отсутствия запчастей, все равно не было никакого. «Харрикейны» уныло стояли на земле большую часть времени, лишь эпизодически поднимаясь в воздух. Только 8 января уже известный нам прапорщик Руотсила вместе с шестью «Хоками» смог принять участие в воздушном бою, а точнее избиении трех старых истребителей И-15бис в районе Лейпясуо, которых финны совместными усилиями сбили. Руотсила поделил победу с пилотом одного «Хока», став с 2,5 победами самым результативным пилотом «Харрикейна» в финских ВВС. И это была их последняя победа. Вскоре после этого Руотсила пересел на «Хок» и смог сбить еще два советских самолета. В апреле 1943-го его перевили в 34-ю эскадрилью под командование знаменитого финского аса Эйно Луукканена, перевооружавшуюся на немецкие «Мессершмитты»-109G. Но новый самолет стал роковым для летчика. 20 мая 1943 он был сбит и погиб в бою над Финским заливом, причем сбит теми самыми древними «Чайками», которые составляли три из 4,5 его побед. Такая вот злая ирония судьбы.

Дальнейшая история финских «Харрикейнов» больше напоминает игру в пинг-понг, когда уже никому не нужные, но еще формально боеспособные, машины перебрасывали от одного подразделения к другому. 2 февраля НС451 совершил свой последний полет, после чего его передали в школу авиамехаников.

23 июня отремонтированные, наконец, на заводе НС454 и все еще оставшийся в строю НС451 передали в состав 2-го звена 26-й эскадрильи, базировавшейся возле финской столицы на аэродроме Малми и летавшей на также уже изрядно потрепанных итальянских «Фиатах» G.50. 4 июля туда же передали еще и НС455, отремонтированный после аварии еще 25 июня 41-го. Впрочем, уже 30 июля в ходе вылета у него сорвало обшивку с левого крыла, и неуправляемый истребитель рухнул на землю. В его обломках погиб никто иной, как второй по результативности летчик финских «Харрикейнов» старший сержант Айкола, имевший на счету две победы. Выпрыгнуть из беспорядочно падающего истребителя он не успел. 25 сентября злой рок настиг и самого «долгоиграющего» «Харрикейна» НС452, до сих пор не побывавшего ни в одной серьезной аварии, у которого при посадке на аэродроме Иммола сложилась правая стойка шасси. Пилот старший сержант Ютила отделался легким испугом, а вот истребитель отправился на ремонт. Таким образом, 26-я эскадрилья уже почти было избавилась от «Харрикейнов», но в октябре и ноябре ей передали отремонтированные за счет каннибализма сломанных самолетов НС-456 и НС-460.

В марте 1943 года, видимо в надежде на то, что их добьют русские, оставшуюся пару «Харрикейнов» перебросили ближе к фронту, на аэродром Килпасильта на востоке Карельского перешейка. Но латанные-перелатанные истребители большую часть времени простаивали на земле. При этом авиазавод с упорством, достойным лучшего применения, продолжал ремонтировать остававшиеся у него машины. К маю в строй вернулись легендарный уже НС452, а также НС454, доведя количество «Харрикейнов» в 26-й эскадрилье до четырех. 


Видимо одна из последних заправок НС454 на аэродроме Килпасильта, весна 1943 года.

Эта бесконечная агония командованию финских ВВС в конце концов надоела и в мае 1943 года НС-454 и 456 из-за отсутствия запчастей сплавили на склад. НС-452 и НС-460 продержались в строю до июля, видимо за счет «каннибализма» уехавших на склад ранее машин. 20 июля на склад отправился 460-й, а 26-го 452-й. Последний стал наиболее удачливым из финских «Харрикейнов»: он налетал в общей сложности 208 часов, что было рекордом для этого типа истребителя финских ВВС, и на нем было одержано 2,5 победы. Именно эта машина в настоящее время экспонируется в финском музее ВВС в Ювяскюля. 


НС-452 в музейной экспозиции.

Как это ни странно, но уже после фактического окончания всей этой эпопеи в финских ВВС появился новый «Харрикейн». В 1942-43 годах в руки финнов попало еще самолета советских ВВС, относящихся к модификации Mk.II. Взяв за основу севший на вынужденную в ноябре 1942 года на Ухтинском направлении истребитель «Харрикейна» IIА Z2585, финны в 1944 году зачем-то собрали из них себе еще один «Харрикейн» и передали его в истребительную эскадрилью HLeLv 34, присвоив ему номер НС-465. У НС-465 сначала было то же самое вооружение, что и у финских, но при ремонте на него смонтировали крылья второго трофейного самолёта, у которого вооружение состояло уже из двенадцати «Браунингов». Впрочем, судьба очередного «Харрикейна» в финских ВВС была весьма предсказуемой. Помыкавшись между финскими эскадрильями, в июле 44-го он также ушел на хранение. 


Финны вывозят с места вынужденной посадки «Харрикейн» IIА Z2585

В августе-сентябре 1944 года почти все оставшиеся «Харрикейны» I были списаны, за исключением доживавшего свой век в школе механиков НС-451, который в июле 1944 был тоже сдан на склад, а в октябре списан, как и НС-465. А вот НС-454 зачем-то провалялся на складе аж до января 1950-го, после чего был также списан. Удивительно, но история финских «Харрикейнов» пришла к своему финалу в один день с «Харрикейнами» советских ВВС. 

Автор благодарит Михаила Тимина за оказанную помощь в написании статьи.

Поделиться
Комментарии
Алексей Кукушкин
22.04.2023 13:07:02
Спасибо Большое! Очень интересно!
Михаил Скородумов
22.04.2023 19:27:17
Очень интересно. Советский и финский "Харрикейн" наверное могли встретиться в реальном бою
Евгений Винник
22.04.2023 20:24:58
Спасибо! Мои поклоны 🙏🙏🙏!
Андрей Леонов
24.04.2023 10:38:14
С одной стороны очень интересно, отличный материал! С другой - прежде, чем выкладывать материал делайте пожалуйста вычитку! Практически на каждом абзаце спотыкаешься составляя в уме заново целые предложения.
Олег Киселев > Андрей Леонов
24.04.2023 14:19:58
Вы не могли бы привести примеры поставивших Вас в затруднительное положение предложений? Ну просто для понимания сути претензии. Спасибо.  
Pavel Fedoseenkov
30.04.2023 22:47:36
Спасибо!! Очень интересно.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.