Эскадрилья «Ультиматум»: от лорда Керзона до генерала Франко (Часть 2)

04 августа 2022

Анастасия Туманова

1

517

Эскадрилья «Ультиматум»: от лорда Керзона до генерала Франко (Часть 2)

Продолжение летописи эскадрильи "Ультиматум", созданной в 1923 году ответ на ноту британского министра иностранных дел лорда Керзона. Подробнее о том ,что предшествовало ее созданию и про ее боевой путь до 1924 года читайте в первой части статьи.

1-я разведывательная авиационная эскадрилья «Ультиматум»

Приказом РВСР личный состав авиаотряда «Ультиматум» из Москвы перебрасывается в город Витебск и слиянием с 13-м отдельным разведывательным авиаотрядом, базировавшимся в Витебске, переформируется в 1-ю разведывательную авиационную эскадрилью «Ультиматум», не позднее 1 мая 1925 года. Командиром эскадрильи назначается лётчик Волковойнов, начальником штаба лётнаба Монахов, помощником начальника штаба военного лётчика Турчанович, военным комиссаром Зеленцев.

Формирование произошло 1 июня 1925 г.

При перелёте из Витебска к месту постоянной дислокации, в город Гомель, в тумане разбиваются военный лётчик Беликов и механик Вольнов, военлёт Суздальцев и механик Томчик получили увечья и ушибы.

В 1925 г. эскадрилья принимает участие в окружных общевойсковых манёврах.

26 января 1926 г. во временное командование вступает начальник штаба ВВС Западного военного округа старший лётнаб Михайлов. На эту дату, эскадрилья насчитывает 14 лётчиков, 5 лётнабов, 13 механиков и 128 человек прочего состава.

В Гомеле эскадрилья приступает к учебной работе: оборудуются кабинеты, лаборатории, ведёт лётную тренировку.

2 марта 1926 г. командир эскадрильи лётчик Волковойнов (указан как старший лётчик-наблюдатель) убывает в распоряжение УВВС РККА. Командиром эскадрильи назначается старший лётчик Лопатин, Михайлов убывает выполнять обязанности начальника штаба УВС ЗВО.

До периода лётной учебы, лётный состав находится в отпуске (согласно первоисточника – «декретальном отпуску»), технический состав производит текущий ремонт самолётов и чистку моторов.

7 мая 1926 года начинается лётная учёба. 9-10 июня эскадрилья, совместно с наземными войсками, участвует в двусторонних манёврах «в масштабе полка». Цель – работа «по сплочению рядов и приобретению боевых навыков в лагерной обстановке». Это первая ступень учёбы – индивидуальная подготовка бойца. 13 июня эскадрилья вылетает в лагерь «Советская Белорусь» (Дретуньский полигон), где её лётный состав пополняется выпускниками авиашкол.

9 и 10 июля 1926 г. эскадрилья, совместно с наземными войсками, участвует в двусторонних учебно-тактических учениях.

12 июля лагерные сборы заканчиваются, и эскадрилья убывает к месту зимней стоянки в Гомель, но вновь меняет дислокацию, и в составе 17-и самолётов перелетает в город Бобруйск, где участвует в двусторонних учебно-тактических манёврах, совместно с наземными частями. Манёвры заканчиваются 10 сентября 1926 г. и эскадрилья вновь перелетает к месту зимней стоянки в Гомель.

Налет 1-й разведывательной эскадрильи "Ультиматум"

16-я авиационная эскадрилья «Ультиматум»

15 октября 1926 года 1-я разведывательная эскадрилья «Ультиматум» переименовывается в 16-ю авиаэскадрилью «Ультиматум». Эскадрилья приступает к зимней лётной учёбе.

8 декабря 1926 г. вновь меняется командир эскадрильи: старший военный лётчик Лопатин сдал командование старшему лётнабу Михайлову. 

Эскадрилья вновь пополняется молодыми лётчиками.

Результатом зимней учёбы становится обучение отрядов их командирами, ранее самостоятельно командиры свои отряды не обучали.

15 апреля 1927 г. лётная учеба продолжается и в эскадрилью прибывает комсостав наземных войск «для стажировки на должностях младших летнабов».

19 июня 1927 г. состоялся «Звёздный перелёт», во время которого 12 самолётов перелетали из различных городов центральных, южных и западных областей СССР на Центральный аэродром г.Москвы. Согласно информации из открытых источников в интернете, в перелёте участвовала 12 экипажей от Ленинграда до Ростова-на-Дону на самолётах Р-1 и Фоккер C.IV. Экипаж 16-й авиаэскадрильи «Ультиматум» (командир Яхонтов, лётнаб Бакин, механик Кулешов) занимает третье место. 


Нагрудный знак «Звездный перелет», 1927 г.

24 июля, по окончании первой и второй ступени обучения, эскадрилья вылетает в Бобруйск на авиационные лагерные сборы «Большевик», по окончании которых принимает участие в двусторонних учебных манёврах, совместно с наземными войсками.

23 октября 1927 года эскадрилья в полном составе (воздушный эшелон из 16-ти самолётов и наземный из 27 человек) перелетает в г. Серпухов для участия в торжественном праздновании десятилетия Октябрьской революции. За «безаварийный перелёт в тяжелых атмосферных условиях» личный состав эскадрильи приказом РВС СССР награждён месячным окладом содержания.

17 ноября эскадрилья возвращается на зимнюю стоянку в Гомель, где, после периода осенних отпусков, приступает к планомерной учёбе (3 января – 1 апреля 1928 г.).

1 апреля 1928 г. Гомельский авиагарнизон переформировывается в 8-ю авиабригаду, в состав которой входит 16-я авиаэскадрилья «Ультиматум».

В 1928 г. эскадрилья перевооружается на самолёт Р-1, с мотором М-5. Переход с одного типа самолёта на другой затруднений не вызвал ни у лётного, ни у технического состава.  

27 мая 1928 г. эскадрилья убывает в лагеря «Большевик» (г. Бобруйск).

Из состава эскадрильи выделяются два звена в г. Смоленск с оперативным заданием, 24 июля 1928 г. – два звена для учебного полета Бобруйск – Киев, Киев – Бобруйск. 28 июля эскадрилья в составе десяти экипажей во главе с комэском выполняет учебный перелёт Бобруйск – Харьков и Харьков – Бобруйск. 

17 августа 1928 г. эскадрилья прибывает на зимнюю стоянку в г. Гомель. 20 августа из состава эскадрильи выделяется два звена в г. Смоленск для участия в лётном состязании, за отличную работу в котором звенья награждены. 

С 5 по 17 сентября эскадрилья участвует в Киевских всесоюзных маневрах РККА. 

17 сентября лётный эшелон прибыл в г. Гомель, а 18 сентября убыл в г. Минск для проведения маневров БВО. Из Минска эскадрилья перебрасывается в г. Борисов, из г. Борисова в г. Лепель. 24 ноября, по окончании манёвров, эскадрилья возвращается на зимнюю стоянку в гор. Гомель. 

1-го октября 1928 г. часть личного состава уходит в отпуск, остальной личный состав приступил к зимней учёбе.

Командир эскадрильи, старший лётчик-наблюдатель Михайлов, убывает к новому месту службы в г. Воронеж. В командование эскадрильи вступил старший лётчик Орловский. Начальник штаба эскадрильи старший лётнаб Монахов убывает к новому месту службы в г. Витебск, его заменяет старший лётчик-наблюдатель Романенко. Командиры звеньев: Яхонтов убывает в распоряжение «Добролета», Зинкевич в распоряжение начальника Смоленского авиазавода № 35. Вместо Яхонтова назначается Милков, вместо Зинкевича звеном временно командует старший лётчик Плахов.

Перед началом лётной учебы эскадрилья получает пополнение из 10 лётчиков.

В начале учебы командование выделяются два экипажа для перелёта с фотографированием в город Киев. 

Эскадрилья в составе одиннадцати экипажей убывает в Киев.

29 июля 1929 г. эскадрилья убывает для занятий по взаимодействию с наземными войсками. 

17 августа эскадрилья в составе 16-ти экипажей убывает для облёта площадок: Бобруйск – Осиповичи и Слуцк – Бобруйск. 18 августа эскадрилья возвращается в Гомель.

27 августа 1929 г. командир эскадрильи Орловский и старший лётнаб Сычев убывают в большой круговой перелёт командиров эскадрилий, с целью «проверки подготовки комсостава и качества лётных машин и приборов, углубления боевой подготовки». Экипаж комэска Орловского занял третье место.

10 сентября эскадрилья убывает на большие Бобруйские маневры в г. Минск (местечко Королево), откуда и перебрасывается в г. Бобруйск. По окончании маневров эскадрилья возвращается в г. Гомель.

Комиссар эскадрильи Зеленцев убыл к месту новой службы в г. Москву. Временно комиссаром эскадрильи назначается командир звена лётчик Машков. 

К началу зимней учёбы эскадрилья пополняется пятью лётчиками-наблюдателями.

1-го октября 1929 г. часть личного состава уходит в отпуск, остальной состав приступает к зимней учебе до 1 апреля 1930 г.

В 1929 г. эскадрильи дана краткая оценка боевой подготовки. Отмечалось, что:

• техника пилотирования у большинства лётного состава удовлетворительная; посадка в общем хорошая, но не однородная;

• групповая слётанность вполне удовлетворительная, могут летать в составе звена;

• маневрирование по горизонтали и вертикали хорошее;

• работа на больших высотах хорошая, но требуется тренировка;

• в бреющий полёт штурмовики ходить могут, но на небольшие расстояния; 

• 75% части могут работать «ночью при кострах и прием на посадку на ракеты»;

• выполнять задания по боевому применению могут отдельные экипажи;

• воздушная стрелковая подготовка:
- по наземным целям удовлетворительная;
- по воздушным целям неудовлетворительная, нужна тренировка;

• наземная стрелковая подготовка лётного состава хорошая;

• бомбардировочная подготовка недостаточная: «мало подготовки бомбометания с больших высот отдельных самолетов и подразделений»;

• фотографирование удовлетворительное, требуется «тренировка в обработке съемки»;

• аэронавигация вполне удовлетворительная;

• общая химподготовка слабая, практическая работа у самолётов в противогазе не производилась;

• знание матчасти (самолёты, моторы и вооружение):
- лётного состава удовлетворительное, «но требуется углубление знаний»;
- технического состава неоднородное.

В 1930 г. эскадрилью в составе авиабригады инспектировал начальник ВВС БВО Кушаков и, в июле того же года, в присутствии наркома Ворошилова - заместитель начальника ВВС РККА Алкснис.

Общее заключением за лётный период учёбы 1930 г. гласило:· 

 «Характеристика подготовки части по основному назначению и по выполнению задач: 
Часть, как армейская разведывательная эскадрилья целиком не подготовлена для выполнения армейской разведки в силу уклона на бомбометание и стрельбу.
Подготовка удовлетворительная по штурмовым действиям пулеметным огнем и бомбометанию.
Взаимодействие с войсками /степень успешности и выполнения задания и характер работы/ вполне удовлетворительно».   

За летний период было совершён ряд перелётов на самолетах Р-1:

4 мая 1930 г. Гомель – Смоленск, Смоленск – Гомель.

29 июня Гомель – Витебск, Витебск – Гомель.

13 августа Гомель – Харьков, Харьков – Гомель.

С 23 января по 19 августа в эскадрильи произошло восемь аварий.


Самолет Р-1 (фото из открытых источников)

В зимний период  с 15 декабря 1930 г. по 1 апреля 1931 г. взаимодействие с наземными войсками не производилось, кроме отдельных заданий экипажам и звеньям, выделялись самолёты в состав других частей бригады для работы по взаимодействию с наземными войсками.

За 1931 год в эскадрильи произведены шесть вынужденных посадок.

За зимний период боевой подготовки с 15 декабря 1931 г. по 20 апреля 1931 г эскадрилья катастроф и аварий не имеет.

«посадки с выключенными моторами прошли все летчики, включая и молодых. Техника полета отработана, вытянуты в продолжительность полета до 3-х часов и выполняют боевые задания по спец службам. Командирская учеба по плану выполнена полностью, за исключением тактики 50%, что является недостаточной тактической подготовкой руководителей отрядных групп»
В ноябре 1931 г. командир эскадрильи Орловский убывает к новому месту службы в Москву, в командование вступает вновь назначенный командир старший лётчик Сарычев.

С 1-го апреля эскадрилья перевооружается новой матчастью с самолётов Р-1 на самолёты Р-5 с М-17.

В 1931 г. эскадрилья инспектировалась:

- в январе в составе авиабригады начальником ВВС БВО Кушаковым (о ходе боевой подготовки);

- в феврале в составе авиабригады инспекцией ВВС БВО (о состоянии материальной части);

- в июле Межераупом;

- в августе и сентябре инспекцией ВВС БВО (о состоянии аэронавигационной службы);

- в сентябре комиссией ВВС БВО проверялась готовность материальной части к зимнему периоду.

С 17-го по 26 сентября того же года эскадрилья участвовала в окружным манёврах БВО.

В июле 1932 г. эскадрилья инспектировалась зам. начальника ВВС РККА Наумовым.

В сентябре 1932 г. 16-я авиаэскадрилья «Ультиматум» в полном составе участвовала в окружных учениях БВО.

В декабре 1932 г. командир эскадрильи Сарычев убывает к новому месту службы на станцию Сещенская, во временное командование эскадрильей вступает командир отряда Кузнецов П.Н.


-

5-я разведывательная авиационная эскадрилья «Ультиматум»

29 января 1933 г. 16-я авиационная эскадрилья «Ультиматум» переименовывается в 5-ю разведывательную авиационную эскадрилью «Ультиматум». В июне того же года в командование эскадрильи вступает вновь назначенный командир старший лётчик Гусев К.М., временно командовавший Кузнецов убывает к месту новой службы в 23-й авиационный отряд.


Гусев Константин Михайлович

1-2 октября 1933 г. 5-я разведывательная авиаэскадрилья «Ультиматум», в составе бригады, инспектируется начальником ВВС РККА Алкснис (о ходе боевой подготовки).

Оценка инспекции:

- техника пилотирования отлично;

- огневая подготовка отлично;

- строевая и физическая подготовка удовлетворительно с плюсом.

За «личные высокие показатели» комэск Гусев получил денежное вознаграждение в 250 рублей, вр. военкома Орловский велосипед.

Налёт эскадрильи за 1933 год: 1313 посадок, 1269 часов, 06 минут.

9-я легко-штурмовая эскадрилья «Ультиматум»

19 января 1934 г. 5-я авиационная разведывательная авиационная эскадрилья «Ультиматум» переименована в 9-ю легко-штурмовую эскадрилью «Ультиматум».

25 марта того же года эскадрилья получает четыре самолёта Р-5 от 29-й легко-штурмовой авиаэскадрильи.

24 апреля был совершен перелёт Гомель-Москва, в составе 12-ти экипажей на самолетах Р-5 с М-17, для участия в Первомайских торжествах. При посадке в Москве, на Центральном аэродроме, потерпел аварию самолет пилотируемый пилотом Кульбак с лётнабом помощником начальника штаба по разведке Немченко. Экипаж невредим, самолёт сдан в заводской ремонт.

4 мая участвовавшие в первомайских торжествах в Москве 12-ть экипажей возвратились на Гомельский аэродром.

18 августа того же года звено под командованием вр. командира отряда Сотник в составе сводного воздушного отряда участвовало в воздушном параде в Москве в день Авиации. Работа сводного отряда получила оценку от начальника ВВС РККА Алксниса отлично.

 9 августа звено командира звена Бочарова В. участвовало в составе 7-й штурмовой эскадрильи, в опытных учениях ПРИВО, совершив при этом перелёт  Гомель – Энгельс и обратно.

18 августа звено под командованием врид. командира отряда Сотник А.Т. участвовало в составе сводного отряда от 252-й авиабригады под общим командованием командира 29-й легко-штурмовой эскадрильи Латенко В.Ф., в праздновании дня авиации, совершив при этом перелёт Гомель-Москва и обратно.

С 2-го по 11-е сентября сводный отряд в составе 12 экипажей под командованием вр. командира отряда Сушина В.С., в составе 29-й легко-штурмовой авиаэскадрильи участвовало в окружных маневрах, совершив при этом перелёт Гомель – Приямино – Минск – Гомель.

22-го октября окончили полностью программу ввода в строй: 5 командиров звеньев, 5 лётчиков и 6 пилотов с выполнением 1-й задачи воздушной стрельбы КОП-33 с оценкой на отлично.

3-го сентября командир эскадрильи Гусев Константин Михайлович на Бобруйском аэродроме окончил инструкторскую программу инструментальных полетов с оценкой по всем упр. на отлично.

С 12 ноября по 30 декабря закончили полностью программу инструкторских инструментальных полетов командир отряда Коробейник Д.П., вр. командир отряда Сушинин В.С.


Налет эскадрильи за 1934 учебный год

Командование 252-й авиабригады по итогам боевой подготовки за 1934 учебный год признает первенство 9-й шаэ среди штурмовых частей.

В 1935 г. 9-я шаэ «Ультиматум» получает 10 самолётов Р-5ССС с мотором М-17ф с московского авиазавода № 1 для проведения войсковых испытаний и в ноябре-декабре того же года перевооружается с самолётов Р-5 с М-17 на самолёты Р-5ССС с М-17ф.

28-29 сентября 1935 г. 2-й отряд под командованием Стрелкова (9 самолётов) принимает участие в бригадно-окружных соревнованиях отрядов штурмовой авиации. Отряд занял первое место, набрав 38,8 очков. Командир отряда Стрелков премирован 500 рублями, личный состав отряда – 2500 руб.

10 марта 1936 г. эскадрилья получает с московского авиационного завода № 39 и перегоняет со Щелковского аэродрома три самолёта ДИ-6 с М-25 для производства войсковых испытаний.

В 1936 г. 27-мь экипажей 9-й шаэ «Ультиматум» на самолётах Р-5ССС в составе бригады вновь участвует в воздушном первомайском параде в Москве. Оценка Наркома Обороны работы эскадрильи на параде – отлично.

10-15 июля отряд под командованием капитана Стрелкова А.В. в составе девяти самолётов участвовал в опытных учениях ВВС БВО, совершив перелёт Бронное – Балабасов и обратно. 21 июля 1936 г. на посадочной площадке Бронное сильным штормом разбито и поломано 22 самолёта Р-5ССС и 2 самолёта У-2: 15 самолётов отремонтированы в части, 3 самолёта требуют заводского ремонта, 4 самолёта разбиты окончательно. У-2 ремонту не подлежат.

Также в 1936 г. эскадрилья участвовала в:

- 14-19 августа в воздушных манёврах ВВС РККА (4 самолёта), Гомель – Рудня и обратно;

- 8-11 сентября в манёврах БВО, перелёты Гомель – Бобруйск, Бобруйск – Минск – Гомель. Оценка Наркома Обороны – отлично.

В сентябре того же года, по окончании войсковых испытаний, один самолёт ДИ-6 с М-25 передан в 142-ю авиабригаду.

С 26 сентября по 8 октября 1936 г. 2-й отряд, под командованием капитана Стрелкова, составе 9-ти самолётов участвовал в бригадно-окружных соревнованиях отрядов лёгкой штурмовой авиации, где отряд занял первое место, набрав 63,24 очка. Командир отряда награждён фотоаппаратом, личный состав отряда – велосипедом, охотничьим ружьём и премией в 2600 руб.

Двенадцать экипажей эскадрильи, в составе сводной эскадрильи бригады под командованием комэска майора Гущина, участвовала в воздушном параде в Москве в честь 19-й годовщины Октябрьской революции. Эскадрилья базировалась на Щелковском аэродроме.


Налёт эскадрильи

Аварии и катастрофы 1933-1936 г.г.

26 октября 1936 г. из состава эскадрильи выделено в специальную правительственную командировку в Испанию 10 самолётов Р-5ССС, 9 лётчиков (в том числе комэск Гусев), 8 штурманов и лётнабов, 12 человек среднего технического состава, один человек младшего начсостава. 

28 декабря 1936 г. прибыл и вступил в командование вновь назначенный командир и военком майор Аладинский В.И.

Из тридцати человек лётного и технического состава 9-й шаэ «Ультиматум», воевавших в испанском небе на стороне республиканцев, двадцать восемь были награждены орденами:

Красного Знамени:

1. Командир эскадрильи майор Гусев К.М.

2. Командир отряда капитан Стрелков А.В.

3. Вр. командир отряда старший лейтенант Левский В.В.

4. Штурман отряда  Каськов С.Р.

5. Младший лётнаб лейтенант Акуленко П.С.

6. Младший лётнаб лейтенант Карпенко С.М.

7. Старший лётчик лейтенант Волков И.А.

8. Младший лётчик лейтенант Никифоров Г.Н.

9. Штурман звена лейтенант Городняков М.Г.

10. Младший лётнаб лейтенант Кузькин И.Е.

11. Младший лётнаб лейтенант Мачаидзе В.Т.

12. Командир звена лейтенант Никифоров В.В.

13. Младший лётчик лейтенант Поливалов М.М.

14. Младший лётчик лейтенант Сазонов П.В.

15. Штурман отряда лейтенант Черепко П.С.

Орденом Красной Звезды:

1. Вр. старший инженер воентехник 1-го ранга Миханов Г.В.

2. Младший мастер по вооружению воентехник 2 ранга Столяров П.М.

3. Младший авиатехник воентехник 2-го ранга Воротнев Н.Е.

4. Младший авиатехник воентехник 2-го ранга Винецкий Я.Б.

5. Вр. техник звена воентехник 2-го ранга Кондратенко М.И.

6. Младший оружтехник воентехник 2-го ранга Кондратович В.И.

7. Техник звена воентехник 2-го ранга Кулагин М.И.

8. Младший авиатехник воентехник 2-го ранга Куликов И.Т.

9. Старший техник по приборам воентехник 2-го ранга Новокрещенов С.В.

10. Техник звена воентехник 2-го ранга Смирнов М.А.

11. Младший авиатехник воентехник 2-го ранга Сорокин С.Д.

12. Младший авиатехник воентехник 2-го ранга Хабычев А.П.

13. Моторист младший командир Соколов Г.М.

Командиры эскадрильи:


-

Военкомы эскадрильи:


-

Дальнейшая история 9-й легко-штурмовой авиаэскадрильи требует проведения исследований в Российском государственном военном архиве.

Источники:

  1. РГВА, фонд 34912, опись 1, дело 3975 «16 авиаэскадрилья "Ультиматум"»;
  2. РГВА, фонд 34912, опись 1, дело 3976 «16 авиаэскадрилья "Ультиматум"»;
  3. РГВА, фонд 29, опись 8, дело 271 «Список арестованных ответственных работников Главвоздухфлота и переписка с юрисконсультом о выяснении причин ареста»;
  4. РГВА, фонд 33987, опись 3а, дело 793 «Альбом фотоснимков преподавательского состава и аудиторий Военной школы летчиков-наблюдателей им. Ворошилова»;
  5. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны. 1918-1922: [16+] В.Н. Конев, Н.Н. Зиновьев. М.: Фонд «Русские Витязи», 2018. - 204 с.;
  6. Скворцова Ю.С. «Международное положение и внешняя политика Советской России в 1920-е гг.»
  7. Валерий Иванович Кононов «Воинский некрополь» https://iknigi.net/avtor-valeriy-kononov/89902-voinskiy-nekropol-v-parke-orlenok-valeriy-kononov/read/page-1.html
  8. http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/samolety-razvedchiki-2/samolety-razvedchiki-1920-e-1940-e-gody/samolet-razvedchik-r-1-2/samolet-razvedchik-r-1/#:~:text=19%20%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F%201927%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D1%81%D1%8F,%D0%A0%2D1%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B2%D0%B0%20%C2%AB%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B0%C2%BB%20C%2DIV
  9. https://proza.ru/2017/06/08/255
Поделиться
Комментарии
Рыбьяков Рыбьяков
04.08.2022 13:24:19
Основательная работа! Спасибо.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.