Успешный день аса «пожарной команды» в Крыму

19 марта 2023

Иван Лавриненко

1

2315

Успешный день аса «пожарной команды» в Крыму

При детальном изучении воздушных боёв с участием немецких асов зачастую выясняется, что достижения самых именитых из них далеки от реальности, а довольно скромные по немецким меркам «трудяги фронта» показывают себя куда лучше. Одним из таких асов «не из первого десятка» был лётчик истребительной эскадры JG 52 Вальтер Вольфрум, который принадлежал молодому поколению немецких «экспертов», вступивших в войну в 1943 году. Из его 137 официально засчитанных побед не менее 80-90 находят достоверное подтверждение в советских документах о потерях, ещё ряд заявок вполне вероятны, но пересекаются с другими лётчиками. Безусловно, проверить все его заявки пока невозможно из-за отсутствия многих нужных документов, но, в любом случае, процент совсем надуманных побед у Вольфрума крайне мал — в этом автор убедился, изучив немалое количество документов тех советских авиачастей, с которыми Вольфрум пересекался в небе в тот или иной период войны. Один из самых успешных дней лётчика выпал на бои за Крымский полуостров в марте 1944 года.


Вальтер Вольфрум (23 мая 1923 – 26 августа 2010)

После ликвидации с середине февраля 1944 года удерживаемого вермахтом Никопольского плацдарма на Днепре немецкая авиация в Крыму стала действовать в режиме «пожарной команды». Отныне для люфтваффе на полуострове было три фронта. На востоке у Керчи наращивала силы на плацдарме Отдельная Приморская армия, на севере войска 4-го Украинского фронта активно готовились к наступлению через Сиваше, на западе подвергались ударам авиации Черноморского флота порт Ак-Мечеть и конвои, идущие в Крым из Одессы и Румынии, которые снабжали находящиеся на полуострове немецкие и румынские войска всем необходимым. Кроме того, на юго-востоке немецкие истребители должны были прикрывать порты Феодосия и Киик-Атлама (Иван-Баба), куда часто наведывались штурмовики 11-й шад Черноморского флота. Тяжелее всего приходилось летчикам II группы 52-й истребительно эскадры (II./JG52), которые за день могли сменить 2-3 аэродрома, поскольку в их услугах постоянно нуждались на разных участках крымского фронта. В это время, кроме основного аэродрома Багерово под Керчью, использовались лётные площадки Грамматиково, Каранкут, Кунан и Саки, разбросанные в разных частях Крыма.

Летчик эскадрильи 5./JG 52 лейтенант Вальтер Вольфрум. Крым, аэродром Грамматиково, март 1944 года

Одним из «пожарных», которым пришлось испытать на себе всю тяжесть боев с летчиками 4-й и 8-й воздушных армий и ВВС Черноморского флота, был молодой ас молодой лейтенант Вальтер Вольфрум (Ltn. Walter Wolfrum) из отряда 5./JG 52. К середине марта 1944 года на его счету числилось уже 38 подтвержденных побед, а еще семь он одержал без свидетелей, поэтому официально они засчитаны не были. Бóльшая часть его жертв были советскими истребителями, в боях с которыми прекрасно владеющий своим «Мессершмиттом» Вольфрум чувствовал себя комфортно. О своей манере ведения боя он вспоминал (здесь и далее перевод автора):

«Я не был искусным стрелком, у которого в крови было чувство правильного упреждения, и который попадал со сложных расстояний и движений в полете. Моя сильная сторона заключалась в том, как я летал. Как только я подходил достаточно близко к противнику, то он попадал в сложное положение. Поэтому при любых обстоятельствах я искал то, что сегодня называют «close combat». Маневры, с помощью которых я, в зависимости от исходной ситуации, мог подойти к противнику таким образом, чтобы он заполнил мой коллиматорный прицел, вошли мне вскоре в плоть и кровь. Я выполнял их, не задумываясь. С дистанции 30-50 метров было нетрудно прицелиться так, чтобы очередь поразила двигатель или основание крыла самолета».

Максимальный личный рекорд летчика составлял три одержанных за один день победы – именно столько он сумел добиться 22 октября 1943 года в воздушном бою над Днепром к югу от Киева и 14 февраля 1944года в районе Керчи (в последнем случае Вольфрум заявил пять побед, но две из них не засчитали). Установить новое для себя достижение в Крымском небе молодой «эксперт» сумел 19 марта 1944 года, когда в ходе трех боевых вылетов летчику удалось сбить шесть советских самолетов. Попробуем на основании советских архивных документов и исследований историков осветить события того дня, активным участником которых стал Вальтер Вольфрум.

В своей стихии

В этот день в районе Керчи обстановка была относительно спокойная: на земле активных боевых действий не велось, за исключением привычных взаимных артобстрелов. В утренние часы для нанесения удара по позициям и тылам 11-го гвардейского стрелкового в районе высот 115,5 и 71,3 вылетела смешанное соединение Ju 87 из состава штурмовой группы III./SG 3 и 3-й румынской группы пикирующих бомбардировщиков (Grupul 3 Pikaj). Соединение насчитывало до 20 машин.

В 9:15 (здесь и далее время московское) по данным радиолокационной станции РУС-2 на перехват бомбардировщиков в район Керчи вылетела шестерка ЛаГГ-3 из состава 790-го иап, ведомая командиром эскадрильи старшим лейтенантом С.Е. Бесединым. Один из летчиков, младший лейтенант А.П. Чумаков, из-за неисправности самолета сразу вернулся на свой аэродром, оставив без пары своего ведущего лейтенанта Ф.К. Морданова. Начав патрулирование над южной частью Керчи и не встретив там бомбардировщики, пятёрка советских истребителей дошла до косы Тузла, где на высоте 4000-4500 метров пара старший лейтенант Беседин – лейтенант А.Ф. Григорьев была атакована со стороны солнца двумя Bf 109.

Отбив нападение контратакой в лоб, пара Беседина пошла на помощь лейтенанту Морданову, завязавшему бой с двумя другими «Мессершмиттами». При наборе высоты от Беседина отстала пара лейтенанта Н.А. Егоровича и младшего лейтенанта В.С. Харитонова. Заметив, что Харитонова снизу атакует один Bf 109, Беседин поспешил на помощь, но не успел – ЛаГГ-3 загорелся, а Харитонову пришлось выброситься на парашюте. Это была первая в тот день победа лейтенанта Вольфрума, вылетевшего в 08:50 на расчистку воздуха в район Керчи с аэродрома Грамматиково у села Ички (ныне посёлок Советский). 


Летчики 790-го иап Сергей Евгеньевич Беседин и Владимир Сергеевич Харитонов (послевоенное фото)

После этого ведущий советской группы допустил ошибку – увлекшись наблюдением за горящим «ЛаГГом» и опускающимся на парашюте Харитоновым, старший лейтенант Беседин сам сбоку со стороны солнца был внезапно атакован под ракурсом ¾ лейтенантом Вольфрумом. И снова немецкий ас был точен – после выпущенной им очереди Беседин был легко ранен и на подбитом истребителе совершил вынужденную посадку на фюзеляж на косе Тузла, разбив свой ЛаГГ-3. Младший лейтенант Харитонов приводнился в Таманском заливе, где был подобран катером. С ожогами лица и легким ранением в ногу летчик был отправлен госпиталь.

По советским данным, лейтенанту Григорьеву удалось сбить один из атакующих Bf 109, у которого якобы отвалилась плоскость крыла, однако сохранившиеся немецкие данные победу не подтверждают. Успех же Вольфрума в этом вылете заключался не только в одержанных им 39-й и 40-й победах, но и в том, что группа Беседина была связана боем и не сумела перехватить вражеские бомбардировщики. В итоге «Юнкерсы» лишь в момент пикирования на цель около 9:30 были в районе Тархан встречены вылетевшими на уничтожение бомбардировщиков четверкой «Аэрокобр» 66-го иап и таким же количеством Як-7Б 84-го гв.иап. 

Для летчиков ПВО бой завершился безрезультатно, а среди летчиков «кобр» один сбитый Ju87 заявил лишь младший лейтенант Ф.С. Петров (немецкими данными не подтверждается). Однако и немецкие летчики сумели ответить достойно. В районе Керчи непосредственный командир Вольфрума обер-лейтенант В. Батц (Wilhelm Batz) внезапно атаковал и подбил «Аэрокобру» младшего лейтенанта И.Ф. Борченко – у советского истребителя были пробиты блок цилиндров мотора, левая плоскость крыла и руль высоты. Летчику пришлось сажать в чистом поле, не дотянув буквально 1,5 километра до своего аэродрома.


Лётчики 66-го ИАП 329-й ИАД Иван Фёдорович Борченко и Фёдор Семенович Петров. Фото сделано в 1945 году.

Против летчиков Черноморского флота

Спустя два часа после успешного боя с летчиками 790-го иап Вольфрум перелетел с аэродрома Грамматиково на самый запад Крыма – на аэродром у села Кунан (ныне Красносельское) на полуострове Тарханкут.  Его задачей было в составе группы «Мессершмиттов» прикрыть морской конвой, следующий из Одессы в порты Крыма. К этому времени ВВС Черноморского флота уже нанесли по конвою один безрезультатный удар, поэтому для усиления его прикрытия и были вызваны истребители II./JG 52.

Для нанесения второго комбинированного удара по конвою с советской стороны вылетели шесть Пе-2 из 40-го бап, пять «Бостонов» А-20G из 36-го мтап и дюжина Ил-2 из 23-го шап ВВС ЧФ. В 12:43 Вольфрум взлетел по тревоге и в составе группы направился в район села Ак-Мечеть (ныне Черноморское).

Двенадцать (по другим данным 18) «Аэрокобр» 11-го гв.иап, которые сопровождали группу ударных машин, сбили в районе села Очеретай встреченный «Арадо» Ar 196 из морской разведывательной эскадрильи 2./SAGr.125. Экипаж в составе унтер-офицера Г. Остерло (Günter Osterloh) фаненюнкер-фельдфебеля Б. Бундчерера (Bernhard Bundtschere) погиб. Однако, несмотря на мощное прикрытие, Вольфрум в 12:58 сумел атаковать уже поврежденный зенитными снарядами и отставший от группы «Бостон», заявив свою 41-ю победу. Затем, вероятно, тот же бомбардировщик подвергся атаке румынского IAR-80 из 49-й истребительной эскадрильи, который пилотировал адъютант Михай Михордя (Adj.av. Mihai Mihordea). Будущий ас с восемью победами, румын заявил два «Бостона» – в 13:05 и 13:08.

Командир звена 36-го МТАП старший лейтенант Романцов участвовал в утреннем налёте на конвой – его «Бостон» был одним из двух вернувшихся бомбардировщиков. Теперь он сам пытался дотянуть до Скадовска, но всего в трёх милях от берега, у косы Джарылгач в Каркинитском заливе, советскому лётчику пришлось сажать А-20 на холодную воду. Поиски членов экипажа остались без результата, и до настоящего времени лётчик старший лейтенант Никифор Павлович Романцов, штурман старший лейтенант Алексей Титович Мантров и стрелок-радист сержант Павел Семёнович Семёнов числится пропавшим без вести.


Лейтенант Вольфрум в кабине своего «Мессершмитта», конец марта – начало апреля 1944 года. Вскоре, 15 апреля, этот Bf 109G-6 W.Nr.411777 с надписью «Quex» на фюзеляже будет сбит в бою с советскими штурмовиками и превратится в обломки, а сам Вольфрум получит ранение. «Квекс» — прозвище невесты Вольфрума.

В 16:30 Вольфрум снова по тревоге поднялся в воздух с аналогичной задачей – прикрыть тот же конвой, часть которого зашла в порт Ак-Мечети, а остальные суда продолжили свой путь в Севастополь. На уничтожение вражеских судов на этот раз вылетели шесть Пе-2 из 40-го бап и двенадцать Ил-2 из 23-го шап под общим прикрытием 14 «Аэрокобр» 11-го гв.иап. Однако такого эскорта оказалось мало, поскольку над конвоем экипажи встретили группу вражеских истребителей, насчитывавшую до 15 машин. Пока другие немецкие летчики связали боем «Аэрокобры», Вольфрум атаковал одну из шестерок штурмовиков. По поводу способов атак на «цементбомберы» Вольфрум впоследствии вспоминал:

«Я с большим успехом использовал два метода, из которых один за год до этого, казалось, вообще был мне не по душе, поскольку он основывался на стрельбе с упреждением. Между тем, у меня он получался довольно неплохо. Когда-то я заметил, что наши боеприпасы пробивают броню «ильюшина», если мы попадали в него сбоку. Поэтому теперь я приближался к ним на той же высоте приблизительно под прямым углом, брал упреждение длиною в три самолета и открывал огонь с дистанции примерно 80 метров. Если я все делал правильно, первое попадание было в двигатель, второе — в кабину, и третье — в фюзеляж позади экипажа. При втором способе атаки для меня также не играло большой роли, как именно высоко летел Ил-2. Я приближался к нему сзади сверху, стремительно на него пикировал и стрелял под углом минимум 45 градусов, пробивая его бронированное остекленение кабины».

Свои проверенные методы он с успехом использовал и в этом бою, когда в течение 9 минут, с 16:50 до 16:58, ему удалось сбить сразу три штурмовика, ставшие его победами №42-44. К сожалению, погибли все шесть советских авиаторов:

 - Гагиев Виктор Росеевич, лейтенант, заместитель командира эскадрильи;

 - Костенко Иван Никифорович, старший лейтенант, штурман эскадрильи;

 - Цеханович Иван Фёдорович, младший лейтенант, командир звена;

 - Потовица Алексей Павлович, старший краснофлотец, воздушный стрелок-радист;

 - Болматов Николай Федотович, младший лейтенант, лётчик;

 - Колдин Александр Степанович, старший краснофлотец, воздушный стрелок-радист.


Заместитель командира эскадрильи 23-го шап ЧФ лейтенант Виктор Росеевич Гагиев, который 19 марта 1944 года стал одной из жертв Вальтера Вольфрума

Судя по указанным Вольфрумом координатам, сбитые штурмовики упали в районе западнее и северо-западнее поселка Тереклы-Конрат (ныне Молочное) и в районе Болек-Аджи (ныне Приветное). Оба поселка находятся, соответственно, западнее и северо-западнее Евпатории. Не обошелся без потерь для советских летчиков и бой между истребителями: лейтенант Г.-В. фон Рудлофф (Hans-Werner von Rudloff) из 4./JG 52 сбил «Аэрокобру» опытного летчика 11-го гв.иап младшего лейтенанта Дмитрия Алексеевича Юдина (1 личная победа и 1 в группе). Еще один истребитель получил серьезные повреждение и сел вынужденно вне аэродрома. 

Штурмовик Ил-2, подбитый над Крымом. При жесткой посадке на воду у него отломилась хвостовая часть фюзеляжа.

В этом вылете советские летчики заявили об уничтожении четырех Fw 190, однако сам налет на конвой оказался полностью сорванным. Вальтер Вольфрум стал главным героем этого вылета, и срыв советского налета был во многом его заслугой – видя гибель нескольких товарищей и подвергнувшись атакам «Мессершмиттов», летчики уцелевших «Илов» действовали вяло, а по докладу немцев и вовсе не решились нанести удар по конвою. Наиболее тяжелой потерей для 23-го шап стала гибель заместителя командира эскадрильи лейтенанта Виктора Гагиева, который к моменту гибели совершил более 60 боевых вылетов. Волею судьбы приказ о присвоении ему третьей и, как оказалось, последней награды – ордена Александра Невского – вышел уже после гибели отважного летчика.

Спустя 60 с лишним лет память Вольфруму почти не изменила, и о боях с летчиками ВВС Черноморского флота 19 марта 1944 года он написал следующее:

«Я до сих пор очень хорошо помню то утро — оно было холодным, серым, дождливым и невероятно ветреным, — и мы опоздали на встречу с «Бостонами». Когда мы достигли района цели, они уже сбросили свои бомбы и как раз поворачивали назад. Я подкрался к одному из них, зажег его правый двигатель, а он, потянув за собой густой шлейф дыма, попытался уйти на север. Я погнался за ним, но погода была слишком скверной, чтобы преследовать мою жертву до того момента, когда я ее собью; клочья тумана лишили меня обзора, и в какой-то момент я потерял двухмоторник из виду.

Едва я вернулся, как тот мартовский день продолжился для меня в таком же стремительном темпе, как он и начался. Наши машины были немедленно заправлены и пополнены боеприпасами для следующего вылета. Тому же самому соединению кораблей снова потребовалась наша помощь — незадолго до прибытия в порт назначения Евпатория на него вновь были наведены бомбардировщики, однако в этот раз мы появились в нужное время в нужном месте. Я заметил шесть Ил-2 с истребителями сопровождения уже на подлете к нашему конвою, немедленно атаковал и сбил одного за другим три штурмовика еще до того, как они достигли кораблей. Остальные после этого нашли спасение в бегстве».

 

Реконструкция внешнего вида «Мессершмитта» Bf 109G-6 летчика эскадрильи 5./JG 52 лейтенанта Вальтера Вольфрума. Крым, аэродром Грамматиково, март 1944 года. Художник Клаэс Сундин (http://www.luftwaffeinprofile.se)

Как выясняется, на склоне лет Вальтер Вольфрум узнал и судьбу экипажа атакованного им «Бостона»:

«Это были лишь два воздушных боя из многих. Большинство из них я ещё помню более или менее хорошо, особенно те, которые заканчивались победами или тяжелыми потерями, и время от времени я вспоминал и о подбитом «Бостоне», не занимаясь, однако, серьезно размышлениями о том, что же с ним стало. Но теперь, спустя более полусотни лет, я из одного письма узнал дальнейшую судьбу A-20 и его экипажа. Они еще попытались, пролетев над западной оконечностью Крыма, достичь материка, но их самолёт был слишком сильно повреждён и все время терял высоту, так что, в конце концов, им оставалась лишь вынужденная посадка на воду. Четыре человека, находившиеся на борту, утонули».

Через полчаса после возвращения Вольфрум перелетел на базовый аэродром Грамматиково, и на этом рабочий день для немецкого летчика завершился. По итогам трех боевых вылетов немецкий ас записал на свой счет сразу шесть побед, полностью подтверждённых советскими документами. При этом пять побед, несомненно, принадлежат только ему, а шестую можно считать групповым успехом немецких зенитчиков, Вольфрума и румынского лётчика. Таким образом, вслед за своим командиром гауптманом Герхардом Баркхорном, молодому асу удалось сбить в небе Крыма за один день не менее пяти вражеских машин, которые подтверждаются данными противоположной стороны.


По фото можно подумать, что молодой летчик дурачится в хорошем расположении духа. Однако в своих мемуарах Вольфрум описывает этот снимок, как сделанный фотокорреспондентом для официальной пропаганды. Настроение же, в предчувствии скорой потери Крыма и от постоянной усталости, было не самым лучшим.

В течение следующих трех недель Вольфруму удалось еще не раз «попить кровь» у советских авиаторов в Крыму. Особенно тяжелые потери этот летчик сумел нанести 3-му иак генерал-майора Е.А. Савицкого, сбив в марте-апреле не менее 13-15 «Яков» с изображением птичьего крыла на фюзеляже и нескольких опытных лётчиков. В их число входил и сбитый 26 марта внезапной атакой начальник воздушно-стрелковой службы 291-го ИАП Герой Советского Союза капитан Александр Филиппович Лавренов, один из лучших асов корпуса с 27 личными и тремя групповыми победами. 


Слева самый результативный летчик 9-го ИАП лейтенант Иван Маркович Фанин. К концу войны на его счету было 15 личных побед. Именно он является наиболее вероятным претендентом на победу над Вальтером Вольфрумом 16 июля 1944 года. Справа механики 9-го ИАП на занятиях по изучению материальной части у «Аэрокобры». Судя по количеству звездочек на капоте, это именно истребитель Ивана Фанина.

Позднее уже сформировавшегося аса ждали новые рекорды. В небе над Яссами (Румыния) ему за один день 30 мая 1944 года удалось сделать сразу 11 заявок на сбитые истребители с красными звёздами (Як-9, Ла-5 и девять «Аэрокобр»), не менее 4–5 из которых подтверждаются советскими документами. Затем настал памятный для Вальтера Вольфрума день 16 июля 1944 года, когда в небе над городком Золочев на Львовщине ему удалось уничтожить 10 советских машин, из которых четыре Ла-5 40-го гв.иап в ходе одного вылета. Однако в итоге сам ас в тот же день был подбит в бою с «Аэрокобрами» 9-го иап, получил тяжёлое ранение и едва остался в живых. Впоследствии эти ранения сыграли важную роль в судьбе лётчика, но это уже тема для отдельных исследований.

Автор благодарит Матти Салонена, Андрея Кузнецова, Никиту Егорова и Алексея Пекарша за данные, использованные в работе над статьей. Фото из коллекции автора и Алексея Пекарша.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT . На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции).  

Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 3-го иак
  2. ЦАМО РФ, фонд 229-й иад
  3. ЦАМО РФ, фонд 2-й гв.иад ПВО
  4. ЦАМО РФ, фонд 8-й гв.иад
  5. ЦАМО РФ, фонд 66-го иап
  6. ЦАМО РФ, фонд 812-го иап
  7. Walter Wolfrum. Unbekannte Pflicht – Meine Erinnerungen als Jagd- und Kunstflieger 1923–2009 – Hrsg.: Peter Cronauer. NeunundzwanzigSechs, Moosburg, 2009
  8. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen, 2003
  9. Морозов М.Э. Морская торпедоносная авиация. Том II – СПб: «Галея принт», 2007
  10. Летная книжка Вальтера Вольфрума (копия)
  11. http://podvignaroda.ru
  12. https://www.obd-memorial.ru
  13. https://pamyat-naroda.ru
Поделиться
Комментарии
Евгений Киселевич
19.03.2023 11:08:34
Бедные наши пилоты,Бедные штурмовики...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.