Подборка материалов по роду войск

«Авиация»

Генералы, графы и капитан Камозин

19 октября 2024

Иван Лавриненко

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.

К сожалению, лётчик не оставил мемуаров, но на основании бесед с ним его друг, писатель Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В этой книге и других изданиях, посвящённых асу, особенно выделяются два эпизода: уничтожение в последний день 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других высокопоставленных немецких офицеров, и последующий поединок с немецким асом, получившим в книге имя «Граф». Попробуем на основании сохранившихся архивных данных разобраться, что в этих историях миф, а что — реальность.

Покрышкинский полк: начало пути

15 октября 2024

Михаил Тимин

55-й истребительный полк, встретивший начало Великой Отечественной на южном участке фронта, к концу войны станет одной из самых титулованных частей ВВС Красной Армии. Он получит гвардейское звание и почетные наименования, с 587 воздушными победами войдёт по этому показателю в тройку самых результативных полков, а в списке его асов, возглавляемом А.И. Покрышкиным и Г.А. Речкаловым, будет почти два десятка одних только Героев Советского Союза. Но начало этого славного пути выдалось очень трудным. Как сложился первый день войны для Покрышкинского полка?

Удар «деревянного башмака»

11 октября 2024

Михаил Тимин

Как известно, в первый день Великой Отечественной войны ВВС Красной армии потеряли по различным причинам около 1200 самолётов, из которых порядка 800 было уничтожено на 66 атакованных экипажами люфтваффе аэродромах. Одним из самых эффективных налётов, который произвели экипажи двухмоторных «церштёреров» из II группы эскадры ZG 26, стал утренний удар по приграничным аэродромам в окрестностях Гродно.

Вынужденные драться? С удовольствием!

05 октября 2024

Михаил Тимин

В воздушных боях на советско-германском фронте немецкие лётчики, используя преимущества своей техники, с самого начала войны часто придерживались нехитрой тактики быстрой атаки из выгодного положения с последующим уходом при любом результате. Подобные действия сразу же породили определённое отношение к немцам со стороны лётчиков ВВС Красной армии: популярным стало мнение о том, что противник не принимает открытого боя, боится лобовых атак и вообще действует подло, «из-за угла», после чего трусливо удирает. Подобные заблуждения стоили жизни многим советским лётчикам. Уже утром 22 июня 1941 года, в самом начале грандиозного по масштабам сражения, в боях нашлось место и старым добрым «собачьим свалкам» между большими группами истребителей. Здесь немцы продемонстрировали всю свою выучку и возможности техники.

«Юбилейные» американцы Хартмана в небе Украины

01 октября 2024

Иван Лавриненко

Споры о реальности и выдуманности победы аса всех времен и народов Эриха «Буби» Хартмана идут до сих пор. В западноевропейских исследованиях никто его успехи сомнению не подвергал, чего не скажешь о постсоветском пространстве. Это и неудивительно, ведь почти все свои победы из умопомрачительного количества в 352 штук Хартман одержал в противостоянии с советскими летчиками.

Сразу стоит сделать примечание: тема 200-й победы Хартмана упоминалась еще 20 лет назад в журнале «Авиация и Время» в статье Вадима Колечкина «Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским», а также довольно подробно разбиралась на просторах интернета историком Никитой Егоровым. В данной работе мы проанализируем этот случай более детально, а также коснемся темы 100-го успеха аса в небе Украины.

«Сталинские соколы», которые никуда не улетали

27 сентября 2024

Михаил Тимин

Вопрос эффективности действий немецкой авиации против советских аэродромов 22 июня 1941 года в постсоветские годы стал благодатной нивой для самого разного рода исследователей, в том числе и не чистых на руку. Отсутствие серьёзных работ, объясняющих причины больших потерь советской авиации на земле (которые никогда не скрывались), привело к массе спекуляций на эту тему. Марк Солонин договорился до того, что советские лётчики без боя побросали исправные самолёты и сбежали в тыл. И эта его «теория» имеет большое число сторонников.

Насколько состоятельны подобные измышления? Для ответа на этот вопрос разберёмся с частным случаем и воспользуемся документами 148-го истребительного авиационного полка (ИАП) 6-й смешанной авиационной дивизии (САД), встретившего начало войны на аэродроме Лиепая в Латвии.

Последний бой Антонины Лебедевой

17 сентября 2024

Михаил Тимин

Ранее автором была опубликована статья , посвященная боевой работе Героя Советского Союза летчика-истребителя Лидии Владимировны Литвяк. В публикации на основе отечественных архивных материалов и данных противника были описаны все её значимые боевые вылеты и разобраны воздушные бои, в которых она принимала участие, что позволило разоблачить многочисленные мифы, которыми в литературе обросла боевая биография летчицы. 

Одновременно с этой работой автор обратил внимание на биографии семи боевых подруг Лидии Владимировны, прибывших с ней на Сталинградский фронт в сентябре 1942 года лётчиц 586-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Р.В. Беляевой, лейтенанта К.А. Нечаевой, младших лейтенантов Е.В. Будановой, М.М. Кузнецовой и О.И. Шаховой, старшины А.В. Лебедевой, старшего сержанта К.М. Блиновой. К несчастью половина из них с войны не вернулась. О судьбе Лидии Литвяк и Екатерины Будановой написано в выше указанной статье «Победы и поражения Лидии Литвяк», четвёртой же была Антонина Лебедева, о последнем вылете которой и будет рассказано в этой публикации.

Первые штурмовики Великой Отечественной

05 сентября 2024

Михаил Тимин

Бронированные Ил-2, безусловно, были основной ударной силой советской авиации на протяжении почти всей Великой Отечественной войны. Но на 22 июня 1941 года в строевых частях было крайне мало этих самолётов. Ещё меньше было лётчиков, способных выполнять на Ил-2 боевые задания. Поэтому первыми советскими штурмовиками, атаковавшими наступающие колонны вермахта, стали истребители-бипланы И-153 «Чайка» 61-го штурмового авиаполка.

«Братские могилы» над Житомиром

22 августа 2024

Михаил Тимин

Великий французский писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери, описывая катастрофу Франции в мае-июне 1940 года, сравнивал свою разведывательную авиагруппу со стаканом воды, которым пытаются потушить лесной пожар. При всей очевидной безнадёжности занятия никто не собирался беречь этот стакан! В таком же положении оказались лётчики ВВС Красной Армии летом 1941 года – в бой пошло всё, что могло летать. Широко известен неудачный боевой вылет тяжёлых бомбардировщиков 30 июня 1941 года, попавший в знаменитый роман «Живые и мёртвые» Константина Симонова, однако мало кто знает, что буквально через 10 дней подобный случай произошёл в районе Житомира с экипажами ТБ-3 из 14-го тяжелобомбардировочного полка ВВС Юго-Западного фронта, причём потери в этот раз были ещё большими.

Драться как комиссар Дудин

14 августа 2024

Михаил Тимин

В истории российской и советской военной авиации мало найдётся авиационных частей, имеющих основание гордиться преемственностью своей «родословной» на протяжении многих десятков лет. Одним из них был 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк — прямой наследник 11-го корпусного авиаотряда Российской императорской армии. Что примечательно, и в Первую, и во Вторую мировые войны счёт побед обеих частей был открыт тараном.

Новости 1 - 10 из 309
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все