Вынужденные драться

25 апреля 2024

Иван Лавриненко

3

1286

Вынужденные драться

С самого начала Великой Отечественной войны немецкие лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики своих действий. Вкупе с отличной подготовкой и превосходством в технике это долгое время позволяло им достигать ошеломительных успехов при минимальных потерях. В тех же случаях, когда обстановка вынуждала асов люфтваффе к затяжному бою с сильным соперником, им редко удавалось избежать потерь. Подобный расклад стал привычным к концу 1943 – началу 1944 гг. Характерным примером стали воздушные бои над восточной частью Крымского полуострова 10–12 января 1944 года.

Немецкая истребительная авиагруппа II./JG 52 с более чем 3600 одержанными в воздушных боях победами занимает второе место в люфтваффе, уступая по этому показателю лишь своим однополчанам по эскадре из III./JG 52. Потери II группы за войну по всем причинам составили около 150 погибших и пропавших без вести лётчиков, из них 30 – в боях с западными союзниками. За исключением нескольких отдельных дней и недель ожесточенных боев на том или ином участке Восточного фронта, потери части распределялись более или менее равномерно в течение всей войны.


Фрагмент фронтовой карты района боевых действий с нанесенными зонами патрулирования из планшета непосредственного участника описываемых событий Ивана Ильича Засыпкина, на тот момент командира звена 66-го ИАП 329-й ИАД.

Одним из исключений стал период 10–12 января 1944 года, когда у мыса Тархан на севере Керченского полуострова был высажен советский десант, и севернее Керчи началось новое наступление войск Отдельной Приморской армии. Группа II./JG 52 под командованием гауптмана Герхарда Баркхорна (Gerhard Barkhorn) была практически единственным немецким истребительным соединением, действовавшим на этом участке фронта. Эпизодически посильную помощь союзникам оказывали лётчики сильно поредевшей хорватской эскадрильи 15./JG 52, но она действовала преимущественно в северной части Крыма.

Игра не по немецким правилам

В эти дни немецким лётчикам далеко не всегда удавалось пользоваться своей излюбленной тактикой «внезапно ударил – убежал», простой и эффективной. Пытаясь расчищать воздушное пространство и сопровождать свои бомбардировщики при противодействии численно превосходящей советской авиации, немецкие истребители были вынуждены вступать в схватки с большими группами советских истребителей и штурмовиков, в которых немногочисленные «ягдфлигеры» понесли чувствительные потери.


Взлетает «Мессершмитт» командира группы II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна.

Основными противниками II./JG 52 на тот момент были части 4-й Воздушной Армии – 214-я и 230-я ШАД, 229-я и 329-я ИАД, а также 132-я БАД. Из состава ВВС ЧФ в боях в эти дни приняли участие, прежде всего, 11-я ШАД и 4-я ШАД.

Первые потери пришлись на первые сутки советского наступления, 10 января. Около 10:00 (здесь и далее время московское) лётчики II./JG 52 сошлись в бою с патрулирующими истребителями 57-го Гв.ИАП. В 09:50 шестерка «Аэрокобр» капитана Виктора Савченко вступила в бой с группой бомбардировщиков численностью до 20 Ju 87 под прикрытием восьмерки Bf 109. Мощное истребительное прикрытие почти не позволило нашим пилотам прорваться к бомбардировщикам и связало их боем. Лишь ведущий одной из пар старший лейтенант Сергей Мартынов сумел провести безрезультатную атаку по «Юнкерсам», после чего бросился на помощь товарищам и, зайдя в хвост одному из «Мессершмиттов», с дистанции 50 метров выпустил точную очередь. Немецкий истребитель взорвался в воздухе, а его обломки рухнули в 3–4 км западнее мыса Тархан. Сбитый Bf 109 стал 10-й личной победой советского аса.


Лётчики 57-го Гвардейского истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, участники боев над Керченским полуостровом. Слева направо: капитан Виктор Михайлович Савченко (14+8 побед), старший лейтенант Владимир Владимирович Шикалов (9+6 побед), старший лейтенант Александр Иванович Серебряков (11+6 побед). Крайний справа капитан Владимир Борисович Проворихин (15+1 победа).

В это же время в районе села Булганак в лобовой атаке пары «Аэрокобр» и четверки Bf 109 старший лейтенант Александр Серебряков сбил одного из противников. Его ведомый младший лейтенант Гребенюк видел беспорядочное падение немца, но места падения советские лётчики не наблюдали. Тем не менее, групповая победа паре Серебряков – Гребенюк была засчитана. Для Серебрякова она стала десятым успехом в его военной карьере.

По немецким данным, был потерян унтер-офицер Хайнц-Хельмут Янссен (Uffz. Heinz-Helmut Janssen) из эскадрильи 4./JG 52. Его Bf 109G-6 (W.Nr.20126) «белая 8» был сбит в километре севернее поселка Катерлез, лётчик погиб. Скорее всего, его сбил старший лейтенант Мартынов — его заявка выглядит предпочтительнее.

Следующая потеря ждала немецких истребителей всего через два часа. С крупной группой He 111 из I./KG4 и Ju 87 из III./SG 3, а также несколькими парами прикрывающих их Bf 109 провели успешные бои лётчики обеих истребительных дивизий 4-й ВА. Они записали на свой счет четыре He 111, три Bf 109 и три Ju 87, еще три «Хейнкеля» были подбиты. По немецким данным, из боя вместе со своим Bf 109G-6 (W.Nr.20594) «желтая 4» не вернулся один из результативных лётчиков 6./JG 52 фельдфебель Карл-Хайнц Оттен (Fw. Karl-Heinz Otten). К моменту гибели он имел 9 воздушных побед. Последний раз сослуживцы видели его в бою с советскими истребителями восточнее мыса Тархан.

На сбитый «Мессершмитт» претендовал один из лучших лётчиков 42-го Гв.ИАП Герой Советского Союза капитан Иван Горбунов – после его короткой очереди немецкий истребитель рухнул в море севернее мыса Тархан. 20-ю победу аса подтвердили ведомые. В бою с Bf 109 удача также снова сопутствовала гвардейцам 57-го Гв.ИАП. Если старший лейтенант Владимир Шикалов после своей атаки с дистанции 100–80 метров увидел лишь загоревшуюся вражескую машину, то после точных очередей капитана Владимира Проворихина с дистанции 100–50 метров один из «Мессершмиттов» взорвался в воздухе и упал северо-восточнее мыса Мама Русская в Азовское море. Это были 7-я и 8-я победы лётчиков соответственно, и заявка Проворихина выглядит наиболее предпочтительно.


Один из немецких лётчиков, погибших в январских боях над Керченским полуостровом, фельдфебель Карл-Хайнц Оттен.

К слову, в эти часы досталось не только «Мессершмиттам». В боях пострадали как минимум три He-111 H-11 из I./KG 4. В экипаже одного из них был ранен бортрадист, а в кабине другого ранения получили пилот лейтенант В. Шэфер (Wolfgang Schaefer) и лётчик-наблюдатель. Достоверно в это время едва не был сбит лейтенант Г. Гэнсхирт (Hans Gaenshirt). В ходе удара по десантным кораблям экипаж обнаружил в воздухе около 20 истребителей, 5 из которых производили атаки. В итоге их He 111 H-16 получил 28 попаданий, загорелся левый мотор. Лётчику пришлось сразу выключить поражённый двигатель, не дав тем самым пожару охватить самолёт. После этого Гэнсхирт аварийно сбросил бомбы и на одном моторе дотянул до Сарабуза. В бою с двухмоторными бомбардировщиками отличились лётчики 57-го гв.иап и 101-го гв.иап, а также 249-го иап.

В целом советские лётчики доставили «Хейнкелям» немало хлопот, сорвав некоторым экипажам выполнение задания. Так, из-за сильного противодействия 10 вражеских истребителей командир 1./KG 4 гауптман П.-Б. Крэмер (Peter-Bruno Krämer) бомбы не сбросил. Также не сумел отбомбиться по десантным кораблям опытнейший майор Г. Бэтхер, совершавший свой 627-й боевой вылет. Вероятной причиной также стали атаки советских пилотов – в лётной книжке командира группы отмечены действия 6 вражеских истребителей. При этом немецкие авиаторы активно отстреливались. Например, радисту одного из экипажей засчитали сбитую «Аэрокобру». По факту от огня воздушных стрелков небольшие повреждения получили в этот день три самолёта 57-го гв.иап.

Следующей жертвой этого дня стал обер-фельдфебель Карл Даннекер (Ofw. Karl Dannecker) из 5./JG 52. По немецким данным, лётчик вылетел на задание в 13:35, а уже спустя 15 минут его Bf 109G-6 (W.Nr.410097) «черная 9» пропал без вести после воздушного боя в районе Керчь – Булганак, став, по всей видимости, жертвой лётчиков ВВС ЧФ.

Около 13:35–13:50 шестерка Ил-2 из 47-го ШАП ВВС ЧФ, ведомая капитаном Геннадием Бусыгиным, под прикрытием шестерки Як-9 6-го Гв.ИАП уничтожала технику и живую силу немцев на северной окраине Катерлеза. При отходе от цели группа подверглась атаке восьмерки Bf 109. Лётчик одного из «Илов» младший лейтенант Владимир Марков и его стрелок сержант Петр Куц сбили одного из нападавших — тот упал в двух километрах западнее Булганака.


Механики подкрашивают истребитель Як-9 командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота подполковника Михаила Васильевича Авдеева. Снимок сделан уже после окончания боев над Керчью, весной 1944 года. На хвостовом оперении отметки о победах — итоговый счет лётчика составил 12 личных и шесть групповых.

Шестерка «Яков» подполковника Михаила Авдеева была связана боем парой «Мессершмиттов», целью которых, вероятно, было оторвать прикрытие от штурмовиков. За это немецким лётчикам пришлось заплатить свою цену – командиру 6-го Гв.ИАП удалось сбить одного из противников, который упал в море в двух километрах восточнее мыса Мама Русская. Свою 12-ю и последнюю в войне личную победу Авдеев описал в своих мемуарах:

«Мы, истребители, прикрывали штурмовку. И все шло вроде бы хорошо, но едва под крыльями машин проплыло Мама Русская, со стороны моря вынырнула четверка «Мессеров».

Нельзя сказать, чтобы облачность – десять баллов – благоприятствовала маневру. Во всяком случае, она была равным союзником и нам, и противнику. Угадать намерения гитлеровцев было нетрудно: они явно пытались отсечь истребителей от штурмовиков. Значит, вскоре появятся новые «Мессеры». Вероятнее всего, они уже на подходе… И в этот раз машина была брошена наперерез «Мессеру», возглавившему атаку. Сбить или заставить свернуть с курса ведущего – значит, по меньшей мере, расстроить маневр противника и выиграть время. А там – посмотрим.

Видимо, это и называется военным счастьем: «Мессер» неожиданно оказывается точно в прицеле. Бью с дистанции всего каких-нибудь 30 метров. Немец был на вираже, и удивительно, как мы не столкнулись. В какие-то доли секунды успел заметить, что 2–3 моих снаряда разорвались в кабине гитлеровца. Мой «ястребок» пронесся выше «мессера», едва не задев его. Гитлеровец пошел резко вниз. Первая мысль: «Обманывает». Уже не раз фашистские лётчики в критических ситуациях уходили от нас таким маневром, имитируя катастрофу. Бросаю и свой самолёт в пике. Внизу – море. Вижу: гигантский столб воды взлетел в небо: Ме-109 не стало».

В этот же день ранение в воздушном бою получил унтер-офицер Одкамп (Uffz. Odkamp) из 5./JG 52. К сожалению, обстоятельства боя и степень повреждения его машины неизвестны, но с уверенностью можно сказать, что немецкий лётчик стал жертвой одного из истребителей 4-й ВА и ВВС ЧФ, которые в этот день в общей сложности заявили 16 Bf 109, а ещё пять подбили. Немецкие данные подтверждают, что в боях над Керченским полуостровом 10 января 1944 года люфтваффе пришлось нелегко. Донесения немецкой 17-й Армии пестрили жалобами:

«Наши люфтваффе по причине превосходства вражеских истребителей попали в тяжелое положение…» … «Несмотря на совершаемые с неутомимостью боевые вылеты, нашим люфтваффе в боях с численно многократно превосходящим противником не удалось завоевать превосходство в воздухе».

Если следующий день, по имеющимся данным, прошёл для II./JG 52 без потерь, то 12 января советским лётчикам снова удалось потрепать группу Баркхорна.

Продолжение после передышки

Очередной удачный бой в Керченском небе провели в период 07:55–9:10 гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Дюжина Як-1, ведомая капитаном Горбуновым, вылетела на прикрытие своих войск в район Тархан – Булганак, где их уже поджидали немецкие истребители. Сначала в районе Тархан четверка Горбунова вступила в бой с парой Bf 109. Атакой сверху сбоку Горбунову удалось подбить один «Мессершмитт», который с дымом и снижением ушел в западном направлении. Такого же успеха добился лейтенант Михаил Косса.


Реконструкция внешнего вида истребителя Як-9 командира 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота подполковника Михаила Васильевича Авдеева с предыдущего снимка (рисунок Михаила Быкова).

Вскоре ведомые капитаном Горбуновым и старшим лейтенантом Калугиным четверки «Яков» в районе Керчи перехватили ещё пару «Мессершмиттов», которые атаковали шестерку «Бостонов». После точных очередей Героя Советского Союза Фёдора Калугина один из немцев упал в море северо-восточнее мыса Тархан, став 15-й личной победой советского аса. В свою очередь, Горбунов подбил вторую вражескую машину, которая скрылась в облачности.

Также лётчики «Яков» видели западнее Катерлеза ещё один Bf 109, сбитый «Аэрокоброй». По всей видимости, гвардейцы стали свидетелями победы Героя Советского Союза старшего лейтенанта Павла Камозина из 66-го ИАП, который в составе четверки прикрывал свои войска. В 08:45 лётчики встретили группу пикировщиков Ju 87 и по результатам боя записали на свой счет два сбитых пикировщика, один из которых был сбит ведущим группы. После этого Камозин, отбивая атаку пары Bf 109 от группы Ил-2 сбил «Мессершмитт», ставший 27-й личной победой лётчика.

По немецким данным, в указанное время в боях с «Яками» и «Аэрокобрами» группа II./JG 52 лишилась как минимум двух Bf 109G-6. Около 08:20 в районе мыса Тархан был потерян Bf 109G-6 (W.Nr.140191) «желтая 7» из 6./JG 52. Его пилот унтер-офицер Роберт Хан (Uffz. Robert Hahn) получил ранение. Спустя полчаса в районе западнее Баксы был подбит Bf 109G-6 (W.Nr.140185) «черная 7», его пилот унтер-офицер Людвиг Буххайт (Uffz. Ludwig Buchheit) из 5./JG 52 также был ранен. По всей видимости, истребитель Хана стал жертвой старшего лейтенанта Калугина, а «Мессершмитт» Буххайта пришелся на старшего лейтенанта Камозина или капитана Горбунова. Касательно второй потери существуют расхождения в немецких данных: самолёт с этим номером фигурирует в официальных документах дважды, 12 и 27 января, и ведущие западные историки предполагают, что 12 января машина была лишь повреждена, а уже 27 января вновь подбита или сбита.


Истребитель Bf 109G-5 неизвестного летчика из эскадрильи 6./JG 52, зима-весна 1944 года (рисунок Михаила Быкова).

На этом неприятности для II./JG 52 в тот день не окончились. Уже спустя три часа в воздушном бою севернее Керчи был сбит Bf 109G-6 (W.Nr.20494) «желтая 8» из эскадрильи 6./JG 52. Его пилот обер-фенрих Хельмут Томас (OFhr. Helmut Thomas), имевший на своем счету, по разным данным, 8 или 10 побед, погиб. По всей видимости, урон 6-му штаффелю снова нанесли гвардейцы 42-го Гв.ИАП. Патрулируя в период 10:38–11:53 в районе Булганак – Тархан, четверка Як-1 капитана Петра Коновалова встретила и атаковала шестерку пикировщиков Ju 87, шедшую под прикрытием 4–6 Bf 109. Немецкие истребители выполнили свою задачу, связав «Яки» боем, но за это им пришлось заплатить.

Атакой сверху сзади и сбоку с дистанции 25 метров капитан Коновалов сбил один из «Мессершмиттов», который упал в 2–4 километрах западнее поселка Катерлез. Победа стала восьмым личным успехом лётчика. Ещё один Bf 109 был заявлен Героем Советского Союза старшим лейтенантом Григорием Павловым в районе мыса Тархан, но момента падения ни лётчик, ни радиостанция наведения не наблюдали. Это была 15-я личная победа советского аса. Вероятно, обер-фенрих Томас стал жертвой атаки Коновалова, а не Павлова – Катерлез находится гораздо ближе к Керчи, нежели мыс Тархан.

Всего по итогам боев 10–12 января авиагруппа II./JG 52 только сбитыми лишилась не менее 5–6 Bf 109G-6, четверо лётчиков группы погибли или пропали без вести, ещё трое получили ранения. По меркам люфтваффе это был недопустимо высокий уровень потерь за столь короткий промежуток времени – подобного с II./JG 52 не случалось ни до, ни после. Это послужило одной из причин временного перебазирования в район Керчи группы I./JG 52, которая в период нового наступления советских войск под Керчью 23–28 января должна была усилить изрядно поредевшую за декабрь-январь II группу. Эти дни стали нелегким испытанием не только для немецких истребителей. Досталось в эти дни и ударной немецкой авиации. По далеко не полным данным, не менее четырех-пяти пикировщиков Ju 87D лишилась сбитыми и подбитыми группа III./SG 3, серьёзно пострадали минимум три бомбардировщика He 111 из группы I./KG 4. Повреждения в основном в воздушных боях получили пять «Юнкерсов» из 3-й румынской группы пикировщиков (Grupul 3 Pikaj).


Ведущие асы 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии Герои Советского Союза старший лейтенант Федор Захарович Калугин (17+4 победы) и капитан Иван Михайлович Горбунов (24+1 победа). Фото 1943 года.

Разумеется, бои этих дней ни в коем случае не были «игрой в одни ворота», и за одержанные победы советским авиаторам пришлось заплатить немалую цену. Только в воздушных боях 10–12 января 4-я Воздушная Армия и ВВС ЧФ потеряла 7–8 истребителей, четыре штурмовика Ил-2 и два бомбардировщика (Пе-2 и «Бостон»). Погибло 18 членов экипажей, ещё несколько человек были ранены.

Бои 10–12 января 1944 года продемонстрировали, что советские лётчики накопили немалый опыт в борьбе с вражеской авиацией на этом участке фронта – все упомянутые воздушные бойцы относились к настоящей элите ВВС Красной Армии. Благодаря четкому взаимодействию групп, им удалось проявить все свое мастерство, и воздушные схватки в эти дни «сталинские соколы» могли полностью поставить себе в заслугу.

Фото из коллекции автора и Бернда Барбаса, а также семейных архивов родственников И.И. Засыпкина, В.В. Шикалова и К.А. Легейды


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется с дополнениями автора. (Прим. редакции). 

Источники:

  1. ЦАМО РФ, фонд 214-й ШАД
  2. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
  3. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
  4. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
  5. ЦАМО РФ, фонд 57-го Гв.ИАП
  6. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП
  7. ЦВМА РФ, фонд 11-й ШАД ЧФ
  8. NARA, Донесения немецкой 17-й Армии
  9. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen
  10. Bernd Barbas: Die Geschichte der III. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Überlingen
  11. Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
  12. http://www.jg52.net
  13. Авдеев М.В. У самого Чёрного моря. Книга II – М.: Издательство ДОСААФ, 1970
  14. Липферт Х. Дневник гауптмана люфтваффе. 52-я истребительная эскадра на Восточном фронте, 1942–1945 – М.: «Центрполиграф», 2008
  15. Воспоминания С.М. Мартынова (рукопись)
Поделиться
Комментарии
Евгений Слинкин
25.04.2024 12:14:43
Отличная статья. Ваши статьи люблю читать больше чем М.Тимина. У вас достаточно они позитивные, у Михаила они наполнены какой-то серостью. Все плохо и т.д. Небольшой вопрос по статье. Сложно найти данные о потерях личного состава конкретных авиагруп. У вас указано что II/JG 52 потеряла "всего" 150 летчиков за войну. Много или мало это можно понять только в сравнении. Например листая справочники М.Быкова по советским авиаполка не нашел ни в одном полку таких потерь. Возможно я ошибаюсь. Но это натолкнуло меня на мысль, что движение в авиачастях Люфтваффе было более интенсивным чем в советских авиаполках. Как бы вы это оценили? По движению материальной части точно так же.                                              
Петр Заика > Евгений Слинкин
25.04.2024 20:00:58
Дело в том, что Михаил в основном пишет о  1941-начале 1943го, а Иван о 2й половине 1943-1944м.
Олег Рико
25.04.2024 19:15:40
Удивительно что на тех же Як один которые к тому моменту совсем устарели, советские лётчики тем не менее добиваются успеха против немцев летающих на значительно более современных самолётах. Вот что значит научились
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.