Дутый мировой рекорд

Дутый мировой рекорд

3 ноября 1943 года немецкий лётчик-истребитель лейтенант Эмиль Ланг одержал в небе над Киевом 18 воздушных побед и тем самым установил абсолютный рекорд в истории авиации, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. С тех пор эти феноменальные цифры постоянно вызывают горячие споры любителей истории, но большей частью они заканчиваются на уровне «верю — не верю». Имея на руках архивные документы частей и соединений советской 2-й воздушной армии, в боях с которыми ас и добился успеха, мы попытаемся ответить на вопрос, насколько заявки немецкого лётчика соответствуют действительности.

Сразу оговоримся — к сожалению, не все фонды полков и дивизий, входивших осенью 1943 года в состав 2-й воздушной армии, сохранились в объёме, достаточном для точного анализа каждой заявки Ланга и других немецких лётчиков в день начала советского наступления на столицу Украины. Тем не менее данная работа даст общее представление о событиях того дня и составит достаточно точную картину действий немецкого аса.

Положение на фронте

После захвата во второй половине сентября нескольких плацдармов севернее и южнее Киева войска Воронежского (с 20 октября — 1-го Украинского) фронта сумели несколько расширить занятые клочки земли, однако решительного успеха в попытке прорваться к столице Украины тогда достичь не удалось. Нанося главные удары с Букринского плацдарма, захваченного южнее Киева, войска нескольких советских армий завязли в позиционных боях и не сумели прорвать подготовленную немецкую оборону.

Не помог тут и главный козырь командующего фронтом генерала армии Н.Ф. Ватутина — 3-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта П.С. Рыбалко. На пересечённой местности, в условиях хорошо организованной обороны противника танки оказались малоэффективным средством прорыва. Подтянув к Букринскому плацдарму свежие танковые и пехотные части, в середине октября немцы сумели дополнительно укрепить занимаемые позиции и отразить мощные советские атаки. Понеся серьёзные потери, войска 1-го Украинского фронта вынуждены были остановиться.

Вскоре выход из сложившейся ситуации был найден. По приказу Ставки 3-я гвардейскую танковую армию максимально скрытно перебросили на Лютежский плацдарм. Кроме того, действовавшую на этом участке 38-ю армию усилили частями 47-й армии и крупными силами артиллерии. К началу ноября подготовка завершилась, а окончательный приказ о наступлении поступил 2 ноября.

Асы Рудорффера в боях за Киев

С начала октября 1943 года на этом участке фронта II группа истребительной эскадры люфтваффе JG 54 под командованием гауптмана Эриха Рудорффера (Erich Rudorffer) фактически одна оказывала противодействие частям 2-й воздушной армии генерал-лейтенанта С.А. Красовского. Лишь в отдельные дни первого октябрьского наступления советских войск на помощь приходили лётчики II./JG 52, однако большую часть времени зона их действий оставалась южнее — сил на то, чтобы насытить истребительной авиацией все участки фронта, у немцев явно не хватало. Если в конце сентября и начале октября «Фокке-Вульфы» Fw 190A из II./JG 54 чаще действовали севернее, против советской 16-й воздушной армии, то с момента передачи наступавших к северу от Киева 13-й и 60-й армий в состав Воронежского фронта подчинённые гауптмана Рудорффера имели дело исключительно со 2-й воздушной армией — как севернее, так и южнее украинской столицы.


«Фокке-Вульф» Fw 190A из состава авиагруппы II./JG 54

Выполняя разнообразные задачи, асы II./JG 54 в целом действовали успешно и результативно. Судя по списку сохранившихся потерь немецких бомбардировщиков и штурмовиков под Киевом, главным противником экипажей ударных машин люфтваффе были советские зенитчики. Несмотря на многочисленные заявки советских истребителей, действовавших чаще всего небольшими группами в 4–8 машин, «Юнкерсы» и «Хейнкели» без значительных потерь сбрасывали свой груз на советские плацдармы и переправы. Не в последнюю очередь в этом была заслуга пилотов «Фокке-Вульфов» из II./JG 54, которые связывали боем «Лавочкины» и «Яки» и нередко наносили им чувствительный урон. В документах советских авиационных соединений отмечали удачные действия противника — так, отчёт 8-й гв.иад за октябрь 1943 года признает, что «противник оказался высокой боевой выучки».

Это не было преувеличением, поскольку в рядах группы Эриха Рудорффера, помимо самого командира, сражались закалённые в боях асы, счета которых за октябрь 1943 года существенно выросли. Так, обер-лейтенант Хорст Адемайт (Horst Ademeit) добился 22 побед, фельдфебель Райнхольд Хоффман (Reinhold Hoffmann) — 17 побед, обер-фельдфебель Альбин Вольф (Albin Wolf) только за третью декаду месяца сделал 10 заявок, а начинающий ас фельдфебель Альфред Гросс (Alfred Groß) увеличил счёт на 14 побед. Ещё по 8–9 заявок сделали несколько других лётчиков. Особняком среди всех стоял командир отряда 5./JG 54 лейтенант Эмиль Ланг (Emil Lang) по прозвищу «Булли» (Bully), полученному за скуластое лицо и напористый характер.

Переученный на истребителя пилот бомбардировщика, этот уроженец Баварии попал на советско-германский фронт в начале 1943 года и в свои 35 лет выглядел среди товарищей стариком. Будущий рекордсмен начал битву за Киев со скромными по меркам люфтваффе 20 победами, однако в новых боях «карта пошла» почти сразу, и лишь в отдельные дни сражения Ланг добивался 1–2 побед, всё чаще выстреливая сериями. Так, 7 октября он заявил пять побед, 9, 11 и 12 октября — по четыре, 8 и 10 октября — по три. Дальше аппетиты выросли. Уже 13 октября Ланг претендовал на уничтожение сразу 10, а 21 октября — 12 советских самолётов! Благодаря последнему результату на следующий день ас попал в сводки Верховного командования вермахта:

 «Лейтенант Ланг, командир отряда в одной из истребительных эскадр, одержал вчера 12 побед».


Лейтенант Эмиль «Булли» Ланг в кабине своего истребителя, 3 ноября 1943 года

Такое признание не могло не окрылять и не подпитывать тщеславие лётчика ещё больше. В последующие четыре дня Ланг записал на свой счёт ещё 21 победу, а накануне решающего советского наступления на Киев, вечером 2 ноября, Ланг отпраздновал свой 100-й успех. Хотя сослуживец и подчинённый Ланга по 5./JG 54 лейтенант Норберт Ханниг (Norbert Hannig) в своих послевоенных мемуарах собрал воедино «круглую» победу командира и его последующий рекорд, в целом он хорошо показал стремление Ланга одержать рекордное число побед и его откровенное честолюбие:

«Именно тогда Ланг повернулся к Лерге [прозвище Райнхольда Хоффмана — прим. авторов] и ко мне, когда мы готовились к следующему заданию: «Послушайте, как насчёт того, чтобы мы с Гроссом снова слетали на задание? Мне всё ещё не хватает немного», — он имел в виду, что ему нужно одержать ещё несколько побед, чтобы достигнуть сотни…

Тем временем наземные службы были заняты изготовлением поздравительной таблички с цифрой «100» в окружении дубовых листьев, чтобы продемонстрировать её командиру отряда, когда он вернётся с долгожданной сотой победой. Постепенно атаки русских стали утихать. Дневные операции врага подходили к концу, и небо стихло. Как будто для компенсации звуки наземных боёв стали громче и, казалось, приближались. Наконец, Ланг и Гросс вернулись. Они остановились перед ангаром, выключили двигатели и сдвинули колпаки фонарей. «Я сделал это. Ещё четыре», — сообщил нам Ланг с широкой улыбкой. Смеясь, он принял поздравления механиков вместе с табличкой с магическим числом».

По всей видимости, Ланг поставил себе цель как можно быстрее догнать лучших асов II группы — Рудорффера, Адемайта, Вольфа, Штерра. Он видел успехи более результативных коллег и не хотел откладывать свой триумф на неопределённое время. Там же, где есть цель, можно обойти любые препятствия, даже если придётся ради этого подключить бурную фантазию. В действительности лишь в единичных случаях можно было бы отдать реальную победу именно Лангу. Чаще всего он добивался успехов почти в одно время и в том же месте, где и его коллеги, некоторые их которых в других боях продемонстрировали куда лучшую подтверждаемость своих побед, чем Ланг. Однако и общее завышение побед лётчиков группы часто было значительным.

Так, 13 октября в утреннем бою в районе Букринского плацдарма немецкие лётчики записали на свои счета 13 сбитых советских истребителей, шесть из которых заявил Ланг. Ещё три победы пошли на счёт обер-фельдфебеля Пауля Финклера (Paul Finkler) из отряда 12./JG 54. Однако сразу после 20-й по счёту победы этого лётчика самого настигла судьба — в районе посёлка Щучинка точную очередь по его «Фокке-Вульфу» выпустил младший лейтенант Н.И. Ветров из 112-го гв.иап. Финклер сумел покинуть обречённую машину, однако лейтенант В.М. Воронюк расстрелял спускающегося под куполом парашюта немецкого аса.

С советской стороны в указанное время в данном районе был подбит только один Ла-5 из 40-го гв.иап, разбившийся при посадке на аэродроме из-за попытки избежать столкновения с другим самолётом. Однако и эта потеря могла быть причиной огня стрелков немецких бомбардировщиков, с которыми группа «Лавочкиных» вела бой. Такие примеры «результативности» Ланга и компании были не единичны. Например, 22 октября в период 08:19–08:38 (здесь и далее время московское) лётчики II./JG 54 заявили восемь сбитых советских истребителей, пять из которых пополнили счёт Ланга. По советским данным, потери в период 08:00–09:05 или 11:00–12:00 понёс 88-й гв.иап. Даже если это произошло утром, немцы завысили свой результат минимум вчетверо: один «Лавочкин» был подбит в бою и разбился вместе с лётчиком на своём аэродроме, а ещё один, по советским данным, сбили свои же зенитчики, но его пилоту удалось спастись на парашюте.

Порой Ланг и вовсе видел сбитые самолёты там, где и намёков на них не было. Например, утром 10 октября он расправился с двумя ЛаГГ-3. Мало того, что самолётов данного типа к этому времени на вооружении частей 2-й воздушной армии не осталось, так и потерь других машин в указанное время не было. 25 октября в послеобеденном вылете он таким же образом «сбил» два Ла-5.

Не состоялась в реальности и «юбилейная» победа аса. В вечернем бою 2 ноября лётчики II./JG 54 заявили 14 сбитых «Яков», восемь из которых пошли на счёт Ланга. В действительности полки 256-й иад лишились трёх Як-7Б, один из которых, по советским данным, был сбит зенитной артиллерией. Даже если бы все три «Яка» действительно сбил Ланг, и тогда до желанной «сотни» он никак бы не дотянул. Однако даже официально подтверждённая командованием 100-я победа не могла удовлетворить воинственного и честолюбивого аса. Нужны были рекорд и сенсация, и они не заставили себя ждать.

Феноменальная серия на фоне приближающегося краха

Утром 3 ноября войска левого крыла 60-й армии и 38-я армия после мощной 40-минутной артиллерийской подготовки перешли в наступление в юго-западном направлении. Целью 38-й армии было обойти Киев с запада и двигаться в направлении на Васильков и Фастов, а к исходу 5 ноября овладеть столицей Украины. Для немцев это стало полной неожиданностью, поскольку командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн всё ещё полагал, что русские будут наносить главный удар с Букринского плацдарма.

За день советская пехота при поддержке танков в ожесточённых боях в лесистой местности прорвала две укреплённые полосы обороны 4-й танковой армии. На направлении главного удара советские войска продвинулась на 5–12 км. При этом главные козыри — 3-я гвардейская танковая армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус — в боях пока не участвовали и готовились после ввода в сражение к преследованию противника. Севернее в наступление перешла и 60-я армия. На Букринском плацдарме атаки возобновили части 40-й и 27-й армий. В очередной раз, встретив упорное сопротивление и контратаки немцев, успеха они не добились, однако свою роль их наступление сыграло — связанные боем, немцы не могли перебросить большие силы к Лютежскому плацдарму.


Группа авиационных механиков 235-го шап позирует на фоне поломанного на вынужденной посадке Ил-2

2-я воздушная армия оказала мощную поддержку наступающим севернее Киева войскам, произведя за сутки 1150 вылетов, большая часть которых пришлась на дневное время. Только штурмовики 291-й шад и 5-го шак совершили более 450 самолётовылетов. Люфтваффе в этот день также действовали довольно активно, однако ввиду свой немногочисленности и занятости части сил на других участках фронта сильно уступили 2-й воздушной армии по количеству вылетов. Так, наблюдатели 38-й армии отметили пролёты 265 самолётов с крестами.

Разумеется, горячим день выдался и для группы гауптмана Рудорффера. Прикрывая свои войска и сопровождая бомбардировщики, лётчики II./JG 54 едва ли не в каждом вылете сталкивались с группами советских самолётов. То тут, то там завязывались воздушные бои, в которых немцы заявляли многочисленные успехи. Хорошо передал атмосферу того дня всё тот же Норберт Ханниг — отряд 5./JG 54 всё ещё действовал с аэродрома в Киеве, в то время как остальная часть группы Рудорффера уже несколько дней летала с аэродрома Узин, что к юго-западу от столицы Украины:

«С восходом солнца появились ВВС КА, чтобы сказать своё слово в наступлении. У нас не было телефонной связи с нашей эскадрой или любым другим вышестоящим командованием люфтваффе. Выбор способа поддержки защитников города полностью отдали нам на откуп. Мы решили лететь в нашем обычном составе пар. Взлетали прямо из ангаров, когда небо над аэродромом было свободно от вражеских самолётов. Вряд ли наши шасси успели убраться, прежде чем мы оказались в гуще полчища русских. Они, вероятно, даже не заметили нашего присутствия, поскольку мы буквально прыгали по крышам горящего города в попытках набрать высоту. В течение дня численность противников росла, и каждому из нас удалось набрать очки. Под нами весь ад вырвался на поверхность — куда ни посмотришь, везде царили полный хаос и растерянность».

Именно лётчики 5./JG 54 во главе с лейтенантом Лангом провели перед обедом первый результативный бой с советскими штурмовиками и истребителями. После схваток в период 11:15–11:42 в районе Глебовка — Козаровичи — Лютеж немецкие пилоты доложили об уничтожении шести штурмовиков Ил-2 и трёх «Яков», при этом сразу четыре «горбатых» и все три истребителя стали жертвами командира отряда.

Хотя время и район немецких заявок серьёзно отличаются от времени и района первых потерь штурмовиков 2-й воздушной армии, можно предположить, что перед полуднем пилоты «Фокке-Вульфов» имели дело с экипажами 291-й шад. С утра «Илы» это дивизии приступили к уничтожению бронетехники, автомашин, артиллерии и живой силы в районе посёлка Пуща-Водица, что к северо-западу от Киева.


Командир 617-го шап подполковник Д.Л. Ломовцев обсуждает детали вылета с офицерами своего штаба

Единственный воздушный бой с безвозвратными потерями Ил-2 произошёл, по советским данным, около 10:30, когда в районе посёлка Мощун пара Fw 190 атаковала группу штурмовиков 617-го шап. Немцы оказались упорными, производили атаки на «Илы» со стороны хвоста и в лоб, ведя огонь с убойных дистанций до 50 метров. В результате был сбит Ил-2 с экипажем младшего лейтенанта В.З. Погодаева и красноармейца М.Е. Теплякова, подбит экипаж лейтенанта Г.П. Басенко и сержанта С.П. Богданова. Лётчик произвёл посадку на окраине посёлка Староселье, но к своим экипаж не вернулся. Как выяснилось позднее, лётчик Василий Погодаев с тяжёлым ранением головы и травмой позвоночника надолго попал в госпиталь.

По советским данным, воздушным стрелкам удалось сбить одного из нападавших, а лётчик одного из Ил-2 в лобовой атаке подбил второго, но это не могло скрасить впечатление от потери двух экипажей. Почему в трудном бою штурмовикам не оказали помощь истребители сопровождения, остаётся загадкой. В донесениях 737-го иап, относящихся к вылету в это время, действия вражеских истребителей вообще не отмечены — похоже, советские лётчики-истребители просто проморгали атаки «Фокке-Вульфов».

Как бы то ни было, пилоты 5./JG 54 завысили свои результаты втрое. Помимо семи заявок Ланга, по одному сбитому штурмовику засчитали фельдфебелю Хоффману и обер-ефрейтору Манфреду Пешке (Manfred Peschke), при этом заявки именно этих двух лётчиков по времени ближе всего к потерям 617-го шап.

Справедливости ради стоит сказать, что приблизительно в то же время, когда экипажи 617-го шап вели бой над линией фронта, над своим аэродромом едва не погиб командир полка подполковник В.Д. Ломовцев. При взлёте на боевое задание после первого разворота на высоте 150 метров его атаковала пара Fw 190. В результате штурмовик получил повреждения, а лётчик был легко ранен в руку и голову. Поскольку немцы после первой же атаки набором высоты ушли на запад, Ломовцев сумел благополучно сесть на аэродроме. Этот успех явно не попал в заявки немецких лётчиков, поскольку все их заявки на сбитые Ил-2 пришлись на линию фронта и западный берег Днепра, а Ломовцев был атакован «охотниками» в тылу.

Также в этот день немецкие истребители подбили два Ил-2 из 264-й шад. Время вылета в сохранившихся документах не указано, но, судя по данным из документов сопровождавшего их 3-го гв.иап, одному из штурмовиков могло достаться как раз в период 11:20–12:00, что подходит под заявку Ланга. Возможно, в прицел аса попал Ил-2 №8516 из 235-го шап, когда группа штурмовиков этого полка была атакована восьмёркой Fw 190. В кабине погиб воздушный стрелок старшина В.Н. Акимов, а лётчик старший сержант И.В. Федин довёл подбитую машину до своего аэродрома. Из-за повреждений шасси посаженный на брюхо самолёт нуждался в полевом ремонте.

Всё же стоит признать — крайне маловероятно, что Ланг в течение шести минут мог результативно атаковать разные группы штурмовиков. Скорее всего, он имел дело с авиаторами одной или другой штурмовой дивизии.

Судя по интервалу между победами, Ланг в процессе боя со штурмовиками заявил один Як-7, а вскоре ещё два таких самолёта. Как было сказано выше, группы «Яков» и «Лавочкиных» 737-го иап боя не вели. С большой натяжкой можно допустить, что в последнем случае под атаку Ланга попал истребитель другого полка. Так, в период 11:00–12:10 восьмёрка Ла-5 40-го гв.иап прикрывала свои войска в районе Старые Петровцы — Валки — Вышгород. В районе Гута-Межигорская пара Fw 190 внезапной атакой легко повредила истребитель старшего лейтенанта В.В. Олехновича — у Ла-5 были пробиты бензобак и левая плоскость крыла. После этого советская группа в районе Новые Петровцы вступила в бой с 12 пикировщиками «Юнкерс» Ju 87 под прикрытием четырёх Fw 190, в котором повреждения маслобака получила машина младшего лейтенанта А.М. Ванчугова. Лётчик не дотянул до аэродрома и вынужденно сел в поле, разбив при этом свой истребитель.


Счастливый триумфатор на плечах механиков после 100-й победы, 2 ноября 1943 года. Кадр кинохроники

Было бы наивно отдать все эти успехи Лангу. По всей видимости, он в этом вылете прикрывал свои войска и вёл «свободную охоту», но никак не сопровождал свои пикировщики. Поэтому максимум, чего он мог добиться — это повредить Ла-5 старшего лейтенанта Олехновича. Возможно, атаковав «Лавочкин», Ланг записал на свой счёт один из двух «сбитых» им последними «Яков». Это вполне вероятно — даже опытные лётчики порой ошибались при опознавании типа атакуемого самолёта.

Со следующей заявкой Ланга ещё меньше ясности. В вылете около 15:00 ас скромно для себя заявил всего одну победу — после его очередей к земле в районе посёлка Блиставица устремился один Ла-5. По советским данным в период 14:00–15:22 или 16:35–17:37 в воздушном бою был подбит истребитель младшего лейтенанта А.М. Денисова из 91-го иап. Раненный лётчик произвёл вынужденную посадку в районе села Низшая Дубечня. Самолёт Як-7Б №4777 восстановлению не подлежал, а лётчика отправили в госпиталь. Однако если это произошло именно в обеденное время, то на этот успех есть более подходящие кандидаты — в период 14:25–14:40 фельдфебель Альфред Гросс заявил Як-9 и Як-7, а фельдфебель Хоффман — ещё один Як-9. Но потеря самолёта 91-го иап могла прийтись и на период 16:35–17:37, когда с немецкой стороны было сделано ещё пять-шесть заявок на сбитые «Яки», о чем речь пойдёт ниже.

В 16:05 на прикрытие 12 штурмовиков Ил-2 вылетела шестёрка Ла-5 3-го гв.иап. В районе цели советские лётчики заметили корректировщик «Фокке-Вульф» Fw 189, который шёл в сопровождении шести Fw 190. Пилоты «Лавочкиных» не стали отвлекаться на «раму» и продолжили выполнение задания, а вот немцы решили воспользоваться шансом ударить первыми, и на ведущую пару Ла-5 свалились четыре «Фокке-Вульфа». Под молниеносную атаку попал ведомый младший лейтенант Н.С. Демешев. Выпущенная немецким лётчиком пушечная очередь достигла цели, и горящий Ла-5 №3331 упал в районе Пуща-Водица. Судя по времени событий, эта победа, вероятно, была одержана именно Лангом, который в 16:20 заявил сбитый Ла-5. Однако к этому успеху лётчик в том же вылете без лишней скромности добавил ещё семь Ил-2 и два Як-9 — итого заявив 10 побед за вылет. Приземлился Ланг на своём аэродроме уже мировым рекордсменом — 18 сбитых вражеских самолётов за день!

Район севернее Киева, в котором 3 ноября 1943 года одерживал победы Эмиль Ланг. Синим цветом отмечен первый бой, голубым — второй, зелёным и жёлтым — третий и четвёртый

Что касается заявок Ланга на «Илы», то вполне возможно, что в его прицел попал Ил-2 из 241-го шап, который в ходе выполнения задания около 16:25–16:30 был атакован сзади слева парой Fw 190 и получил повреждения. Также приблизительно в это время мог пострадать от огня аса штурмовик будущего Героя Советского Союза старшего лейтенанта М.М. Берникова из 809-го шап. В не известное точно время, в период 11:10–17:10, его Ил-2 №4967 был атакован тремя вражескими истребителями и вернулся на аэродром совершенно избитый — с дырявыми колёсами шасси, повреждениями заднего лонжерона левой плоскости, руля поворота и килем, пробоинами в кабине стрелка и воздушном винте, отбитыми элероном левой плоскости и правой половиной руля глубины. В конце пробега у штурмовика подломилась правая стойка шасси, при этом погнулся винт и деформировалась правая плоскость крыла. Однако и тут на 100% нельзя отдать оба успеха Лангу, поскольку в том же бою на один сбитый Ил-2 претендовал лётчик его эскадрильи фельдфебель Фриц Цандер (Fritz Zander). Если же Ил-2 Берникова был повреждён в другое время, то результативная атака могла быть на счету какого-то другого пилота II./JG 54 или вообще не попасть в заявки.

Помимо Ланга, на сбитые в период 16:38–16:56 «Яки» претендовали ещё несколько лётчиков. В общей сложности немцы заявили за 20 минут боя шесть уничтоженных Як-9, но за день истребительные полки 2-й воздушной армии потеряли всего два Як-7Б. Помимо упомянутого выше младшего лейтенанта А.М. Денисова из 91-го иап, в период 15:27–16:30 в воздушном бою был подбит истребитель младшего лейтенанта Н.Г. Лопаткина из 32-го иап. После вынужденной посадки самолёт отправился в ремонт, а раненный лётчик убыл в госпиталь. По всей видимости, этот успех можно отнести на счёт обер-фельдфебеля Вольфа, который заявил одну победу над Як-9 в 15:55.


Кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями Эмиль Ланг (на фото в звании обер-лейтенанта). Точку в карьере аса поставили 3 сентября 1944 года британские «Спитфайры» над Бельгией. К тому моменту командир II./JG 26 гауптман Ланг имел на своём счету 173 воздушные победы

Справедливости ради стоит сказать, что некоторые реальные советские потери не соотносятся со временем в немецких заявках, поэтому их пока невозможно записать на счёт кого-то из немцев, среди которых мог быть и Ланг. Кроме того, как было сказано выше, иногда немцы путали типы атакованных машин. Так, хотя немецкие донесения пестрили сбитыми «Яками», основную тяжесть боев этого дня вынесли полки, вооружённые «Лавочкиными». Особенно чувствительными оказались потери 8-й гв.иад.

В воздушных боях с истребителями в период 13:05–13:35 или 16:30–17:25 был подбит младший лейтенант М.С. Койдан из 88-го гв.иап. Лётчик разбил свой Ла-5 на вынужденной посадке и получил тяжёлое ранение, из-за чего позднее его списали из истребительной авиации. Возможно, кто-то из немцев в бою ближе к вечеру спутал тип атакованного самолёта и ошибочно записал на свой счёт «Як». Пропал без вести после воздушного боя младший лейтенант Я.И. Маканин из того же полка — позднее стало известно, что он был сбит в воздушном бою над западной окраиной Киева. Судя по району падения, этот Ла-5 №0447 стал 14-й победой лейтенанта Карла-Гейнца Люхау (Karl-Heinz Lüchau) из 12./JG 54.

Ещё одну тяжёлую потерю понёс 40-й гв.иап. Выполняя в период 15:24–16:24 задание по прикрытию своих войск, восьмёрка Ла-5 во главе со штурманом полка капитаном В.К. Кулешовым была наведена с земли на ненавистный советской пехоте корректировщик «Фокке-Вульф» Fw 189. Ведущее звено атаковало вражескую машину, и Кулешов сразил противника, однако на выходе из атаки сам попал под удар сверху и снизу сразу двух пар Fw 190. Атаку верхней пары сумел отразить старший лейтенант Б.А. Кукуруза, который вскоре увидел горящий «Лавочкин» ведущего — судя по всему, машину Кулешова успела расстрелять нижняя пара. По другим данным, Ла-5 был сбит ответным огнём корректировщика. Капитан Кулешов выпрыгнул из горящего самолёта, однако его парашют не раскрылся. На момент гибели советского аса на его счету числилось 16 личных и 5 групповых побед. В феврале 1944 года Кулешов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Судя по отсутствию подходящих заявок немецких истребителей, версию гибели советского лётчика от огня стрелка с Fw 189 следует считать более предпочтительной.

В ходе очередного вылета штурмовиков 291-й шад около 16:00–16:10 восьмёрка немецких истребителей пыталась атаковать «Илы», но их отсекло прикрытие из 737-го иап. В бою с «Фокке-Вульфами» был подбит Ла-5 ведомого одной из пар младшего лейтенанта С.А. Платова. Советский лётчик взял курс на свою территорию, сумел перетянуть Днепр, но на посадке разбил самолёт и умер от ран. Вероятно, этот успех также не вошёл в список побед II./JG 54 — ближайшая по времени заявка обер-фельдфебеля Альбина Вольфа на Як-9 скорее соотносится с Як-7Б младшего лейтенанта Н.Г. Лопаткина, о чем говорилось выше.

Несмотря на всю путаницу и нестыковки в документах обеих сторон, в целом реальную результативность лётчиков II./JG 54 в этот день установить вполне реально. Так, в схватках с вражескими истребителями 2-я воздушная армия лишилась 10 или 11 машин, которые были сбиты, разбились на вынужденных посадках или сели с убранным шасси вне аэродромов и нуждались в ремонте. В это число вошли два Ил-2, шесть или семь Ла-5 и два Як-7Б. При этом, судя по документам, не все эти потери вошли в дошедшие до нас немецкие заявки. С повреждениями, полученными в воздушных боях, на свои базы вернулись пять Ла-5 и минимум четыре Ил-2.

Подчинённые гауптмана Рудорффера отчитались в уничтожении 16 штурмовиков, 15 «Яков» и четырёх «Лавочкиных». Из этих 35 побед 30 пошли на счёт всего пятерых лётчиков отряда 5./JG 54, действовавших с аэродрома столицы Украины. Таким образом, в отношении советских самолётов, которые были уничтожены или совершили вынужденные посадки в чистом поле, немецкие истребители завысили свой результат примерно в 3,5 раза.


Вручение наград в ставке Гитлера. Эмиль Ланг крайний слева. 22 ноября он был награждён Рыцарским крестом, а три дня спустя получил ещё и Немецкий крест в Золоте

Несмотря на высокую активность и вполне реальные успехи, воспрепятствовать работе советской ударной авиации у немцев практически не получилось. Пары десятков «Фокке-Вульфов» не могло хватить на противодействие сменяющим друг друга группам штурмовиков, прикрытых истребителями. Так, из девяти групп 4-й гв.шад лишь две подверглись атакам немецких истребителей, которые были успешно отражены истребителями сопровождения и воздушными стрелками. Ещё в одном случае советские экипажи наблюдали четвёрку немцев, которые маневрировали в стороне, но даже не попытались вступить в бой. 291-я шад нанесла за день три массированных удара, в каждом из которых приняло участие по 40–60 штурмовиков. Как говорилось выше, лишь в ходе утреннего удара паре Fw 190 удалось добиться успеха, однако сорвать удар по своим наземным войскам лётчики II./JG 54 не смогли и в этом случае. Неудачными оказались и их попытки противодействия бомбардировщикам 202-й бад.

Увы, сильно завышали свои успехи не только немцы. В ходе 35 воздушных боёв только истребители 2-й воздушной армии заявили 33 победы, а ещё два немецких истребителя пополнили счета экипажей штурмовиков. Ещё более оптимистично оценили результаты своей стрельбы советские зенитчики. Так, согласно сводкам 1-го Украинского фронта, огнём с земли было сбито 45 самолётов!

Немецкие документы сообщают о куда более скромных потерях. Отряд 5./JG 54 лишился одного Fw 190A-4, получившего на посадке фатальные повреждения, оценённые в 85%. Причиной указано повреждение шасси в ходе небоевого вылета, но, вполне вероятно, что самолёт был подбит в бою. Предположительно, от зенитного огня получил повреждения один «Юнкерс» Ju 88A-4 из отряда 3./KG 3, три члена экипажа которого без приказа выпрыгнули с парашютами и пропали без вести. Не избежали проблем и союзники немцев. 2-я венгерская бомбардировочная эскадрилья потеряла один Ju 88, сбитый зенитным огнём. Вероятно, к этому же дню стоит отнести потерю одного венгерского «Мессершмитта» Bf 109. По венгерским данным, он перевернулся на посадке после повреждений в результате обстрела противником и получил повреждения в 50%. Хотя в документах фигурирует дата 4 ноября, можно предположить, что потерю учли лишь на следующий день, поскольку 4 ноября погода испортилась настолько, что вся 2-я воздушная армия произвела за день только три вылета. Наблюдатели отмечали пролёты одиночных вражеских разведчиков, а воздушных боев не было вообще.

Итоги «рекорда»

Так каков реальный итог дня был немецкого рекордсмена? Даже если допустить, что оба сбитых штурмовика 617-го шап стали жертвами именно Ланга, а в некоторых документах перепутано время вылетов — даже в этом случае можно с уверенность утверждать, что реально 3 ноября 1943 года на счёт Ланга можно отнести не более 3–4 сбитых самолётов. Вероятно, немецкий ас также сумел повредить несколько машин, которые благополучно вернулись на свои аэродромы, поэтому не могут рассматриваться как подтверждённые победы. Возможно, когда-то откроются новые источники информации по сражению в небе Киева, и появится возможность назвать точную цифру реальных успехов «Булли», однако вряд ли она сколь-нибудь значительно превзойдёт те, что мы озвучили.


Обложка журнала «Берлинер Иллюстрирте Цайтунг» от 13 января 1944 года. Подпись гласит: «Восемнадцать за день. Возвращение победителя»

В тот же день Ланг стал настоящей звездой и, вероятно, получил временный запрет на боевые вылеты — по всей видимости, в целях пропаганды успешных действий лётчиков люфтваффе в битве за Киев героя нельзя было подвергать опасности хотя бы в ближайшие дни. До конца сражения за столицу Украины побед он больше не одерживал, а 22 ноября удостоился Рыцарского креста. Его портрет украсил обложки немецких иллюстрированных журналов.

Суммируя всё вышесказанное, можно с уверенность сказать, что автором рекорда по сбитым за день самолётам, подтверждённым противоположной стороной, на советско-германском фронте был точно не Эмиль Ланг. Кому принадлежит пальма первенства, ещё предстоит выяснить историкам. К слову, спустя всего три дня над Киевом будет установлен ещё один рекорд по числу воздушных побед, но об этом мы расскажем в следующий раз.


Авторы благодарят Виталия Тимошенко (Украина), Матти Салонена (Финляндия) и Шимона Тетеру (Польша) за предоставленные материалы.


Статья была впервые опубликована на сайте WARSPOT. На нашем сайте публикуется с согласия автора. (Прим. редакции). 

Поделиться
Комментарии
Pavel Fedoseenkov
09.01.2024 22:11:51
Спасибо за статью! Как говориться- Бумага стерпит всё. Главное не  надо верить словам, а надо требовать доказательства как наземных служб, так и лётчиков с которыми вылетали. А архивы, ещё преподнесут сурпризы.
Дмитрий Перепичай
30.01.2024 16:49:37
Рекорд по фантазиям точно побит..  где-то горестно вздыхает Хартман..  эх кабы знать что даже так прокатит
Дмитрий Перепичай
30.01.2024 16:51:03
Такое ощущение что 5й шварм  специально отселили для выращивания "героя"
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.