Эскадрилья «Ультиматум»: от лорда Керзона до генерала Франко (Часть 1)

Авиация, СССР

Эскадрилья «Ультиматум»: от лорда Керзона до генерала Франко (Часть 1)

Эскадрилья «Ультиматум» в 1923 г. была создана в ответ на ноту британского министра иностранных дел лорда Керзона, грозившего СССР разрывом торговых отношений. «Предок» эскадрильи, 6-й отдельный разведывательный авиаотряд, прошёл долгий боевой путь на фронтах Гражданской войны и борьбы с бандитизмом. В 1936 г. личный состав 9-й легко-штурмовой эскадрильи «Ультиматум» воевал с франкистами уже на другой гражданской войне, в Испании.

В мае 1923 г. правительство Великобритании вручило правительству СССР составленный британским министром иностранных дел лордом Керзоном ультиматум (ноту). Угрожая разрывом торговых отношений, ультиматум требовал: в течение десяти дней прекратить антибританскую пропаганду и финансирование национально-освободительных движений на территориях, входящих в сферу политических интересов Великобритании (Персии, Афганистане и Индии), остановить религиозные преследования в СССР и ряд других требований.

В ответ на ультиматум Керзона в СССР прошли массовые демонстрации, было организовано «Общество Друзей Воздушного Флота» (ОДВФ). 17 сентября 1923 г. ,согласно приказу РВСР, было принято решение о формировании разведывательной эскадрильи «Ультиматум».

В Москве приступили к формированию при тренировочной эскадрилье отдельного разведывательного авиаотряда -  первого образцового авиационного отряда «Ультиматум». Материальная часть и имущество для отряда поступило из средств ОДВФ, собранных среди трудящихся СССР. Командиром отряда назначается военный лётчик Рутковский, военным комиссаром Герасимов.

На десятитысячном митинге, состоявшемся на аэродроме имени Троцкого (Центральный аэродром) в Москве, после парада всех воздушных частей Московского военного округа, отряду передаётся девять самолетов Фоккер C.IV, приобретённых рабочими организациями на собственные средства, два знамени и наказы, в которых отряду поручалось

 «защищать Союз ССР и  интересы трудящихся всего мира и … выражалась надежда, что [отряд] будет не только защищать [но] и прокладывать дорогу к светлому будущему».
Шефство над авиаотрядом «Ультиматум» приняло ОДВФ.

Плакат на обложке журнала «Вестник воздушного флота», 1923 г.

С получением материальной части в отряде начались тренировочные полёты, руководители 1-й высшей школы красных военных летчиков РКК ВВФ (Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота) г.Москва провели для лётного состава повторные курсы.


Военлёта Рутковского на посту командира авиаотряда «Ультиматум» сменил лётчик наблюдатель Андреев, дата его вступления в командование отрядом неизвестна. (Источник: Госкаталог.рф)

Авиаотряд «Ультиматум» совершал перелёты в Харьков, Гомель, Смоленск, участвовал в специальных манёврах МВО, работал с Академией Воздушного Флота.

Приказом РВСР личный состав 1-го авиаотряда «Ультиматум» из Москвы перебрасывается в город Витебск и, слиянием с 13-й отдельным разведывательным авиаотрядом, базировавшимся в Витебске, переформируется в 16-ю отдельную авиационную эскадрилью «Ультиматум».  

6-й отдельный разведывательный авиационный отряд: Гражданская война и борьба с бандитизмом

12 апреля 1918 г. в городе Гатчино (современная Гатчина) формируется 3-я авиагруппа, получившая при своей организации три самолёта из народной социалистической авиационной школы (бывшая военная школа авиации). Группой командовал военный лётчик Лабаев.

Исторический формуляр 16-й авиационной эскадрильи «Ультиматум»

В конце сентября – октября 1918 г. 3-я авиагруппа реорганизуется в 5-й и 6-й отдельные разведывательные авиационные отряды. 6-й отдельный разведывательный авиаотряд получает два самолёта (Вуазен и Фарман) и остается в Гатчино.

Командует отрядом военный лётчик Скрынников, комиссаром назначен Лопухин Валентин Дмитриевич. Личный состав отряда составлял по одним данным 93 человека, по другим – 104. В отряде служили 4 лётчика (Скрынников, Турчанович, Кузменко и Цидулин), 3 лётчика-наблюдателя и 4 старших моториста.

В октябре 1918 г. из отряда выделяется боевое звено, под командованием военлёта Турчановича Евгения Анатольевича, в составе двух самолётов и 19-ти человек личного состава, которое направляется на эстонский фронт и перебрасывается на станцию Малосковичи (современное название Молосковицы).


Военный лётчик Турчанович, [4]

При общем наступлении Красной Армии боевое звено перебрасывается в город Нарву, откуда и ведет боевую работу по разведке и бомбометанию.

В конце ноября, после прорыва фронта эстонцами, боевому звену путь на станцию Малосковичи был отрезан, эшелон с личным составом и имуществом отходит окружным путём через город Псков. В Нарве эстонцы захватили один самолёт Вуазен.

Получив в январе 1919 г. пополнение самолётами (Вуазен 3; Ньюпор 10, 17, 23 и Моран Парасоль: 1), отряд вновь перебрасывается на ст. Малосковичи, откуда и ведёт боевую работу на эстонском фронте, войдя в подчинение 6-й стрелковой дивизии 7-й армии. С февраля по май месяцы отряд работает в районе городов Ямбурга и Нарвы. В мае 1919 г. во время полётов разбит самолёт Моран Парасоль. 

С июня по 9 августа 1919 г., при наступлении Юденича на Петроград, отряд под прикрытием бронепоезда отступает в Гатчино, а через двое суток в селение Тосно, откуда и продолжает боевую работу. В июне и июле разбиты два самолёта Ньюпор 10 и 23.

С новым наступлением Юденича, отряд под прикрытием бронепоезда отходит со станции Малосковичи в Гатчино, а затем в селение Колпино, самолёты перелетают на Комендантский аэродром (г. Петроград), где выделяется специальный отряд для охраны станции Колпино. В августе месяце разбит самолёт Ньюпор 17.

3 ноября 1919 г. по приказу Главоздухфлота эшелон с личным составом отряда эвакуируется в Петроград. Через 10 дней авиаотряд перебрасывается в Гатчино, а боезвено  на ст. Малосковичи.

В январе 1920 г. отряд получает пять самолётов Ньюпор и один Сопвич и всего имел семь аппаратов: два Ньюпор 23, четыре Ньюпор 17 и один Сопвич.

25 марта 1920 г. боевое звено со ст. Малосковичи возвращается к месту стоянки отряда Гатчино.

28 марта 1920 г., после заключения мира с Эстонией, отряд перебрасывается на польский фронт, в город Витебск, в распоряжение комдива 53-й дивизии и Начавиарма 15-й армии.

4 апреля авиаотряд выделяет боевое звено на станцию Язвино, которое 20 мая перебрасывается в город Полоцк.

Во время полёта на разведку у военлёта Ермолаева Михаила Дмитриевича произошла авария, из-за чего пришлось вынужденно произвести посадку в тылу противника. Выходец из мотористов, Ермолаев, самостоятельно устранил неисправность мотора и прилетел в отряд.

27 мая отряд перебрасывается из Витебска в Полоцк, а боезвено из Полоцка на станцию Глубокое.

4 июня 1920 г., при наступлении польских войск, отряд из Полоцка перебрасывается в Витебск, а боевое звено в Полоцк. 11 июня, с наступлением Красной Армии, отряд перебрасывается в Полоцк, где переходит в подчинение Начавиарма 4-й армии. Его боевое звено перебрасывается на ст. Глубокое. 8-23 августа, при отступлении поляков, боезвено, преследуя противника, перебрасывается в город Вильно (современный Вильнюс), а отряд в Гродно, Белосток, Ломжу и обратно в Гродно.

17 июля 1920 г. военный командир отряда, военный лётчик Скрынников передаёт дела военлёту Чекалову. Так как далее в этом же источнике военлёт Скрынников 24 июня 1921 г. передаёт дела военному лётчику Потехину, можно предположить, что Василий Иванович Чекалов летом 1920 временно исполнял дела командира отряда.

При подходе войск Красной Армии к Варшаве, отряд получает приказ начальника авиации 4-й армии о полёте и разбрасывании литературы над столицей Польши. Несмотря на то, что отряд в то время располагал всего одним, практически непригодным к полётам аппаратом Сопвич, военлёт Сергей Васильевич Лялин успешно производит полёт и приказом по войскам 4-й армии № 186  от 12 августа 1920 г., награждается орденом Красного Знамени.


Исторический формуляр эскадрильи «Ультиматум»

Через две недели, 26 августа 1920 г., при перелёте в г. Лиду, военлёт Лялин потерпел аварию на самолете Ньюпор 23, из чего можно предположить, что авиаотряд получил новые аэропланы.

28-29 августа 1920 г., отряд и боевое звено перебрасываются в город Минск и прибывают туда 3 сентября.

16-19 сентября 1920 г., по распоряжению Главвоздухфлота, отряд из Минска перебрасывается в Москву, где поступает в распоряжение штаба ВВС Республики, для перевооружения и переучивания на новой материальной части.

В марте 1921 г. из состава отряда выделяется один экипаж, в составе военного лётчика Лялина С.В., лётнаба Тютчева, старшего моториста Квятковского, помощника моториста Перенкова и красноармейца Адюкевича, в распоряжение командира сводного авиационного отряда военлёта Рутковского, для участия в подавлении Кронштадтского восстания. Экипаж возвращается в отряд в мае 1921 г.

13 мая 1921 г., по приказу Главвоздухфлота, отряд перебрасывается в город Тамбов, для борьбы с бандами Антонова, где вошёл в состав военной воздушной эскадрильи. 19 мая два экипажа 6-го отдельного разведывательного авиаотряда ДН-4 № 2303 (Суонио – Шарыпин) и ДН-4 № 2313 (Брекке – Морокин) летали на разведку.

Авиаторы 6-го авиаотряда: в центре впереди В. Шарыпин, слева направо сидят: М. Ермолаев, П. Морокин (предположительно), А. Лабренц (в белой рубашке), Н. Каменский (предположительно), Ж. Брекке. Стоят: С. Лялин, В. Галышев, Т. Суонио.

Всего, в конце мая, в эскадрилью из 6-го авиаотряда входило четыре самолёта-разведчика DH-4: №№ 2303, 7145, 2313, 2304.

Авиация громила банду Антонова не только с воздуха, но и с земли. Сигнальный пост эскадрильи присоединился к бронеотряду на грузовике. Водителем броневика в том бою был лётнаб 6-го отдельного разведывательного авиаотряда Шарыпин, пулемётчиком - лётчик-наблюдатель авиационного звена особого назначения Арманд Фёдор Александрович (Де Лионвиль, сын революционерки Инессы Арманд).



Арманд Фёдор Александрович (на втором плане), 1917 г. Фото предоставлено Романом Фирсовым.



24 июня в отряд прибыл военный лётчик Потехин и лётчик-наблюдатель Мирзон. Потехин принимает командование отрядом от военлёта Скрынникова.

24 июня в отряд прибыли военный лётчик Потехин и лётчик-наблюдатель Мирзон. Потехин принимает командование отрядом от военлёта Скрынникова.

12 июля 1921 г., после подавления антоновских банд, за выдающиеся успехи и личную храбрость в боевой работе на тамбовском фронте, были награждены орденом Красного Знамени красвоенлёты: Суонио Теодор Вильгельмович, Брекке Жан Георгиевич, Галышев Виктор Львович; краслётнабы: Морокин Павел Петрович, Каменский Николай Назарович, Шарыпин Владимир Дмитриевич, механик отряда Пальмбах Николай Эдуардович. Мотористов Винциковского, Ершова, Квятковского, Шамова, Уткина, Козлова, Снигина, Пестова и Кинсберга наградили серебряными часами.

Кроме награждённых за разгром «антоновщины», из 6-го авиаотряда в боях участвовали летчик Еромолаев Михаил Дмитриевич, лётнабы Дандорф Альберт Карлович и Лобач-Жученко Борис Борисович.

13 августа 1921 г. 6-й авиаотряд перебрасывается в город Уральск (налёт 10 часов), после подавления банды – в Оренбург, где ведёт тренировочные и боевые полёты. В окрестностях Уральска отряд выделяет два самолёта для бомбометания, а остальной личный состав принимает участие в наземной атаке совместно с бронеотрядом.


13-й разведывательный авиационный отряд: Учебно-боевая работа

22 октября 1921 г., распоряжением Главвоздухфлота, 6-й разведывательный авиационный отряд переименовывается в 13-й разведывательный авиационный отряд.

До конца 1921 г., как будто из-за «несчастливого» номера, отряд преследуют потери: 23 ноября военный лётчик Лялин разбивает самолёт D.H.4, 21 декабря от тифа умирает командир отряда военный лётчик Потехин. В командование отрядом вступил лётчик-наблюдатель Мирзон.

23 февраля 1922 г., по распоряжению Главвоздухфлота, отряд убывает к месту нового назначения, в город Великие Луки. Однако, уже 25 февраля, авиаотряд не разгружаясь перебрасывается в город Витебск и входит в состав авиационной группы - 4. 15 мая 1922 г. вместо лётнаба Мирзона и военкома Хоневича командование отрядом принимают военлёт Артур Мартынович Лабренц и военком Павловский.

Лётчики и лётнабы 26-го авиационного отряда, 1919 год. Стоит красный военный лётчик Лабренц Артур. Источник: Госкаталог.рф.

27 мая 1922 года 13-й разведывательный авиационный отряд перебрасывается на новое место стоянки в город Гомель и поступает в распоряжение начавиагруппы - 2. В Гомель отряд прибывает 12 июля 1922 г.

2 октября 1922 г. военный комиссар Павловский сдаёт дела и печать отряда военному комиссару Попоеченко, а 12 октября того же года командир отряда Лабренц передаёт командование отряда военлёту Вороновичу. На 12 октября 1922 года в отряде 62 человека личного состава, из них 5 лётчиков и 5 лётнабов, пять самолётов D.H.4.

С весны 1923 г. по начало 1924 г. отряд «обслуживает» военные школы: с апреля по сентябрь ведёт совместную работу с военной 13-й военной артиллерийской школой на Лужском полигоне (за это время в отряде разбит один самолёт), с сентября перебрасывается в Петроград для работы с высшей военной школы лётчиков-наблюдателей на Комендантском аэродроме. В Петроград два самолёта прибывают лётом, остальные железнодорожным эшелоном.


Слушатели высшей военной школы лётчиков-наблюдателей у самолётов на старте.

19 января 1924 г. 13-й разведывательный авиаотряд получает приказ о переброске к Витебск, куда прибывает 12 марта. К этому времени в отряде остаётся один самолёт D.H.4, и тот подлежит к сдаче в Смоленск.

С 1-го апреля по 1-е июля лётчики отряда прикованы к земле, из-за полного отсутствия самолётов. К началу августа в 13-м разведывательном авиаотряде уже есть, как минимум, две машины D.H.9. Из них и 38-ми человек личного состава выделяется звено для совместной работы с военной артиллерийской школой.

В августе 1924 г. на Лужском полигоне отряд получает два самолёта Фоккер C.IV, один из которых командир отряда Воронович разбил при посадке в сентябре 1924 г.

Звено из Луги сдаёт самолёты D.H.9 Московскому тренировочному отряду и 1 октября 1924 г. возвращается в Витебск.

К февралю 1925 г. в отряде остаётся один Фоккер C.IV и отряд получает дополнительно семь аналогичных аппаратов.

В таком составе отряд находится до реорганизации из 13-го разведывательного авиаотряда слиянием с 1-м отдельным авиаотрядом «Ультиматум» и переформированием в 16-ю разведывательную авиационную эскадрилью «Ультиматум».

Налёт 13-го разведывательного авиационного отряда:


* В первоисточниках указывается разный налёт отряда за август - сентябрь 1924 г.


Вторая часть статьи

Поделиться
Комментарии
Михаил Скородумов
28.07.2022 21:12:46
Итересно. Богатый боевой путь у эскадрильи. И на сайте новый автор каждый день. Это замечательно
Рыбьяков Рыбьяков
28.07.2022 22:12:36
Интересный материал Спасибо
Александр Харлов
18.08.2022 07:03:59
В последствии наименование 6 отдельный разведывательный авиаотряд было присвоено 16 ораэ им.Сибревкома (г.Новосибирск) и под этим номером он участвовал в событиях на КВЖД (Чита) . После вхождения 42-го Краснознамённого авиаотряда из Казани в свердловский номер 42 был передан 6-му ОРАО . В 1934 г. на базе ОРАО формировалась 134 легкоштурмовая авиабригада (г.Новосибирск). Но отряд тоже существовал для обеспечения артиллерийского полигона им.Троцкого (г.Юрга)
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.