Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава седьмая

28 января 2023

Олег Киселев

7 марта погода над Выборгским заливом немного улучшилась и 4-й полк получил приказ продолжать бомбардировки советских войск на льду.  На этот раз за эскадрильями закрепили зоны ответственности: LLv 42 и примкнувшие к ним немногочисленные исправные машины 44-й должны были действовать в западной части залива примерно до линии Виланиеми – полуостров Койвисто, а LLv 46 – в восточной, где перешли в наступление соединения советского 10-го стрелкового корпуса. 

Танковые асы Германии и Кольца на их пушках

26 января 2023

Василий Зайцев

Кто читал о немецких танковых войсках во Второй мировой войне, тот, скорее всего, знает эти имена: Эрнст Баркманн, Йоханнес Бёльтер, Отто Кариус, Курт Книспель и Михаэль Виттманн. В литературе и в интернете циркулируют списки с невероятным количеством "фрагов" - подбитых ими вражеских танков. О некоторых из этих людей написаны целые книги, но, при этом, ажиотаж вокруг "танковых асов" на самом деле явление послевоенного периода.

Приключения англичан в Заполярье: Операция "Оратор"

24 января 2023

Игорь Борисенко

30 июля 1941 года самолетами FAA (Fleet Air Arm – ВВС флота) была проведена операция по нанесению удара по портам Киркенес и Линахамари. В 1942 году, для усиления торпедоносной авиации в Заполярье, англичанами была проведена операция получившее наименование «Оратор».

После разгрома, учиненного немцами всем известному каравану PQ-17, англичане на некоторое время прекратили проводку конвоев до Мурманска и Архангельска. Кроме прочего, у них уже начиналась подготовка к высадке в Северной Африке, которая требовала очень много сил и средств. Однако, просьбы Советского Союза заставили британское командование задуматься о проводке еще одного конвоя, последнего из серии PQ и последнего до завершения операции «Торч».

Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава шестая

22 января 2023

Олег Киселев

К началу весны 1940 года в результате достаточно больших потерь боевой состав 4-го авиаполка ВВС Финляндии вновь заметно сократился. Из двух десятков числившихся в строю к концу января бомбардировщиков на 1 марта осталось пять машин в LLv 44 и семь в LLv 46, из которых исправны были в общей сложности десять. Однако финские представители в Великобритании не сидели без дела и в феврале договорились о поставках еще дюжины «Бленхеймов», на этот раз снова «единичек». 

Марк Бонье – воздушный пилигрим

20 января 2023

Людмила Забулис

Утром 27 июля (9 августа) 1916 года на аэродроме авиационного завода Артура Анатра, рядом со Стрельбищным полем под Одессой производились испытания биплана «Анатра Анаде» - нового детища конструктора Элизэ Декана.

Первым в полет на новом аппарате отправился штатный летчик-испытатель завода подпоручик-француз Жан Робинэ. Он поднял самолет в воздух, за 20 минут набрав высоту в 2000 метров, заглушил мотор и плавно спланировал. Все было отлично: при умеренном ветре в 5,5 метров в секунду, аппарат был устойчив, мотор работал, как часы, и Жан передал эстафету другому пилоту — лейтенанту Марку Бонье: «Все в порядке, дружище! Принимай птичку!»

Все произошло слишком быстро, никто так и не понял, что же собственно произошло: почему такой первоклассный летчик, как Марк Бонье не справился с управлением? Была ли это техническая неисправность или ошибка пилотирования? 

Ошибка флаг-штурмана: Паяла в огне

18 января 2023

Виктор Рыбьяков

14 января 1940 года в результате навигационной ошибки самолетами из группы дальних бомбардировщиков 14-й армии были сброшены бомбы на шведский остров Каллаксён. Спустя почти месяц история повторилась фактически один в один. 21 февраля 1940 года по возвращению с боевого задания экипажи ВВС 14-й армии отчитались об успешной бомбардировке города Рованиеми, однако уже на следующий день шведский посол в Москве Вильхельм Ассарссон (Per Vilhelm Gustaf Assarsson) заявил протест по поводу бомбардировки советскими самолетами шведской деревни Паяла (Pajala), расположенной на границе с Финляндией. В публицистической литературе и интернете довольно часто можно встретить версию, что оба этих случая – запланированная акция советского правительства, ставшая ответом на участие шведских добровольцев на стороне Финляндии. Обстоятельства, как оказалось, непреднамеренного удара по шведской территории, нанесенного 14 января, мы выяснили в прошлой публикации. Теперь же, опираясь на документы и исследования с обеих сторон, попробуем разобраться и со вторым случаем.

Финские "москиты" против советских "ишачков". Глава пятая

16 января 2023

Олег Киселев

Начало февраля 1940 года 44-я эскадрилья встретила имея в строю шесть исправных «Бленхеймов» I. Еще один бомбардировщик эскадрильи находился на севере, на вспомогательной площадке в районе Каяни, устроенной на льду озера Кулунталахти, откуда он действовал в интересах Северо-Финляндской группы. И этот «Бленхейм» изрядно потрепал нервы командованию ВВС советской 9-й армии, которое вообще крайне болезненно воспринимало любое появление финских двухмоторных бомбардировщиков над своими войсками или объектами. Между тем, до середины января на южном фланге армии советская авиация отсутствовала, что позволяло разведчикам действовать фактически в полигонных условиях. Ситуация начала меняться после того, как в середине января началось формирование Ребольской авиагруппы, в основе которой были бомбардировщики и истребители 80-го смешанного авиаполка. К 1 февраля на ледовом аэродроме возле Ребол уже находилось семнадцать СБ, пара Р-5, пятнадцать И-15бис и тринадцать И-16. Из последних боеспособными были восемь.

«Рыцарский поединок» или самый тяжелый бой Германа Графа.

14 января 2023

Михаил Тимин

Немецкий летчик-истребитель Герман Граф (Hermann Graf) стал первым в истории пилотом, заявившим более 200 побед в воздушных боях. В 1970 году были опубликованы мемуары Германа Графа, где в одной из глав он описал напряженный воздушный бой с неизвестным советским летчиком, который провел 14 октября 1941 года в районе Харькова. На основе советских и немецких источников попробуем восстановить события боя и установить пилота, мастерством которого восхищался Граф.


Из жизни авианосцев: Время первых

12 января 2023

Николай Колядко

14 ноября 1910 года самолет «Кёртисс D», пилотируемый Юджином Эли, стал первым в истории самолётом, взлетевшим с корабля. А 18 января 1911 г. всё тот же Юджин Эли успешно посадил аэроплан Кёртисса на крейсер. Так началась новая эра. Эра авианосцев и морской авиации.

Данной публикацией мы открываем цикл статей об авианосцах, в который войдут, как старые работы автора, так и новые.

«Со стороны казалось, что катера горят. Пули сыпались градом...»

10 января 2023

Артем Чунихин

Тема Латошинской десантной операции неоднократно освещалась в исторической литературе и различных публикациях и достаточно хорошо изучена историками. Однако, некоторые аспекты, такие как участие бронекатеров в десанте освещены недостаточно подробно. Благодаря новым сведениям из архивов Министерства обороны, Института Российской истории Академии наук и Федерального архива Германии (Bundesarchiv), а также новым публикациям на эту тему стало возможным в деталях исследовать боевую работу бронекатеров Волжской военной флотилии в этой операции.

Новости 131 - 140 из 196
Начало | Пред. | 12 13 14 15 16 | След. | Конец Все