Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: Накануне войны

01 марта 2023

Олег Киселев

1

1644

Боевой состав ВВС Красной Армии в советско-финляндской войне: Накануне войны

Часть первая. Накануне войны

Вспыхнувшая зимой 1939–1940 гг. советско-финская война стала первой, где Советский Союз действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач. К участию в боевых действиях привлекались тринадцать управлений авиабригад, 58 авиаполков, а также не менее шестнадцати отдельных авиационных эскадрилий и авиаотрядов только ВВС РККА. Кроме того, в войне участвовали ВВС Краснознамённого Балтийского Флота в составе трёх управлений авиабригад, четырех авиаполков и пятнадцати отдельных эскадрилий, авиаотрядов и авиагрупп, ВВС Северного Флота в составе двух авиаполков и отдельной авиаэскадрильи, а также авиагруппы Гражданского Воздушного Флота, Главного Управления Северного Морского Пути, авиация погранвойск НКВД. Согласно докладу Наркома Обороны СССР К.Е. Ворошилова от 23 октября 1939 года, в составе ВВС РККА было 136 авиаполков, таким образом, в войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации Красной Армии.

Несмотря на то, что уже к середине 30-х годов Ленинградский военный округ располагал довольно мощной группировкой ВВС, в том числе крупным соединением тяжёлых бомбардировщиков, вплоть до начала 1938 года в округе ЛВО имелось только двенадцать аэродромов, расположенных главным образом вокруг самого Ленинграда, а также в районе Гдова и Новгорода. На огромном пространстве между Мурманском и Петрозаводском аэродромов не было вообще. Начавшаяся в 1938 году реформа ВВС коснулась, в том числе, и вопросов аэродромного строительства. Уже к маю 1938 года удалось удвоить количество аэродромов, а в следующем году началась постройка еще 69 аэродромов, из которых к концу года были фактически готовы шестьдесят. Из их числа 46 были построены в Ленинградской области, в том числе полностью закончилось создание аэродромной сети вокруг Ленинграда, еще по пять аэродромов было построено в Карелии и в Мурманской области, что позволило летом 1939 года открыть воздушное сообщение Ленинград – Мурманск.

.

Тем не менее, по мнению многих командиров РККА, в том числе и авиационных, ситуация с аэродромами к началу войны оставалась крайне напряженной. Так, возглавлявший в ходе войны 8-ю армию Г.М. Штерн говорил, что «округ не был обеспечен необходимой сетью аэродромов… отставание в северном направлении в отношении аэродромов было слишком уж серьезным». В подтверждение сказанного Штерном можно привести ситуацию с аэродромной сетью к началу советско-финляндской войны в полосе 9-й армии, занимавшей 172 000 квадратных километров. Фактически единственным пригодным для базирования истребителей местом была посадочная площадка Чикша, имевшая размеры 150 на 800 метров. Еще два аэродрома, Африканда и Подужемье, располагались довольно глубоко в тылу армии (до 200 км от границы), и если Африканда могла быть использована для базирования бомбардировщиков, то Подужемье из-за малых размеров и удаленности от границы для ведения боевых действий был совершенно не пригоден.

Весной 1938 года началась организационная реформа ВВС Красной Армии, затронувшая и авиацию Ленинградского округа. На смену эскадрильям как основной организационной единице пришли полки, состоящие из 4–5 эскадрилий, правда уменьшенной численности. Управление авиационной бригады теперь объединяло, как правило, два-три авиаполка. Для ЛВО переход на полковую систему обернулся практически двукратным увеличением количества экипажей и самолетов уже к концу года. Так, например, до конца года в округе было переформировано из истребительных эскадрилий и сформировано заново семь истребительных авиаполков. К ноябрю 1938 года число боеготовых летчиков-истребителей выросло до 265 экипажей, а количество самолетов в истребительных частях достигло 465. Одновременно с переходом на новую организационную структуру в округ начала поступать современная авиационная техника. Полки, ранее летавшие на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3 и легких Р-5, перевооружались на скоростные бомбардировщики СБ. Так уже в июле 1938-го 24-й тяжелый бомбардировочный авиаполк был перевооружен на СБ и переформирован в скоростной бомбардировочный. Однако в целом этот процесс растянулся фактически до начала советско-финляндской войны, некоторые авиаполки ВВС ЛВО встретили войну, находясь в процессе освоения новой техники.


Пара бомбардировщиков СБ в полете

В подготовленном к 29 октября 1939 года командующим войскам ЛВО командармом 1-го ранта К.А. Мерецковым «Плане разгрома сухопутных и морских сил Финляндии», опираясь на собственные силы, округ был готов задействовать для поддержки сухопутных войск 1285 боевых самолетов, в том числе 380 скоростных, 80 легких, 66 тяжелых и 22 дальних бомбардировщика, 803 истребителя, 24 разведчика и 10 корректировщиков. Авиацию округа должны были дополнить ВВС Краснознаменного Балтийского флота в составе 296 боевых самолетов, в том числе 36 скоростных и 40 дальних бомбардировщиков, 150 истребителей и 70 гидросамолетов МБР-2. Всего для участия в операции был запланирован 1581 боевой самолет. Организационно эти силы были разделены на несколько группировок:

ВВС КБФ в составе 1-го минно-торпедного, 57-го скоростного бомбардировочного, 5-го и 13-го истребительных авиаполков, а также 11-й, 12-й и 13-й истребительных эскадрилий и нескольких морских разведывательных эскадрилий.

ВВС фронта в составе 15-й, 55-й и 71-й скоростных бомбардировочных, 14-й, 54-й и части сил 59-й истребительных авиабригад, а также 1-й дальней разведывательной эскадрильи – всего 819 боевых самолетов.

ВВС 7-й армии в составе 29-й тяжелобомбардировочной, 68-й легкой бомбардировочной авиабригад, 7-го и 25-го истребительных авиаполков, 32-й войсковой разведэскадрильи и 9-го корректировочного авиаотряда – всего 293 боевых самолета.

ВВС Петрозаводской группы войск –Управление 14-й авиабригады, 49-й истребительный и 72-й смешанный авиаполки – всего 96 боевых самолетов.

ВВС Мурманской армейской группы – 5-й смешанный авиаполк в составе 77 боевых самолетов. Этот же полк частью сил должен был поддерживать части РККА, наступающие из района Кандалакши на финский город Кеми.

В середине ноября Главным Военным Советом РККА было принято решение о развертывании на базе армейских групп 8-й (Петрозаводское направление) и 14-й (Мурманское направление) армий. Одновременно для управления войсками, действовавшими в северной Карелии на Ребольском, Ухтинском и Кандалакшинском направлениях было сформировано Управление 9-й армии. Авиагруппы 8-й и 14-й армий остались в основном в том же составе, для 9-й армии авиагруппу планировалось создать за счет перебрасываемых в ЛВО дополнительных авиационных частей.

В течение ноября в ЛВО были дополнительно направлены 16-я скоростная бомбардировочная авиабригада ВВС Белорусского Особого военного округа в составе 13-го, 18-го и 54-го СБАП, а также 13-я (6-й ДБАП и 41-й СБАП) и 27-я (21-й и 53-й ДБАП) авиационные бригады из состава 1-й авиационной армии особого назначения (АОН-1). Соединения АОН-1 поступали в непосредственное распоряжение ВВС фронта, а полки 16-й авиабригады планировалось использовать для усиления авиагрупп 8-й и 9-й армий. Однако отсутствие в полосе 9-й армии аэродромов, способных принять хотя бы один полк СБ, заставило отказаться от этих планов и большую част сил 16-й авиабригады решено было оставить в распоряжении ВВС фронта. Таким образом, к началу советско-финляндской войны ВВС ЛВО были значительно усилены. При этом состав группировок заметно различался, причем число самолетов у той или иной армии зависело не только от важности решаемых ею задач, но и от состояния аэродромной сети в полосе армии.

ВВС фронта 

Фронтовая авиация базировалась главным образом на аэродромные узлы в районах Ленинграда, Пскова, Новгорода и Старой Руссы. В состав авиации непосредственного фронтового подчинения вошли обе авиационные бригады из состава АОН-1 (за исключением 41-го СБАП), 16-я СБАБр (13-й и 54-й СБАП), 55-я СБАБр (44-й и 58-й СБАП), 71-я СБАБр (35-й и 50 СБАП). В составе этих соединений было в общей сложности 344 СБ и 158 ДБ-3. Еще 12 СБ было в составе 1-й дальней разведывательной эскадрильи.

Командующий ВВС фронта Евгений Саввич Птухин (1902–1942), участник боевых действий в Испании, командующий ВВС Ленинградского военного округа в 1938–1941.

В распоряжении Птухина оставалась 54-я ИАБр (19-й, 26-й и 44-й ИАП), отвечавшая за ПВО Ленинграда, а также штабов фронта и 7-й армии.  Полки бригады базировались на аэродромы Горелово, Углово, Манушкино, Ропша и Витино в непосредственной близости от города. В своем составе бригада имела 256 боевых самолетов, в том числе 183 И-16, 45 И-153 и 37 И-15бис. Надо отметить, что к моменту начала войны четвертые эскадрильи каждого её полка находились в процессе перевооружения с И-15бис на И-153 и фактически имели двойной комплект самолетов.

Ряд частей и соединений ВВС ЛВО хотя формально и числились в составе ВВС фронта, на деле являлись небоеготовыми, поскольку находились в процессе перевооружения на новую матчасть. Так бомбардировщики СБ осваивали 9-й ТБАП 29-й авиабригады и 10-й ЛБАП 68-й авиабригады. 9-й легкий штурмовой авиаполк перевооружался с легких бомбардировщиков ССС на истребители И-15бис, и хотя три из четырех его эскадрилий процесс уже почти завершили, они базировались на аэродромах Едрово, Крестцы и Кречевицы в глубоком тылу, обеспечивая прикрытие аэродромов в районе Новгорода, Старой Руссы и гдовского аэроузла. Имевшийся в составе ВВС ЛВО 14-й разведывательный авиаполк в боевых действиях планировалось задействовать лишь частично.

Без учета небоеспособных и незадействованных частей, в составе ВВС фронта было в общей сложности 356 СБ, 158 ДБ-3, 183 И-16, 45 И-153 и 37 И-15бис – всего 779 боевых самолетов. Здесь стоит сделать оговорку, что бомбардировщики 16-й авиабригады из-за плохой погоды прибыли к месту назначения только 1 декабря и формально в общее число их можно не включать. С другой стороны, опоздание бригады на один день вряд ли серьезно отразилось на работе советской бомбардировочной авиации 30 ноября и 1 декабря. Так все три дальнебомбардировочных авиаполка, несмотря на то что к началу войны уже были на месте, в боевых вылетах в первые дни войны не участвовали и начали свою боевую работу одновременно с бомбардировщиками 16-й авиабригады. Таким образом, включение сотни СБ 16-й бригады в состав группировки ВВС к началу конфликта видится вполне обоснованным.

Таким образом, несмотря на прибытие трех авиационных бригад, непосредственно подчиненные Птухину силы даже несколько сократились по сравнению с планом Мерецкова. Однако, если число истребителей «просело» более чем вдвое, то количество бомбардировщиков выросло на две сотни штук. Такое перераспределение больше соответствовало стоящим перед ВВС фронта задачам. Однако уже на этом этапе заложило ярко вскрывшуюся уже к концу декабря проблему с нехваткой у ВВС фронта истребителей для обеспечения боевых вылетов бомбардировщиков.

ВВС 7-й армии

В связи с начавшимся в ноябре переучиванием 9-го и 10-го бомбардировочных авиаполков на СБ, изначально запланированная для 7-й армии группировка авиации потеряла два из четырех предназначенных ей бомбардировочных полков. Однако командование округа с лихвой компенсировало эту потерю, передав в распоряжение Горюнова 15-ю скоростную бомбардировочную авиабригаду (2-й и 24-й СБАП), усиленную 41-м СБАП, переданным из 13-й авиабригады. Надо отметить, что 2-й СБАП только в конце сентября 1939-го закончил переход с ТБ-3 на СБ, но уже считался полностью боеспособным. Также в составе ВВС 7-й армии были оставлены 7-й ТБАП 29-й авиабригады и 2-й ЛБАП 68-й авиабригады. Таким образом, если по плану от 29 октября армию непосредственно должны были поддержать 66 ТБ-3, 10 СБ и 80 легких бомбардировщиков Р-5, ССС и Р-Зет, то теперь в распоряжении Горюнова имелось уже 165 СБ, 48 ТБ-3 и 51 легкий бомбардировщик. Ближе всех к будущему фронту, в Красногвардейске, базировались самолеты 3-го ЛБАП. 15-я авиабригада располагалась в районе Старой Руссы, но непосредственно перед началом боевых действий её самолеты перелетели в район Ленинграда. Тяжелые корабли 7-го ТБАП находились глубоко в тылу на аэродроме Едрово Новгородской области. Полк частично был нацелен на решение транспортных задач, в основном для облегчения маневрирования частей ВВС между аэродромами.


Командующий ВВС 7-й армии Сергей Кондратьевич Горюнов (1899–1967), участник боевых действий в районе озера Хасан.

ВВС 7-й армии также была передана вся 59-я легкая (истребительная) авиабригада. В её составе числились 7-й, 25-й и 68-й ИАП, имевшие на вооружении в общей сложности 122 И-16, 31 И-153 и 46 И-15бис. Четвертым и одновременно пятым полком бригады был 38-й ИАП. Еще в октябре из состава полка были выделены две эскадрильи под командованием майора Леденёва, предназначенные формируемому для переброски в Эстонию истребительному полку. Однако из-за отвратительного состояния эстонских аэродромов перебазирование до начала войны так и не состоялось. Между тем, оставшуюся часть 38-го полка под командованием майора Сюсюкалова за счет перевооружавшихся на «Чайки» эскадрилий 59-й бригады уже успели доукомплектовать матчастью и личным составом до полного штата. Таким образом, В результате в составе бригады оказались два, а точнее полтора 38-х ИАП. Однако де-факто оба полка к началу войны были лишь частично боеспособны. Полк Сюсюкалова насчитывал в своем составе 36 И-16 и 39 И-15бис при 53 летчиках, однако реально боеготовой была только одна эскадрилья на И-16. Вторая только что получила новейшие И-16 тип 18 с моторами М-62 и осваивала новую технику. Одна эскадрильи на И-15бис вообще находилась в Псковской области, обеспечивая ПВО гдовского аэроузла, а еще одна осваивала недавно полученные «бисы». Полк майора Леденева был просто недоукомплектован, имея 15 И-16, 15 И-153 и 10 И-15бис при 36 летчиках.

Всего же в составе 59-й авиабригады было 317 истребителей (175 И-16, 46 И-153 и 96 И-15бис) и 296 летчиков. Как и в 54-й авиабригаде, две из трех переучивающихся на И-153 эскадрилий имели новые И-153, частично сохранив и старые И-15бис. Например, 25-й ИАП имел в своем составе 32 И-16, 30 И-153 и 11 И-15бис. Еще в октябре часть сил 7-го и 25-го полков была переброшена на передовые аэродромы на Карельском перешейке – Левашово и Касимово, остальные же полки оставались в месте постоянной дислокации в городе Пушкин.


Районы базирования ВВС Ленинградского военного округа к началу советско-финляндской войны

Для корректировки огня многочисленной артиллерии армии помимо зарезервированного ранее 9-го корректировочного авиаотряда на Р-5 в состав ВВС армии включили еще и 16-й КАО на самолетах ССС. Таким образом, над Карельским перешейком предполагалось задействовать дюжину самолетов-корректировщиков.

В целом ВВС 7-й армии располагали весьма внушительной авиационной группировкой, насчитывающей в общей сложности 264 бомбардировщика, 317 истребителей и 12 корректировщиков – всего 593 боевых самолета. Это количество почти вдвое превышало запланированное Мерецковым в конце октября, при этом количество истребителей выросло почти втрое!

Всего же войска на Карельском перешейке с учетом фронтовой авиации могли поддержать 1372 боевых самолета ВВС РККА. Превосходство по этому параметру над финской армией было абсолютным. Достаточно сказать, что выделенные для действий на Карельском перешейке 1-й и 2-й авиаполки ВВС Финляндии располагали всего 46 истребителями, 35 легкими бомбардировщиками и разведчиками. Только ВВС 7-й армии в семь раз превосходили своего противника по численности.

Авиагруппы армий

У трех армий, действующих между Ладожским озером и Баренцевым морем, в отличие от 7-й армии своих собственных ВВС не было. Их авиагруппы подчинялись штабу ВВС фронта и командующие этими армиями в своих решениях по вопросу использования ВВС не были самостоятельными, будучи вынужденными согласовывать их со штабом ВВС фронта. Авиагруппы армий организовывались вокруг управлений авиабригад, за исключением авиагруппы 9-й армии. Ввиду отсутствия Управлений ВВС этих армий, вопросы снабжения, пополнения и т.д. целиком лежали на штабе ВВС фонта. Нельзя не отметить, что в весьма специфических условиях финского ТВД такая организация была довольно неудобна как для командующих армиями, так и собственно для Управления ВВС фронта. Неудивительно, что она просуществовала совсем недолго.

Авиагруппа 8-й армии

8-я армия в общем плане наступления играла довольно важную роль, имея задачу нанести удар вглубь Финляндии через северо-восточное Приладожье, в связи с чем насчитывала в своем составе шесть стрелковых дивизий с тяжелой артиллерией и танковой бригадой. Предполагалось усилить армию и серьезной авиационной группировкой. В дополнение к выделенным ранее 49-му ИАП и 72-му САП из состава 16-й авиабригаде армии планировалось передать 18-й СБАП. Руководство авиагруппой 8-й армии было возложено на Управление и штаб 14-й авиационной бригады под командованием комбрига И.И. Копца. Основными аэродромами базирования авиагруппы были Бесовец, Нурмолицы и Лодейное Поле. Одна эскадрилья с 12 И-15бис базировалась на аэродроме возле Новой Ладоги. Всего к началу боевых действий авиагруппа 8-й армии должна была иметь в своем составе 72 СБ и 104 истребителя. Но между «должна иметь» и «имела» была большая разница.

Командир авиагруппы 8-й армии Иван Иванович Копец (1908-1941), участник боевых действий в Испании, с 1938 года Заместитель командующего ВВС ЛВО.

К началу войны 18-й СБАП в состав авиагруппы так и не прибыл, застряв в пути вместе со всей 16-й авиабригадой из-за нелетной погоды, чем разом лишил 8-ю армию сразу 52 бомбардировщиков. В отличие от других полков 16-й бригады, полностью сосредоточиться на аэродроме Лодейное поле полк смог лишь к исходу 18 декабря, поэтому не учитывать его в составе авиагруппы 8-й армии на начало войны будет вполне справедливо. В отсутствие 18-го СБАП главной ударной силой авиагруппы 8-й армии становились две эскадрильи СБ 72-го смешанного авиаполка. Кроме них, 72-й САП располагал еще двумя эскадрильями истребителей И-15бис, однако буквально за несколько дней до начала войны командующий ВВС фронта распорядился отправить одну из них на север, в распоряжение 9-й армии.

Прибывший в полосу 8-й армии за несколько дней до войны 49-й ИАП имел в своем составе пять эскадрилий (пятая появилась в результате перевооружения 1-й с И-15бис на И-153) с 33 И-16, 17 И-153 и 27 И-15бис. Однако задействовать их на фронте в полном объеме для поддержки войск также было невозможно, поскольку в тылу армии находилось несколько стратегических объектов, требовавших истребители для обеспечения ПВО. Штаб фронта не нашел ничего лучше, чем использовать для этих целей истребители авиагруппы 8-й армии, причем, довольно странным образом. Тихоходные, но способные нести бомбы и вооруженные четырьмя пулеметами И-15бис в качестве легких штурмовиков логичнее было бы использовать на фронте, а вот скоростные И-16 уместнее бы выглядели в качестве истребителей ПВО. Но в реальности все было сделано ровно наоборот. Обе эскадрильи 49-го полка, вооруженные «бисами», были задействованы для обеспечения ПВО электростанции «Свирьстрой», гидроэлектростанции и железнодорожного узла Званка, а также аэродрома и станции Лодейное Поле. Эскадрилья И-15бис 72-го САП была оставлена на аэродроме Бесовец в качестве ПВО Петрозаводска. Если в случае с ПВО Новгорода и гдовского аэроузла выбор И-15бис можно объяснить тем, что использовались машины не полностью боеготовых частей, то здесь объяснить выбор И-15бис как истребителя ПВО довольно сложно.

С учетом того, что 1-я эскадрилья 49-го ИАП только заканчивала переучивание на И-153 и попала на фронт только 7 декабря, из занаряженных для 8-й армии 176 боевых самолетов реально поддержать части армии с первых же дней операции могли только два десятка СБ и 33 И-16.

Финская авиация перед фронтом 8-й армии имела всего одну эскадрилью из состава 1-го авиаполка в составе дюжины устаревших разведчиков и легких бомбардировщиков, однако к северу от Ладоги находился так же основной район действий скоростных двухмоторных бомбардировщиков «Бленхейм». Всего финский 4-й авиаполк к началу войны располагал семнадцатью такими машинами. Таким образом, в полосе 8-й армии по числе двухмоторных бомбардировщиков у сторон удивительным образом сложился паритет на первые две недели. 

Авиагруппа 9-й армии

Насколько бы плохо ни обстояли дела с авиацией у 8-й армии, у её северного соседа они были еще хуже. Части 9-й армии наступали вглубь Финляндии тремя колоннами, разрывы между которыми достигали 150–200 километров. Ситуация с аэродромами, как выше уже было сказано, здесь была самая скверная: из трех имевшихся небольших аэродромов для поддержки войск можно было задействовать только один. В этой связи к началу войны вся авиагруппа состояла из 14 истребителей И-15бис из состава 1-й эскадрильи 72-го САП и пары разведчиков Р-5 неизвестной принадлежности (возможно, машины принадлежали 1-му Пограничному отряду).


Командир авиагруппы 9-й армии Уар Федорович Мельников (1902-?)

Командовал авиагруппой полковник У.Ф. Мельников. Поскольку единственный позволявший истребителям полноценно работать над финской территорией аэродром Чикша располагался на центральном направлении, авиагруппа армии могла поддержать только наступающую здесь 163-ю дивизию, по сути, наносившую вспомогательный удар. Кроме того, у ВВС 9 армии фактически отсутствовали тыловые структуры: первая авиабаза прибыла на фронт армии только в 20-х числах декабря. Финской авиации на данном направлении не базировалось, но периодически в полосе действий армии появлялись финские «Бленхеймы», выполнявшие разведывательные полеты и попутно бомбившие обнаруженные цели. Имевшиеся у 9-й армии И-15бис в борьбе с этим финским «чудо-оружием» были совершенно бесполезны из-за значительной разницы в максимальных скоростях и фактически полного отсутствия системы воздушного наблюдения и оповещения.  

Авиагруппа 14-й армии

Единственной авиационной группировкой, не претерпевшей по сравнению с планом от 29 октября почти никаких изменений, была авиагруппа 14-й армии. Она представляла собой Мурманскую авиабригаду под командованием С.А. Красовского, в состав которой были включены 5-й смешанный авиаполк пятиэскадрильного состава (24 СБ, 15 И-15бис, 17 И-153 и 18 И-16) и две дальнебомбардировочные эскадрильи (22 ДБ-3), переброшенные из Монино в период с 6 по 22 ноября. «Лишняя» по сравнению с октябрьским планом истребительная эскадрилья, как и в 49-м ИАП, образовалась в результате перехода 1-й эскадрильи 5-го САП с И-15бис на И-153. На старой матчасти удалось сформировать новую эскадрилью с использованием резерва пилотов. Впрочем, новая эскадрилья немедленно перекочевала в оперативное подчинение Военного Совета Северного флота и первое время входила в систему ПВО главной базы Полярное.


Командир авиагруппы 14-й армии Степан Акимович Красовский (1897-1983)

Таким образом, у командования 14-й армии имелся весьма приличный кулак в лице 46 бомбардировщиков и 50 истребителей. В полосе 14-й армии было три готовых к использованию аэродрома в районе Мурманска – Мурмаши, Шонгуй и Ваенга. Действуя с этих аэродромов бомбардировщики армии могли наносить удары не только в полосе своей армии, но и оказывать поддержку правофланговым частям 9-й армии.

ВВС флота

Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота представляли собой еще одну достаточно мощную авиационную группировку на ТВД. Про неё написано несколько хороших работ, поэтому не будем останавливаться на моряках подробно. Основной ударной силой морской авиации на Балтике была 8-я бомбардировочная авиабригада в составе 1-го минно-торпедного и 57-го скоростного бомбардировочного авиаполков, насчитывающих в общей сложности 111 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ. Еще более многочисленной была истребительная авиация, сведенная в 61-ю истребительную авиабригаду. В её составе были 5-й и 13-й авиаполки, а также 11-я, 12-я и 13-я отдельные истребительные эскадрильи. Всего в составе бригады было 214 самолетов И-16, И-15бис и И-153. Большинство аэродромов 8-й и 61-й авиабригад располагалось на юго-восточном побережье Финского залива, здесь же базировались 18-я и 58-я морские ближнеразведывательные эскадрильи, а также 12-й и 44-й отдельные авиаотряды, имевшие на вооружение в общей сложности полсотни летающих лодок МБР-2. При штабе КБФ имелась 71-я отдельная эскадрилья с десятком разведчиками Р-5. Помимо этих сил в составе ВВС КБФ имелась 10-я авиабригада, дислоцированная на территории Эстонии и Латвии. Бригада включала три морских ближнеразведывательных эскадрильи (12-я, 43-я и 44-я) с 39 МБР-2. Так же из состава ВВС КБФ 41-я МБРАЭ с 13 МБР-2 была переброшена в Новую Ладогу для действий в составе Ладожской военной флотилии.


Командующий ВВС КБФ Василий Васильевич Ермаченков (1906-1963), участник боев у озера Хасан.

Наконец, свои ВВС имел и Северный флот. 118-й морской разведывательный авиаполк с 41 МБР-2 базировался в Грязной Губе, а 49-я МБРАЭ (13 МБР-2) – на озере Холмовское неподалеку от Архангельска. Однако последняя из них из-за удаленности от ТВД участия в боевых действиях фактически не принимала, равно как и дислоцированная в Лиепае 43-я МБРАЭ ВВС КБФ.

В ходе боевых действий ВВС КБФ должны были решать свои специфические задачи. На истребители возлагалось прикрытие Кронштадта и Ленинграда со стороны моря, обеспечение ПВО баз КБФ на южном побережье Финского залива, а также содействие в захвате десантными отрядами островов Гогланд, Сейскари и Лавенсаари. Бомбардировщики должны были уничтожить финский флот в его базах (в первую очередь два финских броненосца береговой обороны), а также морскую авиацию на аэродромах и береговые укрепления финнов к западу от Котки, содействовать захвату островов и организовать противолодочную оборону в Финском заливе и на Ладоге. Специально для операции по захвату островов в Финском заливе из частей ВВС КБФ временно была сформирована авиагруппа особого назначения (АГОН) в составе 139 бомбардировщиков, истребителей и разведчиков. ВВС Северного флота помимо стандартных задач по обеспечению ПВО, должны были вести воздушную разведку в западной части Баренцева моря с целью «обнаружить появление иностранных военных кораблей на театре…»

В общей сложности авиация действующей армии и флота к началу боевых действий включала шестнадцать бомбардировочных, два смешанных, одиннадцать истребительных и один морской разведывательный авиаполки, одиннадцать отдельных эскадрилий и четыре отдельных авиаотряда. В их составе насчитывался 1591 боевой самолет ВВС РККА и 465 боевых самолетов авиации флота, в том числе 48 четырехмоторных, 844 двухмоторных и 51 легкий бомбардировщик, 936 истребителей, 24 сухопутных и 130 морских разведчиков, а так же 12 корректировщиков. Учитывая наличие в составе ВВС Финляндии современных скоростных бомбардировщиков «Бленхейм», руководство вооруженных сил очень серьезно отнеслось к вопросу обеспечения противовоздушной обороны важных объектов и крупных прифронтовых городов, таких как Ленинград, Петрозаводск и Мурманск. Еще 15 ноября К.Е. Ворошилов приказал Мерецкову привести в полную боевую готовность все активные средства ПВО, а также установить особый режим полетов гражданской авиации над Ленинградом, Мурманском и Петрозаводском. На цели ПВО было задействовано более трети всех истребителей, в том числе вся 54-я авиабригада и более половины истребителей авиагруппы 8-й армии.

Материал входит в цикл:
Поделиться
Комментарии
Витя Комаровский
01.03.2023 08:08:16
Спасибо, очень подробно и обстоятельно. Серьезный труд.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.