04 мая 2024
955
Для транспорта «Ballot» это был второй рейс в Мурманск, в составе союзных конвоев. Первый раз он должен был идти в составе конвоя PQ-12 в марте 1942 года (Исландия – Мурманск), но по различным причинам попал в состав конвоя PQ-13 (Рейкьявик-Мурманск). Транспорт был повреждён немецкой авиацией 28 апреля 1942 года, часть экипажа перешла на другие корабли конвоя, сам корабль с оставшейся частью команды был отбуксирован в Мурманск и ушёл обратно в составе конвоя QP-11.
Второй раз в составе конвоя JW-51B (Шотландия – Мурманск). Конвой вышел из порта Лох-Ю 22 декабря 1942 года, в первых числах января 1943 года прибыл в Мурманск. Транспорт «Ballot» в Мурманск не пришёл…
Как записано в справке аварийно-спасательного отдела Северного флота:
«2-го января 1943 года, следуя по счислению при отсутствии видимости пароход «Баллот» выскочил на каменистый берег северо-восточной части острова Кильдин. Место посадки открыто для всех северных ветров и корпус судна, ввиду постоянного наката с моря, претерпевает большие разрушения, так при Северном ветре и сильном накате судно было заброшено ещё дальше на камни. Первоначальное обследование показало, что из-за больших повреждений наружной обшивки, нарушения поперечных переборок все грузовые трюмы заполнены водой. От сильного урагана 8-9 марта корпус и надстройки получили дополнительные разрушения».
Судьба экипажа трагична. Из воспоминаний командира охраны водного района Северного флота Василия Ивановича Платонова «Записки адмирала»:
«…Ночью на артиллерийскую батарею прибежал почти окоченевший человек и попытался объяснить, что он, грек по происхождению, является американским подданным и его судно гибнет где-то здесь поблизости. На рассвете мы обнаружили брошенный полуразбитый транспорт «Баллот», а через двое суток нашли и его команду. Под руководством капитана люди ушли на моторном баркасе далеко на восток, высадились на пустынный берег и там все замерзли. Столь удивительная потеря ориентировки в открытом море нас поразила. Видимо, капитан посчитал, что попал на берег, занятый противником, и, чтобы достигнуть территории Советского Союза, ушел от населенного острова Кильдин в снежное безмолвие Кольского полуострова, как оказалось, за своей смертью. Среди членов экипажа этого судна были два сына жаркой Африки, по странной иронии судьбы нашедшие могилу в снегах Заполярья…».
По другой информации, погибло 9 членов экипажа и 2 артиллериста-британца. У выживших ампутированы конечности.
Распоряжением Наркома Морского флота Ширшова П.П. 16 февраля на Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство» (далее МГМП) были возложены обязанности по оказанию помощи ЭПРОНу (Экспедиция подводных работ особого назначения – прим. автора) в быстрейшем спасении груза и судна. С момента аварии по 27 апреля из общего количества груза в 6570 тонн выгружено 1500 тонн. В двадцатых числах апреля по распоряжению заместителя Наркома ВМФ по судостроению Галлера Л.М. все операции по разгрузке принял на себя Северный флот. Выгрузкой и доставкой тяжеловесных грузов занимался экипаж парохода «Спартак» МГМП (капитан Терентьев А.Н.). В зимних условиях работа у борта аварийного транспорта представляла большие трудности, с моря при малейшем шторме накатывало сильной волной. Несмотря на все трудности, экипаж, горя желанием оказать всемерную помощь фронту, с честью справлялся с возложенной задачей. К концу июля 1943 года было снято и перевезено 3242 тонн различных грузов. На «Спартаке» не было тяжеловесных стрел, тогда командованием, по предложению членов команды и особенно старшего механика Хроменкова С.М., было принято решение дать пар по гибким шлангам на лебёдки «Ballot», предварительно приведя их в рабочее состояние. Было поднято из трюмов 11 танков по 27 тонн, 10 самолётов, 6 станков по 22 тонны. Экипаж парохода «Спартак» был награждён вымпелом Народного комиссариата морского флота СССР, трижды выплачивалась премия в сумме 7000 рублей. Шесть членов экипажа были награждены Значком Почётного работника Морского флота, восемь – Похвальной грамотой НКМФ. В докладной записке на имя секретаря Мурманского обкома ВКП(б) Старостина М.И., кроме обстоятельств затопления транспорта, отмечено, что весь груз снят, за исключением 4 танков и 200 тонн различного груза, находящегося в трюме № 4.
27 июля 1943 года аварийно-спасательным отделом СФ в адрес начальника Мурманского морского пароходства была направлена справка о состоянии аварийного транспорта. Положение и состояние корабля описывались так:
«Судно сидит на каменистой гряде практически всем корпусом, кормовая часть находиться на весу; выгружен весь груз, за исключением 100-150 т в трюме №4; крен судна 1,5 градуса на правый борт; палубам, наружной обшивке, второму дну и поперечным переборкам нанесены значительные повреждения, нарушившие водонепроницаемость судна и его общую прочность. Главная и твиндечная (Твиндек (твиндечная палуба) – межпалубное пространство во внутренней части корпуса сухогрузного судна, лежащее выше трюма. В твиндеке размещаются грузовые помещения, каюты – прим. автора) палубы так же имеют повреждения. Общий перечень повреждений составил 29 пунктов, такие как: различные вмятины, трещины, пробоины; сорван бортовой киль; оторван руль; большой гофр по наружной обшивке; повреждение комингса водонепроницаемых дверей».
28 июля 1943 года был подписан акт о передаче аварийного транспорта в собственность Наркомморфлота СССР. Акт подписали помощник Американского Военно-Морского атташе министерства ВМ судоходства г-н Френкель и начальник МГМП Улицкий И.О. В акте так же были отмечены повреждения:
«Погнуты шлюпбалки, отсутствие фальшборта по левому борту и повреждение его по правому борту, отсутствие грузовых стрел кормового трюма, лебёдка трюма № 4 смыта водой, трубопроводы по всей палубе разрушены, в помещениях от морских волн повреждена обшивка и меблировка, котлы/главная машина и механизмы затоплены водой, навигационное имущество снято командой при оставлении судна после аварии».
Капитаном «Ballot» был назначен Афанасьев А.Х. Прибыв 14 августа на транспорт, он особо отметил наметившийся перелом в районе трюма №4:
«…где трещина идёт от верхней кромки ширстречного листа (ширстрек или ширстречный пояс (англ. sheerstrake) — верхний пояс наружной обшивки корпуса судна граничащий с главной палубой) по главной палубе до карлингса (карлингс (англ. carling) — продольная подпалубная балка судна – прим. автора) и вдоль его до левого борта, где переходит в гофр, идущий вниз по борту и днищу».
ЭПРОН проводил работы по заделке всё новых и новых повреждений корпуса судна, которые получались в результате действующих ветров и волнения моря. «Ballot» был подготовлен для всплытия ещё 1 августа, но подъём переносился из-за сложной гидрометеорологической обстановки моря.
«30 августа была сделана третья генеральная попытка снять «Ballot». В 2 часа приступили к откачке трюмов, продули котлы, людей расставили по местам. Запас плавучести четырёх трюмов, котлов и понтона составил 2500 тн, откачка поступавшей воды обеспечивалась имевшимися в наличии дизельными помпами. Около 4-х часов утра судно получило бортовое покачивание, чуть позже – свободную воду и продолжало оставаться на месте. В 5 ч. 50 мин. начата буксировка в порт Могильное. Примерно в 6 ч. 43 мин. около места «Камни сундуки» сорвало понтон. Судно получило резкий крен на левый борт, порядка 7°. В результате такого рывка и крена вода в отсеках перелилась на левый борт, забортная ударила в иллюминаторы левого борта и на палубу, увеличивая крен. В 7 ч. 10 мин. судно получило большой крен на левый борт и стремительно пошло под воду. Подоспевшие моторные лодки и шлюпки сняли часть команды с борта, остальные были выловлены из воды. Погибли четыре краснофлотца. Операцию по снятию «Ballot» производил заместитель начальника ЭПРОНа капитан-лейтенант Кулагин и капитан-инженер Лоскутов».
Капитан Афанасьев сообщал следующие о причинах случившегося:
«...снятие парохода «Баллот» могло быть произведено только в тихую погоду (которую эпроновцы ожидали с мая месяца), установившаяся погода давала все основания для производства сложного по условиям и риску предприятия, затянуть подъём понималось ЭПРОНом как потеря судна, после всплытия судно почти час оставалось под наблюдением, причина повреждение понтона неизвестна. Пароход «Баллот» затонул примерно на глубине 25-30 метров».
Погибшие были захоронены на кладбище п. Дровяное, где находилась база аварийно-спасательного отдела Северного флота. Вот их имена:
● старший краснофлотец Варасов Дмитрий Евгеньевич (1908 г.р.)
● краснофлотец Белаш Василий Васильевич (1920 г.р.)
● краснофлотец Хохолев Василий Георгиевич (1922 г.р.)
● старшина 2 статьи Русаков Петр Александрович (1914 г.р.).
Во времена СССР погибших не забывали, школьники и военнослужащие аварийно-спасательного отряда благоустраивали захоронение, 9 Мая проводились митинги. Сейчас, после многолетнего запустения, захоронение в п. Дровяное приведено в порядок.
В июле 2018 года место гибели транспорта «Баллот» было обследовано силами поисково-спасательного обеспечения Северного флота. В результате обследования было установлено, что транспорт находится на глубине 25-30 метров и полностью разрушен. Среди корпусных конструкций транспорта были обнаружены четыре американских средних танка М3 Lee.
По решению командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова на месте гибели транспорта «Баллот» были проведены тактико-специальные учения поисково-спасательных сил Северного флота, в которых приняли участие многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус» и водолазный катер «Иван Швец». Подводно-техническими работами в ходе учений руководил капитан 1 ранга Александр Ульянов. 18 июля на поверхность был поднят один из танков M3 Lee. По словам капитана судна тылового обеспечения «Эльбрус» Вячеслава Губарева:
«Работа была интересная, сложная. В то же время прикоснуться к трагическим страницам нашей истории было большой честью и для меня, и для нашего экипажа, поэтому мы старались. Сделали всё что от нас зависело».
Как отметил командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов:
«…данный экспонат имеет большую историческую ценность. Танк укомплектован стрелковым вооружением экипажа, а также имеет ряд других интересных деталей…».
Отдельный ремонтно-восстановительный батальон Северного флота имеет огромный опыт по восстановлению исторических экземпляров бронетанковой техники. За последние годы специалистами батальона до ходового состояния был восстановлен танк M4A2(76) «Шерман», поднятый с затонувшего транспорта «Томас Дональдсон» в 2014 году, а также несколько единиц отечественной бронетехники периода Великой Отечественной войны – тяжелого танка ИС-3, самоходно-артиллерийских установок СУ-100 и ИСУ-152. Эта бронетехника входит в состав исторического взвода, созданного по решению командующего Северным флотом, и принимает участие в военных парадах, исторических реконструкциях и выставках, посвящённых государственным праздникам и Дням воинской славы России.
В дальнейшем работы по подъему танков были продолжены, и один из них в 2021 году был передан в музей «Третье ратное поле России», находящийся в Прохоровке:
Еще один танк, вероятно последний, подняли в 2022 году. Информации об еще одном автор не нашел.
Статья написана по материалам Государственного архива Мурманской области, пресс-службы Краснознамённого Северного флота и открытым источникам в интернете.
Статья была впервые опубликована в "Мурманском вестнике" в 2018 году. На нашем сайте публикуется авторский дополненный вариант. (Прим. редакции).