«Виски со льдом» или немного о «шведском нейтралитете»

19 ноября 2024

Павел Леонов

2

1425

«Виски со льдом»   или немного о «шведском нейтралитете»

На канале «Тактик Медиа» уже публиковался видеоматериал Павла Леонова, рассказывающий о шведском нейтралитете в 1945 -1983 годах. В данной статье еще раз расскажем об истории, которая случилась в октябре 1981года, которую иностранные газеты окрестили «Виски со льдом» /«Whiskey on the rocks»/.

Политический контроль в нынешних условиях не всегда должен достигаться исключительно пропагандой или демонстрированием военной мощи. Любой читатель, думаю, найдет в своей памяти несколько очевидных примеров пропаганды в интересах государства, или демонстрации силы с теми же целями, а вот "более хитрый обман" — уже найти труднее.

Однако же если использовать психологическую войну, то выяснится, что обмануть можно не только широкую публику, но и политическую элиту и даже собственные войска. Этот массовый обман, «введение в заблуждение», может привести к тому, что изменится социально-психологическая вводная у населения. Российскому читателю теория «кругом враги, которые хотят России только зла» знакома, и вообще не вызывает вопросов. Ведь так и есть, никакого добра из-за рубежа и хороших мыслей и быть не может.

Сегодня расскажем вам о том, как с 1980 года население Швеции поменяло свои мировоззрения. Если в 1980 году Советский Союз как прямую угрозу воспринимало 5-10 процентов населения Швеции, в 1983 — 45 процентов. По результатам опросов Советский Союз как недружественную державу стало воспринимать 80% шведов, а в 1980 году таких шведов было всего 30%. Как так получилось?

В октябре 1981 года подводная лодка 613 проекта (Whiskey) C-363 в результате навигационного разгильдяйства личного состава и цепи везения (а мы все знаем, что случайно всегда получается лучше, чем специально) вылетела на камни около шведской военно-морской базы. Разбор произошедшего подытожим следующим — наказали всех, кроме штурмана, хотя казалось бы. Командира лодки Гущина — с понижением на береговую должность, старший на борту начальник штаба бригады Аврукевич уволен из рядов ВС СССР, и замполит Беседин ушел на береговую должность (после этого, вроде, запретили замполитов ставить вахтенными офицерами, поскольку «секретный шведский фарватер» лодка преодолела под его руководством), а вот с шведской стороны коммандор базы Андерсон тоже переведен с понижением, что намекает нам не о сговоре сторон, а о взаимных ошибках сторон.

В процессе маневрирования был доклад радиометриста, что прямо по курсу шведская береговая РЛС. Командир отреагировал в лучших военных традициях прогибания реальности под себя: «Ты думай, чего городишь-то! В открытом море». Немедленно контакт был переклассифицирован, но окружающая действительность не поменялась. Несение дозорной службы у шведов тоже достойно внимания и медали «Лучшим военно-морским сторожевым собакам», поскольку первыми севшую ночью на мель лодку обнаружили рыбаки в десять утра.

Лодку в итоге стали называть «Шведским комсомольцем», а иностранные газеты рассказывали везде о «Виски со льдом» /«Whiskey on the rocks»/. Поскольку радиационные замеры якобы показали наличие ядерного оружия на борту (две дежурные торпеды с СБЧ), то рассказы советской делегации за признание акватории Балтийского моря безъядерной зоной стали выглядеть менее адекватно и понятно.


Маневрирование при посадке на мель ПЛ БН-137

Скандал-то вышел изрядный, но поскольку Швеция довольно положительно относилась к СССР, то это отношения хоть и подпортило, все же не испортило их окончательно. А вот большая «охота за советскими подводными лодками в шведских территориальных водах» в октябре 1982 и послужила причиной описанных выше политических событий. Слушать рассказы советской стороны о том, что они не при чем, как и пропаганду НАТО — мы не будем, а обратимся к самим шведам.

Стокгольм — одна из столиц, которая имеет практически прямой выход к морю. Так называемый Шведский архипелаг — это цепь проливов, которые выводят в Балтийское море. Если у вас есть яхта и некоторое желание, корабль может бросить якорь буквально недалеко от Королевского дворца. В сентябре 1982 года шведским гостеприимством воспользовались корабли США — крейсер USS Belknap, фрегат USS Elmer Montgomery, и судно снабжения USS 178 Monongahela, бросившие якорь буквально в сотнях метров от Королевского дворца. Они и не знали, что в "планах агрессивной шведской военщины" они были только лишь приманкой для советских подводных лодок.

Разработанный шведами план NOTVARP включал в себя перекрытие морских путей в Стокгольм противолодочными сетями, минными заграждениями и мобилизацию сил береговой охраны со всеми возможными силами и средствами для того, чтобы найти вражеские подводные лодки, чья активность докучала шведам на протяжении 1981-1982 года. Понятно, что это могли быть только советские подводные лодки, ведь кто же мог еще так дерзко оперировать в прибрежных водах этой нейтральной страны.

Сам план должен был начать действовать ранним утром 30 сентября, но к этому моменту американские корабли должны были уже покинуть гавань. Как видим, постановка наживки в ловушке не всегда удается.

Впрочем, 26 сентября шведская парочка на маленьком пароме увидела маленький перископ буквально в нескольких метрах от американских кораблей — он возвышался на 35-40 сантиметров над водой и был 10-15 сантиметров в диаметре. Это могла быть американская малая субмарина, с борта «Мононгахелы», в рамках развертывания противодиверсионных сил и средств.


Американские корабли в Стокгольме

Утром 27 сентября корабли США покинули Стокгольм, для учений в Балтийском море. Однако в 13:10 29 сентября рубка малой лодки была замечена буквально в паре километров от предыдущего контакта, то есть в той же акватории Стокгольма. Представьте себе такое в Москве-реке, например. Рубка была метр в высоту и полутора метров в ширину, показалась буквально на десять секунд из воды, темно-серая, с антенной. Это точно не могла быть шведская лодка, поскольку с 09:35 28 сентября шведские лодки не должны были пересекать линию внешнего архипелага, а шведским военным западнее этой линии был дан приказ о готовности — предоставлялась одна минута на замену холостых зарядов боевыми. В 22:00 минные заграждения были выставлены вне гавани Стокгольма и подключены к магнитометрическим датчикам, которые должны были показать присутствие подлодки. В час ночи 30 сентября радар засек рубку лодки в том месте, где она была замечена 12 часами ранее.

Была подготовлена даже абордажная партия из сил спецназа для захвата лодки и размещена на вертолете в 01:30. Как видим, утром 30 сентября шведы действительно приготовились к чему-то значимому. Еще с 28-29 сентября шведская военная машина готовилась к тому, что одна-две подводных лодки будут прорываться из гавани Стокгольма. В 19:35 на внешнем периметре обороны Швеции около острова Корсо засекают излучение радара вскоре за визуальным контактом с неопознанным подводным объектом, причем радар четко определяется как западногерманский с подводной лодки (лодка не Варшавского пакта!). Однако 29-30 сентября засекают возможную работу радара лодки стран Варшавского договора, и примерно в том же районе находят масляное пятно. Впрочем, оба раза пеленг указывает на цели вне территориальных вод Швеции, по крайней мере вне островов внешнего архипелага. 1 октября экипаж патрульного корабля Швеции замечает рубку подводной лодки в водах внутреннего архипелага, но не обращает на нее внимания, считая ее шведской. Вскоре, впрочем, они вспоминают, что шведских лодок тут быть не может. К вечеру 1 октября вертолеты начинают сбрасывать глубинные бомбы на возможные акустические контакты в районах, где видели перископы. Наблюдают и странное свечение под водой невдалеке от военно-морской базы Мускё.

Обратите внимание, сигналы разбросаны по времени и пространству, это явно не один подводный аппарат.
Впрочем, по свидетельству командира бригады подводных лодок в Карлскроне Нильса Брузелиуса, то, что очевидцы наблюдали два перископа (или перископ и мачту, разнесенные на полтора метра) возможной подводной лодки на протяжении минуты, говорит о том, что они были продемонстрированы намеренно, поскольку он сам на лодках класса Нэккен на учениях неоднократно поднимал перископ, но никогда не выше пары сантиметров над водой и никогда больше, чем на пару секунд. Начальник штаба ВМФ Швеции Брор Стефенсон приказал приготовить пресс-центр для пятисот журналистов, как будто он предчувствовал, что инцидент приобретет международный масштаб. Впрочем, по направлению движения ясно, что лодка или лодки движется на выход из Стокгольмского архипелага, пытаясь заглянуть во все шведские военно-морские базы.


Подводная лодка типа "Готланд" ВМС Швеции в подземной базе на о.Мускё.

Пара слов о окрестной красоте. ВМБ Муске находится в не очень живописных местах (гранит, скалы, хвойники), зато располагает закрытыми туннелями для размещения кораблей ВМФ. Да и вообще места там суровой красоты, как отечественные Севера.

2 октября с 11 часов утра начинают снова сбрасывать глубинные бомбы на предполагаемые контакты. К 19:00 шведские военно-морские силы получают разрешение использовать не учебные глубинные бомбы без предварительного оповещения. Первое публичное заявление будет сделано в 23:30 вечером субботы.

3 октября глубинные заряды продолжают сбрасываться на предполагаемые контакты, есть радарные отметки о перископах. Одна из бомб не взрывается, но пятна масла есть на поверхности. Кстати, что забавно, обычно по составу масла можно определить принадлежность лодки. Этот метод использовался в Норвегии, поскольку западные страны и СССР пользовались абсолютно разными маслами, и установить принадлежность можно было бы легко. Однако в отчетах Военно-морского центра анализа (Швеции) нет ни слова о происхождении масла.

Утром четвертого октября продолжаются радарные контакты с рубкой лодки, несколько раз наблюдают перископ и пузыри воздуха из-под воды. В 15:03 наблюдают масляное пятно 50х50 метров, в 22:05 наблюдают визуально всплывшую лодку на значительной дистанции. Лодка определяется длиной предположительно в 20-25 метров, с маленькой рубкой, с квадратными приборами на верху рубки. Понятно, что это не советская дизельная лодка длиной в 77 метров, это что-то явно меньше. Лейтенант-колонель Свен-Олоф Квиман наблюдает большую рубку подводной лодки, всплывшей в нескольких метрах от его артиллерийской установки, но прежде, чем холостые заряды были перезаряжены, лодка погрузилась. В 18:15 наблюдатель замечает лодку, движущуюся со скоростью 15 узлов, четко слышит шум дизелей, высота рубки до десяти метров, рубка кажется шире, чем выше. В 18:20 лодка скрывается из видимости. Впрочем, это пятиминутное наблюдение показывает, что это точно обычная дизельная лодка. Но какая? Все советские лодки того периода 611, 613 и 641 проекта явно не попадают под описание, у них заметно узкие рубки.

Утром 5 октября в Берге была проведена конференция, посвятившая иностранных корреспондентов в ход охоты за сверхмалой субмариной (миджет), которая могла передвигаться по дну, по заявлению коммандера Ханса фон Хофштена. Длина этой лодки эхолотом оценивается в 35-40 метров. Шведы продолжали охоту за подводной лодкой, намереваясь посадить ее на крючок, то есть заставить всплыть. Для примера, советская дизельная подводная лодка в 1960е годы, оказавшаяся в квадрате учений НАТО около Британии, по итогам охоты за ней и выдавливания из квадрата вынуждена была всплыть, но запросила прогноз погоды. Мол, за этим и всплыла.

Министр обороны Швеции Торстен Густафссон сделал публичное заявление:

«Кажется, единственный способ заставить лодку всплыть — это повредить ее. Если иностранные государства верят, что они могут безнаказанно вторгаться в шведские территориальные воды, пусть принимают огромный риск».

6 октября в пресс-центре шведских ВМФ в Берге было уже около 500 журналистов, из них 100 иностранцев. Охота за подводной лодкой попала на развороты газет, и каждый день даже в New York Times появлялись заметки о ходе охоты. Журналисты писали о охоте за подводной лодкой (возможно двумя, или более) в Шведском архипелаге.

По архипелагу располагались мобильные группы ПВО, шведского спецназа и военной полиции. За весь день сбросили только одну глубинную бомбу, но несколько признаков лодок визуально было отмечено.


Самолет шведских ВВС Saab J32E Lansen

7 октября предполагаемая лодка-нарушитель продолжила движение. Ночью на военно-морской базе Муске в Скрамсо рядом с законсервированным (списанным) эсминцем Хальсингланд было замечено движение. Предположительно на его борту даже заметили людей. Позже погружение нашло следы от гусеничного хода на дне - видимо, аппарат передвигающийся по грунту, использовал корпус эсминца как прикрытие. Неожиданно группы спецназа до рассвета не допустили на корабль, а это произошло спустя два часа после доклада, когда уже было поздно искать кого-то на корабле.

Однако днем начали происходить более драматические события. Начали двигаться буи противолодочной сети около базы Хасфьярден на 50 метров против ветра и течения. После сброса глубинной бомбы поступил приказ прекратить огонь. Обнаружили подводные сигналы в другом месте, и туда с вертолета начали сбрасывать глубинные бомбы, начали появляться масляные пятна после шестой бомбы. Через какое-то время, когда с патрульного судна спустились пловцы, выяснилось, что сеть прорезана и лодка ушла. Когда второй раз позже сонар снова засек «точно подводную лодку», поступил приказ от вышестоящих военных «прекратить огонь». Вертолет 40 минут кружил над предполагаемым местом обнаружения подводной лодки, но улетел, так как кончилось топливо. Вечером включили автоматические минные заграждения, которые срабатывали от возмущений магнитного поля. Две мины сработали автоматически, и на следующий день с 16:40 до позднего вечера акустики докладывали о искусственных металлических звуках. Видимо, поврежденная лодка ремонтировалась.

По сигналам акустики предполагается, что лодка продолжила движение наружу архипелага 8-9 октября, после ремонта проведенного под водой. Однако 9 октября начальник штаба шведских ВМФ доводит до сведения участников противолодочной охоты, что автоматический режим срабатывания мин от магнитометров надо отключить, и включать мину на детонацию только в случае срабатывания 3х и более датчиков (то есть заведомо крупной цели). Согласно показаниям Ханссона, начальник штаба вице-адмирал Стефенсон сказал:

«Мы не хотим массового убийства подводников».

Это немного непонятная фраза становится ясной, если учесть, что все это время советские силы не проявляли никаких признаков беспокойств или нестандартной деятельности, как в случае с советской С-363 в 1981 году. Однако наедине Стефенсон сказал:

«Ходят слухи, что это лодка НАТО. Надо их пресечь[слухи]».

Как видите, складывается довольно странная ситуация, при которой вышестоящее начальство ограничивает деятельность противолодочных сил. В какой-то момент шведские военные начинают думать, что их высшее начальство работает в пользу советского правительства, как иначе объяснить приказы на прекращение огня и прочие похожие приказы. Если быть точным, то командир противолодочной обороны Стокгольма бригадный генерал Ларс Ханссон (бригадир-генераль) считал, что Стефенсон либо советский шпион, либо втайне передает им информацию. Ханссон даже начал проводить собрания втайне от начальства и проводить учения ПЛО тоже втайне от начальства! Другие офицеры, такие как Ханс фон Хофштен считали, что их правительство просто сотрудничает с Москвой и Стефенсон «просто выполняет приказы».

Тут нельзя сказать, что эта точка зрения безосновательна. Многие шведы в 1980 года считали, что сотрудничество с НАТО или с США ставит под угрозу шведский нейтралитет и делает ее целью для ядерного нападения СССР. Однако мне хотелось бы отметить, что вице-адмирал Рудберг, главнокомандующий ВМФ, был связным офицером Швеции в НАТО (это секретная информация на тот момент) и планировался как Главнокомандующий-в-изгнании на случай оккупации Швеции. Помимо этого, он дружил с адмиралом Бобби Инманом, бывшим главой разведки флота США и в 1981 году Директором ЦРУ. Они вместе даже праздники проводили. Это вот делает версию о том, что это была не советская самодеятельность более значимой и понятной.

10 октября в шведском архипелаге отмечается снова деятельность подводных лодок — засекается работа радиопередатчика, слышны акустические шумы, отмечаются помехи в показаниях магнитометров, но мины не срабатывают.


Шведская батарея Береговой обороны

11 октября в 12:16 срабатывает мина. Показания участников процесса разнятся, но в целом все военные шведы пожимают плечами и говорят: «так получилось». 600 килограммовая мина создает 60-метровый столб воды на поверхности, а на базе Муске в 15 километрах содрогаются подземные сооружения. Через час после взрыва обнаруживают желтое химическое пятно 20х30 метров невдалеке от места взрыва. Предполагается, что пятно от каких-то химикатов с подводной лодки. Через два часа, в 14:09, пятно уже 300х100 метров. Взяли образцы — это была «искусственная зеленая жидкость». В 16:30 отключают минные заграждения. В 18:30 включают их снова. В 19:20 взрыв сотрясает скалы, и направляется патрульный вертолет на расследование. Ничего. Но шведы предполагают, что они утопили или серьезно повредили лодку. Всю ночь акустики докладывают о металлических шумах ударного характера, которые предполагают ремонт лодки. Шумы частотой 12,5-20 кГц принадлежат режущему инструменту, как если бы подводный пловец осуществлял ремонт корпуса лодки. Об этом информируют вышестоящее начальство, и генерал Льюнг выступает с публичным заявлением:

«…любой, кто нарушает границы шведской территории и шведского нейтралитета - очень рискует. Для нас единственный способ это продемонстрировать — применить силу. Мне жаль».

Невозможно и представить себе, кому предназначалось такое заявление: неужели советским подводникам?

Поиски лодки продолжались, но были безуспешны. Течение, плохая погода и минные заграждения делали поиск рискованным для данного района.

12 октября слышно движение лодки, но очень плохо, и поиски патрульных вертолетов не приносят результата. К вечеру, в районе 20 часов лодка, предположительно покинула шведские территориальные воды.

13 октября главнокомандующий генерал Льюнг и главнокомандующий ВМФ вице-адмирал Рудберг собираются провести пресс-конференцию о подозрительных действиях подводных лодок вблизи военно-морских баз Швеции в пресс-центре Берга. К этому моменту минные поля отключены приказом на ночь до 23:00, угроза спала, и в высших командных кругах Швеции царит умиротворение.

В 23:00 акустики докладывают о звуках прохождения подлодки через минные заграждения. Лодка движется по 10-15 секунд, а потом отключает мотор, чтобы избежать обнаружения. Судя по звукам, винт поврежден. Однако поскольку неясность остается, лейтенант-колонель Квиман решает, что раз ему запретили использовать минные заграждения, никто не мешает ему засыпать место предполагаемого контакта глубинными бомбами, используя вертолет. При этом он не информирует свое начальство, оцените юмор. Ночью вертолет теряет контакт, но к часу ночи (уже 14 октября) находят лодку. В 01:30 они выходят в атаку (два патрульных судна с 6 бомбами по 105 килограмм и малый транспорт с 4 бомбами по 55 килограмм). В этот момент атакующая группировка (пилот вертолет докладывает 100, 50 метров до цели) получает приказ с военно-морской базы сбросить только две бомбы. Сбрасывают только две бомбы. В 01:38 звуков винта не слышно. В 03:20 операторы сонара докладывают: несколько звуков удара, похожих на закрывание крышки люка. В 10:31 докладывают о возможной лодке, в 10:46 берут пеленг на нее. В 11:00, однако, лодка уходит из зоны действия акустики.


Работа шведской ПЛО, в кадре видны вертолеты ПЛО Chinook

Итак, мировой скандал раздут. Советские, без сомнения, подводные лодки бродят около шведской земли, мировая пресса освещает эти события, а Советский Союз оправдывается. Шведское население, естественно, обращает свой взор к НАТО и начинает негодовать в сторону СССР (вспомните опросы населения в начале статьи).

Три месяца спустя после этих событий Генри Киссинджер говорит при кулуарной встрече:

 «… умно сделало шведское правительство, выпустив так лодку».

Конечно, повредив лодку, а потом скрытно выпустив ее, Швеция продемонстрировала свою готовность к защите территорий без потери лица. Но не можем избавиться от ощущения, что это никак не относится к Советскому Союзу.

Роберт Батхерст, бывший представитель разведки США (в чине капитана, автор нескольких книг по истории Холодной Войны) в свое время утверждал, что с поврежденной американской подводной лодки всплывает сигнальный буй, который рассыпает «желто-золотой порошок», создавая пятно, видимое с воздуха. По заявлением норвежского адмирала, британцы тоже пользуются такого рода оповещением, только с зеленым или оранжевым цветом. Датские и западногерманские подводники пользуются зеленым порошком при противолодочных учениях, но не в спасательных целях. По заявлениям капитан Бо Раска, первая флотилия подводных лодок, Швеция экспериментировала с химикатами, которые создавали красный огонь при контакте с водой («как в Советском Союзе»), или по образцу советских и польских сил, использовали сигнальные ракеты и дымовые заряды.

Отдача приказов на прекращение огня и неиспользование минных заграждений автоматического режима тоже не укладывается в образ борьбы против злобного Советского флота, устроившего двухнедельный поход в шведские территориальные воды, в том числе под окна Королевского замка. Норвежские вооруженные силы, которые анализировали пленку с акустическими записями, пришли к выводу, что «это не обычная и не атомная советская подводная лодка». Шведы обратились к ним в тот момент потому, что не обладали достаточным опытом в анализе акустического портрета подводных лодок. А вот у норвежцев, которые сидели на одном из концов системы СОСУС, такой опыт был. Как видите, на Советскую сторону не показывал ни один из признаков.

А вот американская лодка DSV Turtle (миджет, малая специальная подводная лодка) получила награду за храбрость при выполнении разведывательных операций в период с 30 августа по 5 ноября 1982 года, и ее рубка как раз подходит под описание 29 сентября 1982 года. Предполагается, что этот аппарат был доставлен лодкой-носителем, чью большую рубку наблюдали очевидцы, и уже осуществлял работу в шведских военно-морских базах. Третья лодка, которую наблюдали ночью первого октября, по описанию очевидцев походит на итальянскую лодку Космос (Cosmos SX 756-W), чья описываемая длина в 25 метров совпадает с оценкой очевидцев, и у нее перископ и антенна разнесены на полтора метра. Четвертая лодка предположительно западногерманская, чей радар засекли у военно-морской базы, скорее всего работала по задаче того же ВМС США (возможно ЦРУ). Однако, параметры ее длины в 35-40 метров совпадают с американской NR-1.

Пятым подводным аппаратом будет тот, который оставил следы на грунте, гусеничные, каждый из которых по 0,6 метра шириной, с промежутком в 0,5 метра между ними. Это может быть какой угодно аппарат, такие были на вооружении у итальянских подводных пловцов (и несколько они продали другим странам НАТО), это может быть и советский подводный аппарат с возможностью гусеничного хода. Но этот аппарат не мог действовать без связи с лодкой-носителем, расположенной неподалеку.


Американская лодка NR-1

Как видите, почти все свидетельства указывают на причастности сил Запада, нежели советские подводные или специальные войска. Скорее походит на то, что это операция США (или возможно совместная англо-американская) вместе с привлечением итальянских боевых пловцов, направленная на усиление противолодочных операций в шведских водах и разжигания враждебности по отношению к СССР. Через неделю после охоты в Шведском архипелаге две лодки НАТО прошли через Эресунн (или Зунд, пролив соединяющий Балтийское и Северное море) вдвоем, причем настолько скрытно, как только позволяли условия — при возможности в погруженном состоянии, что противоречит условиям судоходства и международным договоренностям. Что касается возможных потерь, то в 1982 году флот США потерял 562 человека, из них 12 (11 моряков) в «неизвестных/без рапорта» обстоятельствах.

Что касается британцев, то еще в 1955 году в Кронштадте британская подводная лодка X-craft привлекалась к изучению нового советского крейсера (днище корабля и его ходовая). Не думаю, что с развитием времени британские подводные силы (и SBS в том числе) обзавелись техникой хуже американской. Запись акустических данных уже 1988 года в шведских территориальных водах, которую дали прослушать британским специалистам по акустике, привела к неожиданному результату. «Это одна из наших!» - заявил он и подтвердил, что это одна из лодок класса Оберон. Поскольку лодки этого класса могли нести группу британского спецназа SBS, можно предположить, что в Норвегии, Швеции, Дании высаживались с учебными целями, но операции были так же засекречены, как и высадки таких групп в Советском Союзе.

Даже "возможно, французы" со своими боевыми пловцами 27 апреля 1983 были засечены норвежцами в Хардангерфьорде (два офицера запаса норвежского спецназа видели подводную лодку с боевыми пловцами на протяжении получаса), и норвежские моряки подтвердили, что это была лодка класса Дафна. Однако публичных заявлений на эту тему не последовало, предполагалось по умолчанию, что все замеченные лодки являются советскими.

Довольно забавно, что лодка такого класса принадлежала и южноафриканцам, а по докладам шведских разведчиков, офицеры военно-морского спецназа ЮАР вели активную деятельность в начале и середине 1980х годов.

С большей долей вероятности, это была операция Западных флотских и/или разведывательных спецслужб, направленная на усиление противолодочной обороны Швеции и неприязни к СССР.

Но, спросит скептик, а вдруг это была не операция Запада, которая достигла целей по подталкиванию Швеции ближе к НАТО, а работа Советского ВМФ или спецназа ПДСС (непонятно, правда, с какой целью, ну да кто поймет этих военных)?

У Советского флота, согласно шведским разведывательным источникам, была подводная Сирена (7,5 метров, один винт), Эльбрус (14 метров, один винт), и ползающие по дну гусеничные подводные аппараты, с гусеницами шириной полметра, и расстоянием менее метра между ними, по типу немецкого Seeteufel. То, что советские силы спецназа высаживались на шведских берегах с разведывательными целями, не вызывает сомнений ни у кого, кто знает хоть что-то о деятельности спецназа. Владимир Петрович Черемных, с 1976 года по 1986 год — в должности первого заместителя начальника штаба Ленинградского военного округа, подтвердил, что советские подводные лодки действовали в шведских водах с 1950х годов. Норвежский адмирал тоже заявил, что в Северной Норвегии высаживались боевые советские пловцы в разведывательных или учебных целях (скорее всего, это были в том числе бойцы ПДСС). По заявлениям отставных советских офицеров, в том числе выступавших анонимно на шведском телевидении, вторжения в шведские территориальные воды проводились не только советскими лодками, но и лодками США, Франции и Западной Германии. К примеру, в мае 1984 года шведский тральщик засек 30-метровое эхо, движущееся быстрее тральщика в узком проходе Шведского архипелага. Шведы предполагали, что это было первое поколение советских Пираний, а вот американское разведывательное сообщество так не считало, поскольку не верили, что у Пираний были предшественники. Доклад от 25 ноября 1987 года Шведского Штаба Обороны утверждает, что Шведские ВМФ сталкивались с вторжением тридцатиметровых подводных лодок каждый год, которые доставляли 10 метровые малые подлодки или иные подводные аппараты.

Впрочем, существование такого рода аппаратов у Советского Союза никто не смог доказать, в то время как многие западные подводные исследовательские аппараты подходят под такое описание.

Так что, как видим, скорее всего деятельность по активизации противолодочной борьбы в Шведских водах принадлежала западным разведкам и подводникам, которые будут от этого основными выгодоприобретателями.

Поделиться
Комментарии
andrey x
19.11.2024 12:30:43
кто-то что-то конкретное понял? я тупой, наверно
Кирилл Лямин > andrey x
20.11.2024 23:23:22
Это от того, что в заблуждение вводит заголовок и подзаголовок :) Эта статья совсем не об "истории, которая случилась в октябре 1981года, которую иностранные газеты окрестили "Виски со льдом". Ждешь-ждешь, когда же будет эта история про "разгильдяйство" и "везение", а статья-то и закончилась.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.