Генералы, графы и капитан Камозин
19 октября 2024
Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.
К сожалению, лётчик не оставил мемуаров, но на основании бесед с ним его друг, писатель Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В этой книге и других изданиях, посвящённых асу, особенно выделяются два эпизода: уничтожение в последний день 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других высокопоставленных немецких офицеров, и последующий поединок с немецким асом, получившим в книге имя «Граф». Попробуем на основании сохранившихся архивных данных разобраться, что в этих историях миф, а что — реальность.
«Юбилейные» американцы Хартмана в небе Украины
01 октября 2024
Споры о реальности и выдуманности победы аса всех времен и народов Эриха «Буби» Хартмана идут до сих пор. В западноевропейских исследованиях никто его успехи сомнению не подвергал, чего не скажешь о постсоветском пространстве. Это и неудивительно, ведь почти все свои победы из умопомрачительного количества в 352 штук Хартман одержал в противостоянии с советскими летчиками.
Сразу стоит сделать примечание: тема 200-й победы Хартмана упоминалась еще 20 лет назад в журнале «Авиация и Время» в статье Вадима Колечкина «Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским», а также довольно подробно разбиралась на просторах интернета историком Никитой Егоровым. В данной работе мы проанализируем этот случай более детально, а также коснемся темы 100-го успеха аса в небе Украины.
«Эксперт за сотню» в обмен на двух Героев
22 июля 2024
В обеих мировых войнах судьба нередко сводила в воздушных боях самых опытных лётчиков. Иногда такие встречи заканчивались вничью, но часто один ас становился жертвой другого. При этом в большинстве случаев победитель и не догадывался, что в кабине поверженной вражеской машины сидел не менее искусный пилот, которому просто не повезло. К середине Великой Отечественной войны в действующих на советско-германском фронте немецких истребительных эскадрах было немало асов с двух- и трёхзначными счетами побед. По другую сторону фронта тоже появились пилоты, которые, хотя и уступали противнику в числе побед, прошли суровую школу и владели своими машинами не хуже немцев. Порой встречи «экспертов» с опытными советскими асами становились неизбежными. О нескольких таких боях, закончившихся болезненными потерями как для ВВС КА, так и для люфтваффе, и пойдёт речь.
Хартман над Яссами: фантазии в погоне за «мечами»
09 июля 2024
Немецкий лётчик-истребитель Эрих Хартман в дополнительном представлении не нуждается — этот пилот с 352 победами по сей день считается самым результативным воздушным асом всех времён и народов. Спрос с чемпиона традиционно велик, и попытки проверить заявки «белокурого рыцаря» по советским документам предпринимались неоднократно. Разумеется, провести полный анализ его боёв по ряду объективных причин вряд ли когда-либо удастся, однако и поверхностное сравнение показало — ас часто завышал свои результаты. Особенно результативными стали для Хартмана бои в районе румынского города Яссы в первые дни лета 1944 года: на кону были Мечи к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями. На основании советских документов попробуем разобраться, насколько в действительности был успешен немецкий ас №1 в тех боях?
«Шейная чесотка» — профессиональная болезнь асов люфтваффе?
11 июня 2024
Когда боевой счёт асов люфтваффе приближался к красивым «круглым» цифрам, немецкие лётчики вдруг начинали заявлять воздушные победы, за которыми в реальности ничего не стояло. О том, как проявлял себя этот недуг, прозванный «шейной чесоткой» — на примере воздушных боёв при освобождении Крыма осенью 1943 — весной 1944 года.
Повышенное внимание со стороны органов пропаганды, и, как следствие, всего общества к успехам лётчиков-истребителей в годы Второй мировой войны привело к появлению в Германии культа воздушных асов. Широкое освещение их достижений в прессе и киножурналах, придание им вида соревнования, а также установление чётких критериев по количеству воздушных побед, необходимых для получения высших наград, привели к тому, что асов люфтваффе при приближении к заветным цифрам буквально выкашивала беспощадная болезнь.
Лучший день гауптмана Баркхорна
02 июня 2024
О военной карьере немецкого воздушного аса №2 времён Второй мировой войны Герхарда Баркхорна в настоящее время известно практически всё, хотя он постоянно остаётся в тени самого результативного «эксперта» люфтваффе Эриха Хартмана. Более того, он гораздо менее известен по сравнению со стоящими ниже него по результативности Германом Графом, Вальтером Новотны или пережившим всех их асом №3 Гюнтером Раллем. Тем не менее, карьера Баркхорна изобиловала интересными эпизодами, один из которых выпал на последние дни 1943 года.
25 апреля 2024
С самого начала Великой Отечественной войны немецкие лётчики-истребители были достаточно свободны в выборе тактики своих действий. Вкупе с отличной подготовкой и превосходством в технике это долгое время позволяло им достигать ошеломительных успехов при минимальных потерях. В тех же случаях, когда обстановка вынуждала асов люфтваффе к затяжному бою с сильным соперником, им редко удавалось избежать потерь. Подобный расклад стал привычным к концу 1943 – началу 1944 гг. Характерным примером стали воздушные бои над восточной частью Крымского полуострова 10–12 января 1944 года.
Тринадцать «Яков» гауптмана Рудорффера
12 февраля 2024
К 6 ноября 1943 года в боях за Киев и его окрестности наступил кульминационный момент — уже к утру этого дня столица Украины оказалась полностью в руках советских войск. Поспешно отступающие на юго-запад части вермахта бросали технику и вооружение, спасая свои жизни. Однако если на земле в условиях рушащегося фронта частям 4-й танковой армии вермахта хвастать было откровенно нечем, то немецкие истребители стали авторами очередного рекорда – по числу уничтоженных в одном бою одним лётчиком самолётов. Феноменальный результат в 13 сбитых советских истребителей заявил один из наиболее результативных асов люфтваффе Эрих Рудорффер, в ту пору командир II группы 54-й истребительной эскадры. Этот эпизод и сейчас не даёт покоя историкам, но из-за пробелов в сохранившихся документах частей 2-й воздушной армии за этот период это сделать нелегко. Попробуем проанализировать успехи Рудорффера 6 ноября 1943 года и в целом в ходе боёв за Киев.
08 января 2024
3 ноября 1943 года немецкий лётчик-истребитель лейтенант Эмиль Ланг одержал в небе над Киевом 18 воздушных побед и тем самым установил абсолютный рекорд в истории авиации, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. С тех пор эти феноменальные цифры постоянно вызывают горячие споры любителей истории, но большей частью они заканчиваются на уровне «верю — не верю». Имея на руках архивные документы частей и соединений советской 2-й воздушной армии, в боях с которыми ас и добился успеха, мы попытаемся ответить на вопрос, насколько заявки немецкого лётчика соответствуют действительности.
Несчастливая «пешка» в окружении ферзей
21 декабря 2023
Советские авиационные полки дальних разведчиков Резерва Главнокомандования комплектовались опытными экипажами, способными найти выход практически из любой сложной ситуации. Однако им противостоял опытный и беспощадный противник, который не прощал ошибок. Ниже речь пойдёт об одном из таких вылетов, когда в небе над столицей Украины экипаж советского разведчика столкнулся с немецкими асами, и ему не смогло помочь даже сильное собственное истребительное прикрытие.