Ушаков против турок. Успехи мирного времени

28 мая 2024

Сергей Махов

По результатам русско-турецкой войны 1768–1774 годов Османская империя лишилась Крымского ханства, которое очень быстро вошло в сферу влияния России. Хан Шагин-Гирей был прекраснодушным мечтателем, решившим воплотить в жизнь свои социальные фантазии. Он установил наследственное право на крымский престол (в течение 300 лет до этого хана выбирали), взвинтил налоги в пять раз и затеял устройство регулярной армии по российскому образцу. Однако правитель совершенно не учитывал менталитет крымских татар и мусульманские обычаи, и потому очень скоро ханство оказалось на грани бунта. А уже в 1777 году Петербург задумался о присоединении Крыма к России. Конечно же, происходящее не устраивало турок.

Боевой дебют советского пикировщика

21 мая 2024

Михаил Тимин

Мнение о том, что бомбардировщик А. А. Архангельского Ар-2 мало чем отличается от своего собрата СБ, давно укоренилось среди любителей истории отечественной авиации — принято считать, что его боевое применение на начальном этапе Великой Отечественной войны было столь же неудачным. Слова же «советский пикирующий бомбардировщик» вызывают устойчивые ассоциации с «Петляковым» Пе-2, и зачастую только с ним. Однако документы говорят о том, что там, где Ар-2 был достаточно хорошо освоен, он применялся удачно, и применялся удачно именно в качестве пикировщика…

Великие крейсерские войны: драка за испанское наследство

21 мая 2024

Сергей Махов

Грандиозная рейдерская война, развязанная Францией против англо-голландского союза в конце XVII века в рамках войны Аугсбургской лиги, не оправдала надежд французского короля и его министров. Несмотря на отдельные громкие успехи, в стратегическом плане она была провальной. Тем не менее, в начавшейся через несколько лет Войне за испанское наследство Франция вновь сделала ставку на корсаров.

Основные боевые действия линейных флотов в ходе начавшейся войны развернулись у берегов Испании и в Средиземном море. Англичане и голландцы активно готовились к высадке войск на Пиренейском полуострове, Хоум Флит был озабочен охраной загружающихся на транспорта войск. Большая часть Ройал Неви ушла в воды Леванта. Этим не преминули воспользоваться корсары.

Таран лейтенанта Книжника и «Брюстер», который не хотел умирать

19 мая 2024

Михаил Тимин

Ранее на сайте была опубликована статья автора о лобовом таране в воздушном бою 12 августа 1941 года, в котором столкнулись два истребителя: советский И-15бис командира 1-й эскадрильи 65-го ШАП капитана Митрофана Краснолуцкого и финский MS.406 старшины Йормы Норола из эскадрильи 1/LeLv 28. Тогда оба лётчика сумели благополучно вернуться на свои аэродромы и вместе с самолётами попали в объектив фотоаппаратов. Интересно, что подобный случай в деталях повторился через полгода: вновь над озёрами Карелии произошло столкновение между советским и финским самолётами, и вновь обе машины вернулись на свои аэродромы.

Великие крейсерские войны. Франция против Аугсбургской лиги

17 мая 2024

Сергей Махов

Словосочетание «крейсерская война» в русскоязычной среде обычно употребляют по отношению к действиям Владивостокского отряда крейсеров в Русско-японскую войну, действиям эскадры Шпее и лёгкого крейсера «Эмден», операциям подводных лодок (ноу-хау крейсерской войны XX века) в Первую и Вторую мировые войны. Но самая масштабная в истории крейсерская война между Францией и альянсом Англии и Голландии состоялась гораздо раньше — на рубеже XVII и XVIII веков.

Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов»

10 мая 2024

Михаил Тимин

Утром 22 июня 1941 года лётчики ВВС Красной армии сошлись в смертельной схватке с самыми совершенными на тот момент военно-воздушными силами мира — люфтваффе. Эффективно противостоять немцам в воздухе было невероятно сложно, и в безвыходных ситуациях советские лётчики уже в первых боях применили «запрещённый приём», тараня самолёты врага. Два первых по хронологии тарана совершили Иван Иванов и Дмитрий Кокорев. За ними последовали ещё три, выполненные в первый день войны Леонидом Бутелиным, Петром Рябцевым и Анатолием Азаренковым.

Как Нидерланды стали республикой. Часть 5. Образование Союза Семи Провинций

08 мая 2024

Сергей Махов

После смерти в 1584 году штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского голландцы рассматривали вариант предложить корону мятежной Фландрии Елизавете Английской, которая считалась лидером протестантского мира. Более того, в самый кризисный период Нидерландской революции она направила войска на помощь повстанцам. Однако для Елизаветы Фландрия была лишь ареной для дипломатических интриг, где она решала сугубо свои собственные интересы. Тот факт, что голландцы признали её фаворита графа Лестера генерал-губернатором Соединённых провинций, вызвал сильное раздражение королевы, которая усмотрела в этом шаге покушение на права монархов. Через год она уже всерьёз задумалась о голландской короне. Одновременно и голландцы задались вопросом: а зачем им вообще монархия?

Первые «Мессершмитты» в Финляндии. «Мерсу» на защите Хельсинки. Часть 2

06 мая 2024

Олег Киселев

Несмотря на вскрывшийся ворох проблем с «Мерсу» и их моторами, начало боевой работы отряда капитана Паули Хенрика Эрви в системе противовоздушной обороны Хельсинки внушало оптимизм. За пару недель его летчики смогли «сбить» один разведчик, еще в нескольких случаях успешный перехват не удавался только из-за умелых действий экипажей противника. Но уже было ясно: «Мессера» при грамотном наведении вполне способны успешно перехватывать советские Пе-2. А это значит, что в перспективе можно было если и не полностью закрыть столичное небо советским разведчикам (фактор погоды всё-таки никто не отменял), то сделать для них вылеты в район Хельсинки мероприятием максимально рискованным и затратным.

Спасти транспорт «Ballot»

Для транспорта «Ballot» это был второй рейс в Мурманск, в составе союзных конвоев. Первый раз он должен был идти в составе конвоя PQ-12 в марте 1942 года (Исландия – Мурманск), но по различным причинам попал в состав конвоя PQ-13 (Рейкьявик-Мурманск). Транспорт был повреждён немецкой авиацией 28 апреля 1942 года, часть экипажа перешла на другие корабли конвоя, сам корабль с оставшейся частью команды был отбуксирован в Мурманск и ушёл обратно в составе конвоя QP-11.

Второй раз в составе конвоя JW-51B (Шотландия – Мурманск). Конвой вышел из порта Лох-Ю 22 декабря 1942 года, в первых числах января 1943 года прибыл в Мурманск. Транспорт «Ballot» в Мурманск не пришёл…

Дмитрий Кокорев – герой 22 июня 1941 года

02 мая 2024

Михаил Тимин

Тема воздушных таранов первого дня Великой Отечественной войны неоднократно затрагивалась в работах историков как в последние годы, так и ранее, начиная с результатов поисков знаменитого исследователя истории обороны Брестской крепости С. С. Смирнова, опубликованных ещё в семидесятые годы (и, кстати, довольно хорошо соответствующих документам). Необходимо отметить, что за редким исключением эти исследования носили скорее характер художественных публикаций или воспоминаний участников событий, что не могло не повлиять на степень их исторической достоверности. В итоге в девяностых годах прошлого столетия в научно-публицистической литературе усилиями различных авторов сложилось совершенно фантастическое представление о количестве воздушных таранов, выполненных советскими пилотами в первый день войны.

Новости 11 - 20 из 215
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все