«Совместный удар штурмовиков и торпедоносцев дело взаимовыгодное...»

«Совместный удар штурмовиков и торпедоносцев дело взаимовыгодное...»

Атака на немецкий конвой Rp.109.Ki  5 марта 1944 года.

Вечером 4 марта 1944 года младшим лейтенантом Батищевым из 118 РАП был обнаружен конвой в проливе Брейсунд. Пролет разведчика ПЕ-3 не остался не замеченным для противника, только его приняли за «Бостон»: 

«В 14.43(по Берлину) (западный вход в Брейсунд) конвой замечен одним бостоном. Об этом дали оповещение по радио. Вооружение не применялось».


Летчик 118-го ОРАП младший лейтенант Борис Михайлович Батищев обнаруживший конвой 5 марта 1944 года

Из-за темного времени суток слежение за конвоем пришлось прервать. Но на следующее утро 118 РАП принял все меры к нахождению конвоя и его усилия увенчались успехом. В 8 ч 40 мин экипаж самолета-разведчика Пе-3 (пилот – капитан Р.М.Суровов) передал сообщение по радио: «Вижу конвой».

Немцы, впрочем, оказались не столь внимательны: разведчик они заметили через полчаса в 9 ч 12 мин:

«В 07.12 на широте Сюльте-фьорда конвой снова был замечен и о нем доложил русским разведчиком».

Обнаруженный конвой имел обозначение Rp.109.Ki, и вышел он из Реппе-фьорда в Киркенес 4 марта 1944 года. В его состав входили: канонерская лодка К 1; сторожевые корабли V 5912, V 5913, V 5914 и NH 03; охотники за подводными лодками UJ 1207, UJ 1212, UJ 1219 и UJ 1220; тральщик M 274, пароходы «Ilse Fritzen» (4883 брт), «Theda Fritzen» (2882 брт), «Irmtraut Cords» (2843 брт) и «Falkenfels» (6318 брт).

Получив донесение об обнаружении конвоя командование ВВС Северного флота немедленно организовало слежение за ним (разведчики произвели семь вылетов) и стало готовить ударные группы.

 

Схема движения конвоя противника после обнаружения воздушной разведкой.

Замысел был в нанесение комбинированного удара штурмовиками и торпедоносцами в районе Эккерё, после прохождения конвоем порта Вардё. Основной проблемой, по мнению советского командования, было большое количество немецких истребителей, которые могли привести к срыву атаки. Для того, чтобы оттянуть немецкие истребители, были выделены демонстративные группы, которые должны отвлечь или сковать боем противника в районе аэродромов Луостари и Свартнес.


Схема маршрутов полета авиации ВВС Северного флота для нанесения удара по конвою противника.

Сама атака конвоя должна была производиться последовательно: первыми, с северо-востока, удар наносят штурмовики, а следом, с юго-востока – торпедоносцы. Кроме этого, штурмовики должны были дезорганизовать и частично подавить огонь зенитной артиллерии конвоя перед атакой торпедоносцев.

Для этих целей, по приказанию командования ВВС Северного флота, 46-й ШАП должен был выделить 6-8 Ил-2, а 5 МТАД – низкие торпедоносцы «Бостон». При выделении торпедоносцев руководствоваться наличием истребителей в 255 ИАП. Их должно быть не менее трех на каждый торпедоносец.

6 ИАД должен был предоставить шесть «Киттихауков» для непосредственного прикрытия штурмовиков, и восемь «Яков» для «группы воздушного боя». Кроме этого, четыре Як-1 должны были блокировать аэродром Луостари, а еще одна шестерка «Киттихауков» производить демонстративную активность в районе порта Вардё и конвоя.

Первыми операцию начали «демонстративные» группы. В 12.32 с аэродрома Кильдин на взлет пошла шестерка «Киттихауков» из 27-го ИАП (ведущий – старший лейтенант В.И. Зорин) и, с набором высоты через полуостров Рыбачий, взяла курс на аэродром Свартнес, где базировались немецкие истребители. Почти одновременно с ними четыре ЯК-1 из 20-го ИАП пошла в район аэродрома Луостари. Группы свою роль выполнили: по данным радиоразведки, немецкие истребители получили приказ держаться у своих аэродромов и атаку по конвою отражали только дежурившие над конвоем истребители. Державшиеся у своих аэродромов немецкие истребители появились в районе конвоя лишь после удара штурмовиков и торпедоносцев. Выполнив боевое задание самолеты обеих групп вернулись на свои аэродромы без потерь и повреждений.


Старший лейтенант Василий Иванович Зорин - ведущий «демонстративной» группы «Киттихауков» 27 ИАП

В 14.25 с аэродрома Ваенга‑2 вылетели шесть Ил‑2 из 46-го ШАП (ведущий – старший лейтенант И.Б.Катунин), за ними восемь «Яков» 20-го ИАП (ведущий – капитан А.А.Малиновский). Организованно, собравшись над аэродромом, группа штурмовиков полетела к конвою. На траверсе мыса Сеть-Наволок к ним присоединились шесть «Киттихауков» 27-го ИАП (ведущий – старший лейтенант М.И.Бойченко). Маршрут группы: Ваенга‑2 – Щук-озеро – Сеть-Наволок – Цып-Наволок – маяк Вайтолахти – цель.


Старший лейтенант Михаил Ильич Бойченко – ведущий группы прикрытия «Киттихауков» 27 ИАП

В районе полуострова Эккерё группа обнаружила конвой. При подходе к нему советские самолеты были атакованы четырьмя Bf.109. Атака была отбита стрелками «Илов» и истребителями. При отражении атаки немецких истребителей пилотировавший «Киттихаук» 27-го ИАП старший лейтенант М. И. Бойченко сбил один немецкий истребитель. Отметим, что его падение упоминается в донесениях экипажей штурмовиков. Еще одну предположительную победу над Bf.109 засчитали стрелку 46 ШАП сержанту Л.А.Холоду.

Штурмовики, ведя противозенитный маневр, следовали к цели. В 15.15 Ил-2 атаковали конвой, выпустив по нему реактивные снаряды РОФС и РС, а с высоты 350-400 метров сбросили бомбы. Лучше всего ход атаки передает донесение пилота – младшего лейтенанта С.В.Васильева, бывшего ведомым у ведущего группы штурмовиков старшего лейтенанта И.Б.Катунина:

«В боевом вылете на штурмовку конвоя противника 5 марта 1944 года в 15.15 обнаружили четыре транспорта у полуострова Эккерей в сопровождении 10-12 кораблей.

Перед атакой были атакованы четверкой Ме-109. Одного Ме-109 сбил «Киттихаук», второго — предположительно сержант Холод.

Атаковал транспорт крайний слева в 5000-6000 тонн, при выводе обстрелял СКР.

При отходе наблюдал один транспорт с креном в огне, второй закрыт дымом то же горел и один корабль охранения горел.

Со стороны берега пришла еще восьмерка истребителей. Наши истребители сковали их действия и противник не прорвался к Илам.

Работа истребителей в этом вылете заслуживает одобрения.

Ведущий группы, старший лейтенант Катунин, был подбит над целью и шел на малой скорости, я прикрывал его до самой посадки на Пумманки».

Как же выглядела атака штурмовиков с точки зрения немцев? Из донесения командира канонерской лодки К-1 (он выполнял функцию командира конвоя):

«Налет как таковой проводился методически и мог бы привести к успеху, если бы его проведение не было сорвано своевременным применением оборонительного вооружения.

Конвой на тот момент шел курсом ИК 235 град., ветер был ЮЗ 5, море 3, облачность 5, видимость 10 миль.

Атака последовала в такой форме: 7-8 Ил-2 на высоте 600-800 м подошли с кормовых углов левого борта. Параллельно этому отряду в море летели 3 торпедоносца, которые еще во время борьбы с Ил-2 с дистанции 3500-4000 м повернули к конвою и атаковали его на бреющем.

Бомбардировщики прикрывались оценочно 4 русскими истребителями, предположительно типа «спитфайр». Подлетавший в сомкнутом строю отряд бомбардировщиков был замечен примерно с 12000 м и немедленно взят под обстрел, одновременно мы повернули на курс ИК 210 град., чтобы по возможности быть поперек атаки. Оборонительный огонь нарушил вражеский строй, поэтому в первом заходе бомбы были сброшены только по IRMTRAUT CORDS, однако без успеха. При жесточайшем обстреле бомбардировщики попытались атаковать по одному, в процессе чего сбросили около 18 бомб. От них конвой не получил повреждений.  Пушечно-пулеметным огнем один моряк был ранен тяжело и двое легко».


Схема бомбо-штурмового удара самолетами 46 ШАП

Исходя из немецких документов, получили ранения от пушечно-пулеметного огня два моряка с парохода IRMTRAUT CORDS и один с охотника за подводными лодками UJ-1219. Правда согласно документам самого UJ-1219 на нем раненых не было, а они были на UJ-1220. А пока вернемся к донесению командира конвоя:

«Сбитых самолетов от зенитного огня конвоя не наблюдались. Бортовые зенитчики ПХ THEDA FRITZEN и FALKENFELS заявили по одному сбитому бомбардировщику. Но ни одного сбитого не наблюдалось ни одним кораблем охранения либо пароходом, кроме докладывавших, и потому они маловероятны».


105 мм пушка и фирлинг" на корме тральщика.

Справедливости ради отметим, что немецкие зенитчики стреляли довольно метко. Как выше было сказано самолет ведущего группы штурмовиков, старшего лейтенанта И.Б.Катунин, получил серьезные повреждения и был вынужден идти на посадку на аэродром Пумманки.

Помимо самолета ведущего, при выходе из атаки получил повреждения самолет младшего лейтенанта В.И. Марковского от прямого попадания зенитного снаряда между бензобаками и бронеспинкой стрелка. Еще один снаряд разорвался около кабины, его осколками был ранен в ногу стрелок-краснофлотец И.В. Седеньков. Еще два штурмовика имели повреждения от осколков зенитных снарядов в пневмосистеме шасси. 


Ведущий группы штурмовиков 46 ШАП старший лейтенант Илья Борисович Катунин, младший лейтенант Василий Иванович Марковский и стрелок краснофлотец Седеньков Иван Васильевич

Одновременно (а в некоторых документах на 5 минут позже, в 15.20) со штурмовиками немцев атаковали два торпедоносца «Бостон» из 9-го ГМТАП (ведущий – гвар­дии капитан Л.И.Марков) под прикрытием шести истре­бителей «Аэрокобра» из 255-го ИАП (ведущий – капитан В.С.Адонкин). Из донесения командира канонерской лодки К-1:

«Еще не закончилась атака бомбардировщиков, как последовала атака на малой высоте 2 торпедоносцев с направления ИК 150 град. Эту атаку обнаружили на удалении 8000 м и пароходы были своевременно оповещены о направлении атаки с помощью белой ракеты и отдачи сигналов о повороте на левый борт.  Открытый примерно с 4000 м оборонительный огонь привел к тому, что торпеды были сброшены с дистанции около 2500 м и от их дорожек смогли увернуться. Атаку третьего торпедоносца с направления ИК 45 град. обнаружили на дистанции 2400 м, с ним тоже начали бороться, а конвой резко повернул на правый борт. Этот налет тоже остался без успеха. К 13.30 он был отбит. Наши истребители недолго преследовали улетающие вражеские самолеты».


Схема действий торпедоносцев и штурмовиков в районе цели.

Откуда взялся третий торпедоносец никому, кроме немцев не известно… Впрочем, видели его не все. Вот как отражение атаки торпедоносцев отображено в отчете о бое с самолетами UJ-1220:

13.21 в направлении 255 град по корабельному пеленгу замечены 2 самолета на бреющем. Приказ всем орудиям: «Навести орудия на них!»

13.23, 30 1-й самолет сбросил торпеду

13.24 2-й самолет сбросил торпеду

Заметили один след торпеды. Приказ: «круто на правый борт, полный вперед!». От торпеды увернулись. Первая машина пролетела за кормой и обстреляла корабль оттуда из пулеметов. Улетела она на ССЗ. 2-я машина на восток.

13.24 попадание с правой стороны по глубинной бомбе левого сбрасывателя. Она загорелась. Я видел на корме очень высокий султан пламени. Корпус глубинной бомбы раскололся на части. Взрыватель в своем гнезде не был поврежден, его по моему приказу позже выбросили за борт.

13.28 ВТ окончена

Глубинная бомба сгорела из разрыва пули внутри нее. Из-за лопнувшего корпуса глубинной бомбы был поврежден загрузчик сбрасывателя. Кроме этого, никаких повреждений. Ранены: матрозе-гефрайтер Гравельшомакер, Герхард – тяжело ранен в левую часть лица и нос осколком. Его перевязал санитар. Матрозе-гефрайтер Циммерманн, Георг – легко ранен в правое плечо маленьким осколком. Его тоже перевязали.

14.40 оба раненых передали на V.5912 для перевозки в Киркенес».

Так что не смотря на то что торпеды в цель не попали, торпедоносцы все-таки пустили кровь немцам. После отражения атаки, по приказу командира конвоя, сторожевой корабль V-5912 собрал раненых со всех кораблей и на максимальной скорости ушел в Киркенес.

На выходе из атаки советские самолеты были вновь атакованы Bf.109, но, потеряв три машины (по советским данным), немцы отступили. Победы над немецкими истребителями были засчитаны капитану Адонкину из 255-го ИАП, капитану Н.К.Куренку и лейтенанту И.З.Щербаку из 20-го ИАП.


Герой Советского Союза Василий Семенович Адонкин

Из немецких документов следует, что воздушный бой над конвоем вели Bf.109 из восьмого отряда 5-й истребительной эскадры. Немцы заявили о двух сбитых советских самолетах, что не подтверждается советскими документами, и признали потерю двух истребителей. Из боя не вернулся Bf.109, Wr. Nr. 13800; его пилот унтер-офицер Х. Финцш пропал без вести. Второй Bf.109, который пилотировал фельдфебель Якоб Норц по данным немецкого историка Прина разбился на вынужденной посадке (потеря 100 %). Сам пилот уцелел и погиб 16 сентября 1944 года в бою с истребителями 20 ИАП ВВС СФ.

Вот какие выводы сделал штаб ВВС СФ после атаки этого конвоя:

«Совместный удар штурмовиков и торпедоносцев дело взаимовыгодное, так как атака штурмовиков подавляет работу ПВО конвоя и уменьшают риск атаки торпедоносцев, а для штурмовиков выгодно, что истребители прикрытия торпедоносцев вступают в бой совместно с эскортом штурмовиков и увеличивают количество советских истребителей над конвоем. Это обеспечивает им численный перевес и способствует выполнению задачи».
Жаль, что в дальнейшем эти выводы не всегда будут руководством к действию…. 

Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
09.02.2023 22:57:47
Всё таки, если всё правильно организовать, то можно добиться результатов. Интересная статья.Спасибо.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.