Последний бой Екатерины Зеленко

12 сентября 2022

Михаил Тимин

2

2063

Последний бой Екатерины Зеленко

На нашем сайте уже печатался небольшой материал про боевой эпизод 23 марта 1942 года, в котором штурман экипажа бомбардировщика Су-2 135-го ближнебомбардировочного авиационного полка будущий Герой Советского Союза Михаил Афанасьевич Лашин сбил немецкого аса - командира 9-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры Люфтваффе оберлейтенанта Курта Шаде (Kurt Schade). Однако ни Лашин, ни его пилот, также будущий Герой Советского Союза Владимир Игнатьевич Стрельченко не стали такими известными, как другой летчик из 135-го ББАП. Речь, разумеется, идет о заместителе командира эскадрильи старшем лейтенанте Екатерине Ивановне Зеленко.


Заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го ББАП старший лейтенант Зеленко Екатерина Ивановна

Екатерина Зеленко - лётчик с довоенным опытом, участник Советско-Финляндской войны (выполнила 8 боевых вылетов), за короткий период боевой работы в начале Великой Отечественной войны совершила 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. К несчастью, 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания. Посмертно она была представлена к званию Герой Советского Союза, но удостоена высшей награды СССР – ордена Ленина. А звание Герой Советского Союза Е.И.Зеленко получила только в 1990 году.


Екатерина Зеленко (довоенное фото)

Гибель Екатерины Ивановны практически сразу начала обрастать массой фантастических подробностей, пожалуй, самой спорной из которых стала версия и о таране немецкого «Мессершмитта», который якобы совершила в своём последнем бою отважная лётчица. Используя, советские документы постараемся восстановить последний вылет и бой Героя Советского Союза Екатерины Ивановны Зеленко. А для этого, нам придётся посетить Центральный Архив Министерства обороны РФ в Подольске.

За основу мы взяли боевые донесения 135-го ближнебомбардировочного авиаполка и наградные листы участников боя. Сухие строки документов, дают очень немного подробностей относительно обстоятельств последнего боевого вылета Екатерины Зеленко. Из боевого донесения штаба 135-го ББАП №033 от 20:00 12 сентября 1941 года, известно следующее:

«1. 135 ббап в период 15:57 – 19:10 производил бомбардировку войск противника в р-не Ромны. Произведено 8 вылетов на бомбардировку и 2 самолетовылета на разведку. Сброшено бомб АО-25 26 шт, ФАБ-50 16 шт, АО-10 10 шт. Израсходованы 2000 патр.

2. 3 Су-2 в период 15:57 – 16:22 произвели бомбардировку мотоколонны, идущей на Дерекаловку. 16:10 – Н-600 сброшено бомб АО-25 26 шт, АО-10 10 шт. Бомбы легли по цели. Машины обстреляны из пулеметов. Одна машина загорелась. Противодействия ЗА и ИА не было.

3.  2 Су-2 вылетевшие на бомбардировку в 18:00 с задания не вернулись.

4. 3 Су-2 в период 18:45 – 19:10 произвели бомбардировку моста через р. Сула в городе Ромны. 19:01 - Н-1400 сброшено ФАБ-50 16 шт. После бомбометания в р-не цели сильный взрыв, причина не установлена. В районе цели сплошной огонь ЗА. В южной части Засулья движение автомашин. Противодействия ИА не было.

5. Погода – обл. 6-7 баллов Н-1500 видимость до 10 км.

6. Боев. состав – исправных Су-2 3, неисправных 14. Готовность 6:00 13.9.41.

7. Потери за период 3 экипажа. Летчики - капитан Лебедев, ст.л-т Зеленко, лейт-т Филинский. Летнабы – капитан Гавричков, лейт-т Павлык, л-т Суматохин вернулся.

Сост. в 21:00.»

Боевое донесении №33

Более подробные сведения о потерях содержатся в боевом донесении №034:

«5. В боевом донесении №033 от 13.9.41 указывалось, что было потеряно 3 самолета. Как выяснилось впоследствии, экипаж лейтенант Филинский и летнаб лейтенант Суматохин были сбиты в районе Ромны. Летчик лейтенант Филинский смертельно ранен в голову, летнаб Суматохин невредим и вернулся в часть. Другие два экипажа вылетевшие на бомбардировку пр-ка в р-не Ромны были атакованы истребителями пр-ка. Один экипаж летчик - капитан Лебедев, летнаб - капитан Гавричков был подбит и произвел вынужденную посадку в Лебедин. Летчик невредим, летнаб – ранен, самолет разбит. Экипаж летчик ст. л-т Зеленко и летнаб лейтенант Павлык тоже атакован истребителями. Самолет подбит, летнаб выбросился на парашюте и вернулся в часть. Судьба летчика неизвестна. По непроверенным данным ст. л-т Зеленко ранена и находится в Харьковском госпитале.

Всего за 12.9 потеряно 3 самолета, 1 летчик л-нт Филинский убит, летчик ст. л-т Зеленко и летнаб - капитан Гавричков ранены».

Боевое донесении №34

 Лаконичное описание в своих того дня можно найти в воспоминаниях генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина, на тот момент заместителя командира 135-го ББАП:

«В сентябре 1941 года мы получили сообщение из штаба армии, что город Ромны Сумской области занят воздушным десантом противника. Фашисты стремились окружить наши войска под Киевом. Удар их был нацелен, как мы предполагали, на Ромны – Сумы – Конотоп. Советским наземным частям было приказано освободить Ромны, не дав вражескому кольцу сомкнуться. И, разумеется, тем войскам, которые должны были выполнить этот приказ, нужна была авиационная поддержка. Но, как на грех, в тот день, когда мы должны были поддерживать эти войска, стояла очень плохая погода. Мы практически ничего не знали о противнике, который занял и держал город в своих руках. Необходима была воздушная разведка, по результатам которой можно было бы определить цели, подлежащие уничтожению. Оставаясь за командира полка (командир наш выехал в район города Ромны, чтобы установить контакт с командирами наземных частей), я принял решение – сначала вылететь на разведку лично, а потом уже организовать боевую работу всего полка. В полёте облака буквально прижимали нас к земле. Шёл дождь, но мы с экипажем упорно пробивались к городу. Скользили чуть не по верхушкам деревьев. Сначала на восточной окраине города мы не обнаружили противника, но когда пошли вдоль шоссейной дороги, идущей из Конотопа на Ромны, увидели боевую технику, которая двигалась к городу, да и в самом городе мы увидели немецкие войска. Мы со штурманом поняли, что в действительности Ромны заняты не десантом, а крупными силами противника. Сделав четыре захода на штурмовку по обнаруженным целям, мы улетели на свой аэродром... Погода улучшилась, и полк стал выполнять вылеты по противнику – как раз по тем объектам, что были обнаружены в разведывательном полёте. Нас, бомбёров, должны бы были сопровождать истребители, но в ту пору их не хватало. 12 сентября 1941 года на бомбёжку ушли два экипажа – Е.И. Зеленко и Лебедева. Отбомбив танковые колонны, не вернулся с боевого задания экипаж единственной женщины лётчицы полка – Екатерины Зеленко».

 
Заместитель командира 135-го ББАП майор Пушкин Анатолий Иванович.

Некоторые обстоятельства боя можно узнать в наградных документах капитана Лебедева, лейтенанта Павлыка и собственно самой Зеленко. 

Из наградного Ф.В. Лебедева:

«Тов. Лебедев сам неоднократно подвергался смертельной опасности. Выполняя боевое задание по разведке на т. Лебедева в районе Липовой Долины под Ромнами напали истребители пр-ка, в результате этого воздушного боя его машина была сильно повреждена. Он и его штурман были ранены, но несмотря на это задание было выполнено и доставлены в срок ценные сведения о пр-ке.»
.

Из наградного Е.И. Зеленко:

«Тов. Зеленко посылалась на самые трудные задания, неоднократно летала, бомбить объекты пр-ка ночьй, в воздушных боях участвовала 12 раз. За период ее боевой работы Зеленко имеет 40 боевых вылетов.

За героизм, проявленный в борьбе с белофинами, она награждена в 1940 г. орденом Красного Знамени.

В воздушном бою под Ромно с Ме-109 пр-ка т. Зеленко была сбита.

За боевые заслуги перед Родиной, за проявленная мужество и героизм, в борьбе с германскими захватчиками, представляю Екатерину Ивановну ЗЕЛЕНКО к званию «Герой Советского Союза».

.

Из наградного Н.С. Павлыка:

«В районе Ромны в воздушном бою на него напало два Ме-109 и от их атак самолет т. Павлыка загорелся, не смотря на горящий самолет он продолжал отбиваться фашистских стервятников до тех пор, пока была возможность. Самолет объяло весь пламенем и дальше оставаться было нельзя. Он выбросился на парашюте, продолжая отстреливаться от атакующих его истребителей противника».
.

Собственно, это практически всё, что из документов и воспоминаний участников событий известно о последнем вылете Екатерины Зеленко. Учитывая скудность содержащейся в документах информации, крайне сложно восстановить детали вылета и боя. Мы имеем сведения о том, что было выполнено два вылета на разведку в район Конотоп – Ромны. Судя по воспоминаниям генерала Пушкина, летал он и ещё один экипаж, вероятно в обеденное время. После того как установилась погода, для бомбардировки разведанных целей вылетали два звена и пара Су-2. Оба вылета звеньев в 15:57 и 18:45 прошли без противодействия немецких истребителей, один самолёт был сбит зенитным огнём.


Экипажи участвовавшие в боевом вылете 12 сентября 1941 года: командир 5-й эскадрильи 135 ББАП капитан Федор Васильевич Лебедев (на фото в звании подполковника) и штурман эскадрильи капитан Константин Евсеевич Гавричков; Заместитель командира эскадрильи Екатерина Ивановна Зеленко (на фото в звании лейтенанта) и лётчик-наблюдатель 5-й эскадрильи 135-го ББАП, лейтенант Николай Степанович Павлык (на фото – курсант)

 А вот паре, вылетевшей в 18.00 для удара по войскам противника в районе Ромны, не повезло – их внезапно атаковали два «Мессершмитта». Только тяжело поврежденный Су-2 капитана Лебедева смог дотянуть до аэродрома Лебедин, куда должен был перелететь весь полк, поскольку от захваченных противником города Ромны до аэродрома 135-го ББАП в Берестовке было всего 25 километров, а вот Су-2 Зеленко был сбит истребителями противника.

Су-2 из состава 135-го ББАП.

К сожалению, в немецких источниках нет подробностей боя. Судя по всему, из-за плохой погоды пилоты II и IV групп JG51, базировавшихся на аэродроме Новгород-Северский и прикрывавшие танкистов Гудериана, наступавших через Ромны, в этот день почти не летали. Единственное упоминание о победах за день — это две заявки молодого, но подающего надежды унтер-офицера Антона Хафнера (Anton Hafner) из 6-й эскадрильи, которые зафиксированы даже без указания времени. Известно буквально следующее: 12 сентября Хафнер одержал свои восьмую и девятую победы, сбив два самолёта, опознанных как «R-3». С очень большой долей вероятности это именно Су-2 Зеленко и Лебедева. Потерь и даже повреждений у самолётов II и IV/JG51 12 сентября не зафиксировано.


Антон Хафнер «Тони» («Toni»), лучший ас JG51, 204 победы, погиб 17.10.1944 г.


Истребитель Bf109F-2 из 6./JG51, на такой машине летом и осенью 1941 года летал унтер-офицер Антон Хафнер.

Таким образом, никаких упоминаний про таран немецкого истребителя или вообще каких-то подробностей боя в известных документах нет. Откуда же взялась эта история? Ответ находится в книге Л.П. Жуковой "Выбираю таран"(Москва, "Молодая Гвардия", 2005 год):

«В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

— Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

- Це дивчина!   «Та яка молодэнька!» — печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

- Комсомольский билет № 7463250... Екатерина Ивановна Зеленко... Год рождения 1916-й...

- Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы...»

Насколько красивое, настолько же неправдоподобное описание боя, скорее всего, было придумано гораздо позднее описываемых событий. Однако один момент в нем действительно интересен, а именно то, что Су-2 Зеленко упал у села Анастасьевка, что в целом помогает достроить маршрут полёта пары 5-й эскадрильи 135-го ББАП и лучше представить обстоятельства боя. 


Карта района воздушного боя.

Отбомбившись по целям в районе Ромны (возможно южнее Ромны), советские бомбардировщики заложили небольшой крюк южнее и легли на курс в сторону Лебедина. Видимо именно в этот момент они и были перехвачены парой «Мессершмиттов»-охотников Хафнера. Самолёт Зеленко был подожжён, какое-то время Екатерина Ивановна вероятно тянула на восток, возможно пытаясь сбить пламя. Штурман отстреливался из турельного пулемёта, и лишь в последний момент покинул падающий самолет. Ну а пылающий Су-2 рухнул на землю у Анастасьевки, похоронив в своих обломках отважную лётчицу.

Бомбардировщик Лебедева немцы гнали ещё пятнадцать километров, до населенного пункта с красивым названием Липовая Долина. Немецкие истребители изрешетили самолёт ведущего, ранив штурмана капитана Гавричкова, но затем почему-то оставили преследование. Возможно, опытному капитану Лебедеву удалось имитировать падение пикированием до земли, и противник посчитал его сбитым. Однако более вероятным представляется вариант, что у немецких истребителей банально заканчивалось топливо, так как они были на пределе дальности - до аэродрома в Новгород-Северском было около двухсот километров. Ну а капитан Лебедев смог дотянуть до Лебедина и посадить свой избитый самолёт.

В дальнейшем именно у Федора Васильевича Лебедева сложились и боевая судьба, и карьера. Он закончил войну в звании гвардии подполковника, был награжден многочисленными орденами и медалями. Капитан Константин Евсеевич Гавричков видимо не смог оправиться от ранения, на фронт не возвратился, дальнейшую службу проходил в 3-м перегоночном авиаполку. Старший лейтенант Николай Степанович Павлык провоевал ещё год. Он не вернулся из боевого вылета 5 августа 1942 года.

Основной вопрос, возникающий после поискового запроса в интернете и прочтения различных публикаций о Екатерине Ивановне Зеленко - зачем упорно приписывать этой выдающейся женщине несуществующие подвиги? Разве без этого Екатерина Ивановна, участница двух войн, выполнившая почти полсотни боевых вылетов, не достойна звания Герои Советского Союза? Разве нам неизвестны примеры, когда лётчики получали это звание и за меньшие достижения? Ответ очевиден – достойна, хотя и получила заслуженную награду только спустя почти полвека. Наша задача не культивировать выдуманные пусть даже и из лучших побуждений кем-то подвиги, а приумножать наши знания о войне и бережно сохранять память о Героях, таких как Екатерина Ивановна Зеленко, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.


Памятник Екатерине Зеленко в г. Курске.

Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Петр Заика
13.09.2022 20:46:21
Заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го ББАП старший лейтенант Зеленко Екатерина Ивановна
Ну вообще по знакам различия как бы лейтенант, хотя да - раньше на петлицах этого реглана красовались три кубаря. В чужом снималась?
Анастасия Туманова
14.09.2022 10:40:29
Спасибо, Михаил! Екатерина Ивановна Зеленко выпускница 3-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей 1934 г. Училась вместе с Ниной Ивановной Русаковой.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.